На фоне уже заявленного представителями новой политической генерации намерения провести ревизию результатов судебной реформы своих предшественников вопрос относительно деятельности Высшего антикоррупционного суда (ВАС) остается неприкосновенным: в том смысле, что запуск нового высшего специализированного суда как ключевой институции в инфраструктуре антикоррупционных органов государства является одним из приоритетов и для нового поколения власть имущих. Другой вопрос, что законодательный фундамент для деятельности ВАС, еще год назад заложенный Верховной Радой Украины VIII созыва, оказался непрочным. О потенциальных вызовах, связанных в том числе с несовершенством законодательной базы, которые могут омрачить дебют новой обители Фемиды, в ходе различных профессиональных дискуссий в последние месяцы говорилось очень много. Одним из возможных рисков для ВАС может стать чрезмерная нагрузка — существенное количество уголовных производств, которое должно поступить на его рассмотрение в начале осени, а именно — 5 сентября с.г., когда, как было решено на первом собрании судей этого суда 7 мая с.г., должна начаться его процессуальная деятельность.
Решить этот проблемный вопрос еще до момента его реального возникновения предложил Президент Украины. 8 июля с.г. Владимир Зеленский внес на рассмотрение парламента проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О Высшем антикоррупционном суде» (относительно начала работы суда)» № 10426. Как отмечается в пояснительной записке к законодательной инициативе, предусмотренный действующим законодательством порядок передачи в ВАС подсудных ему производств, которые сейчас рассматриваются другими судами, приведет к поступлению в суд тысяч уголовных дел, цитируем, «не относящихся к топ-коррупции, производств, по которым истекли сроки давности и которые расследовались органами досудебного расследования с нарушением правил подследственности». Так, согласно статистическим данным по состоянию на 17 мая 2019 года, не менее 3592 уголовных производств должны быть переданы в суд в соответствии с требованиями закона, 3406 из них находятся в судах первой инстанции, а 186 — в судах апелляционной инстанции. При этом только в 169 из 3592 уголовных производств досудебное расследование осуществлялось Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ). Законодательной инициативой предлагается изложить в новой редакции подпункт «х» подпункта 3 пункта 2 раздела VI «Заключительные и переходные положения» профильного закона (речь идет о подпункте 202 раздела XІ «Переходные положения» Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины), в частности, предусмотрев, что подсудность Высшего антикоррупционного суда, определенная УПК Украины, как суда первой, апелляционной инстанции, его следственных судей распространяется на уголовные производства, сведения о которых внесены в Единый реестр досудебных расследований со дня начала работы этого суда. А до дня старта его деятельности — на уголовные производства, если досудебное расследование по ним осуществляется или осуществлялось НАБУ и завершено прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Также предусмотрено, что в ВАС передаются все уголовные производства, досудебное расследование по которым проводится/проводилось НАБУ и завершено прокурорами САП и судебное рассмотрение которых судами первой, апелляционной инстанций не завершено до дня начала работы нового высшего специализированного суда.
Следует отметить, что проект № 10426 был определен главой государства как неотложный для рассмотрения парламентом. Более того, Президент Украины предлагал парламентариям собраться 18 июля с.г. на внеочередное заседание для рассмотрения трех законодательных инициатив, в том числе и указанного проекта, но народные депутаты Украины VIIІ созыва так и не вышли из избирательного пике по причине регламентной казуистики. Дескать, поскольку 12 июля с.г. состоялось последнее пленарное заседание в рамках десятой сессии нынешней парламентской каденции (хотя, согласно календарному плану работы Верховной Рады Украины, с 15 по 19 июля 2019-го законодатели должны были работать в комитетах, комиссиях и фракциях), внеплановая рабочая встреча в здании под куполом, по мнению спикера парламента, возможна только в формате внеочередной сессии. В результате законодательный сценарий, призванный купировать потенциальный риск для ВАС, остался нереализованным.
Успеют ли новые законодатели решить потенциальную проблему чрезмерной нагрузки на «антикоррупционных» судей до 5 сентября с.г.? Теоретически это возможно, ведь согласно правилам, регламентирующим порядок подготовки к первой сессии нового созыва законодательного органа (нормам Законов Украины «О регламенте Верховной Рады Украины» и «О выборах народных депутатов Украины»), точкой отсчета 30-дневного срока для принятия народными избранниками присяги на торжественном заседании Верховной Рады Украины IX созыва, предшествующем началу первой сессии, будет официализация результатов парламентских выборов: Центральная избирательная комиссия (ЦИК) должна официально обнародовать итоги волеизъявления граждан в профильных изданиях не позднее чем на пятый день после их установления (его дедлайн — 5 августа с.г.). То есть шанс начать новую законодательную эру в конце августа 2019-го есть, правда, очень призрачный.
В то, что новый состав парламента сможет заработать до осени, не особо верят и представители «президентской» команды. Так, 30 июля с.г. в ходе брифинга руководитель Офиса Президента Украины Андрей Богдан высказал предположение, что до сентября с.г. новоизбранный состав Верховной Рады Украины не сможет начать работу. «Как юрист я понимаю сроки начала работы Верховной Рады Украины, и, наверное, она не успеет приступить к своей деятельности до 1 сентября 2019-го. Это зависит не от нас, а от большого количества судебных процессов, которые не дают возможности ЦИК сформировать в конечном варианте тот состав парламента, который нас ожидает, в ближайшие дни», — пояснил он.
Что касается не законодательной, а материально-технической базы для ВАС, то не так давно она была существенно «усилена». 5 июля с.г. Высшим антикоррупционным судом и региональным отделением Фонда государственного имущества Украины по городу Киеву был подписан договор, на основании которого суд будет обеспечен помещением по адресу: проспект Победы, 41, в Киеве. Раньше, отметим, это здание было местом «прописки» одного из финансовых учреждений — по указанному адресу находился головной офис «Брокбизнесбанка». Напомним, что ранее было принято решение о временном размещении высшего специализированного суда в помещениях по адресам: ул. Крещатик, 42а, и пер. Крестовый, 4: в этих локациях располагался другой храм правосудия — Печерский районный суд г. Киева.
Ольга КИРИЕНКО • «Юридическая практика»
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
В шаге от ВАС
Вера МИХАЙЛЕНКО, судья-спикер
Высшего антикоррупционного суда
— Вера Владимировна, как вы можете прокомментировать предложенный в законопроекте № 10426 концепт обеспечения надлежащей деятельности ВАС, подразумевающий, что в суд должны поступить только дела, досудебное расследование которых ранее осуществляли Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП)?
— В современных условиях правового регулирования ВАС нельзя рассматривать как специальную институцию, созданную для нужд НАБУ и САП, поскольку он является органом правосудия и частью системы судоустройства Украины, а его процессуальная основа допускает рассмотрение дел, по которым досудебное расследование проводилось другими органами. Поэтому основная проблема заключается не в том, что в суд поступят дела, досудебное расследование по которым завершено не НАБУ и САП, а другими субъектами, а в количестве и качестве предоставленных материалов, которые уже рассматриваются в судебном порядке. Анализ статистических данных относительно запланированных для передачи дел свидетельствует о незначительном количестве (менее 10 %) уголовных производств, по которым следствие было завершено НАБУ, в остальных случаях оно завершалось другими органами — милицией, полицией, Службой безопасности Украины, прокуратурой. В некоторых делах уже истекли сроки давности привлечения к ответственности или же заканчиваются в ближайшие год-полтора. Кроме того, нужно отметить, что передача дела из общего местного суда влечет за собой его рассмотрение заново — со стадии подготовительного судебного заседания. С учетом принципов, на которых базируется современный уголовный процесс, это может привести к невозможности проведения допроса ранее допрошенных свидетелей и использования ранее собранной доказательственной базы, невозможности привлечения к ответственности в связи с истечением сроков и другим проблемам. Поэтому передача этих дел опасна не только тем, что ВАС может не справиться с запланированной нагрузкой, но и в первую очередь тем, что рассмотрение значительного массива уголовных производств может зайти в тупик.
Говоря о проблемных вопросах, на мой взгляд, нужно иметь в виду не только нормальное функционирование ВАС, но и эффективность осуществления правосудия по всем делам, которые находятся на рассмотрении судов Украины. Предложенный законопроектом вариант может стабилизировать ситуацию в целом. Хотя справедливости ради надо сказать, что подсудность — это не единственная процессуальная проблема для ВАС.
— Вполне возможно, что до 5 сентября с.г. новый парламентский созыв не успеет принять соответствующий закон. Как быть в таком случае: скажем, возможен ли вариант, что собрание судей ВАС пересмотрит свое предыдущее решение о начале процессуальной деятельности?
— Мы настроены на то, чтобы начать осуществлять правосудие в ранее обусловленный срок — с 5 сентября 2019 года. Сейчас ведется работа, направленная на подготовку к успешному «запуску» суда. Судьи объединены в рабочие группы по разным направлениям (выявление и анализ проблемных вопросов в действующем законодательстве; разработка коммуникационной стратегии, разработка основ использования автоматизированной системы документооборота суда и пр.), руководство ВАС эффективно решает различные организационные и административные вопросы, проводятся конкурсные процедуры на занятие вакантных должностей в аппарате суда и т.д.
Запланированное для поступления в ВАС количество дел, действительно, может усложнить начало работы суда, в том числе и в силу наличия процессуальных пробелов в механизмах передачи, особенно в тех случаях, когда материалы дел переданы ошибочно и объективно неподсудны суду. Но на данном этапе никаких изменений даты начала работы ВАС не планируется.
— Правильно ли мы понимаем, что «квартирный вопрос» для ВАС уже не актуален? Как сейчас обстоят дела с переездом из зданий, ранее предоставленных для временного размещения суда?
— Планируется, что следственные судьи и часть аппарата суда будут находиться в здании по адресу: ул. Крещатик, 42а, а коллегии судей будут размещаться в помещении на проспекте Победы. В ближайшее время мы постепенно начнем «переезжать» и организовывать рабочие кабинеты. По правде говоря, оба здания нуждаются в проведении ремонта и надлежащем материально-техническом оснащении. Например, в помещении на проспекте Победы нужно провести перепланировку с учетом организации залов судебных заседаний (их там просто нет), которые, к слову, должны планироваться и создаваться в соответствии со строительными нормами. Кроме того, не стоит забывать о деятельности Апелляционной палаты ВАС, которая хоть и является отдельной структурой, но тоже требует надлежащих условий для осуществления правосудия.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…