Практические аспекты продвижения юридических услуг — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 52 » Практический ход

Практический ход

Рубрика Продвижение
Второй день PLS 2019 был посвящен практическим аспектам продвижения юридических услуг
Успех современного юриста часто измеряется его способностью послужить государству, когда это требуется, и вернуться в частную практику. НА ФОТО (слева направо): Наталия МИКОЛЬСКАЯ, Армен ХАЧАТУРЯН, Сергей КОЗЬЯКОВ и Иван ЛИЩИНА

Прикладные вопросы, такие как персональный бренд партнера, нестандартные приемы продвижения, эффективность в юридическом бизнесе и HR-менеджмент, оказались в фокусе внимания участников во второй день (13 декабря 2019 года) VII Международного форума продвижения юридических услуг (PLS 2019). А финальным аккордом PLS 2019 стала сессия Success Stories — уроки, которые вдохновляют…

Брендовые идеи

«Что для вас является успешным персональным брендом?» — открывая секцию «Персональный бренд партнера», поинтересовалась у присутствующих модератор, партнер, CEO АО AVER LEX Юлия Патий. «Когда вас будут ассоциировать с тем, чем вы занимаетесь», — ответил партнер АО Barristers Алексей Шевчук. «Успешный бренд — это бренд, который достигает своей цели, а цели бывают разными», — добавил управляющий партнер ПЮА «Дубинский и Ошарова» Михаил Дубинский. Для ассоциированного партнера ЮК Legal House Group, управляющего партнера АО «Овчаров и Партнеры» Дениса Овчарова это узнаваемость. Партнер ЮК EVERLEGAL Александр Ружицкий придерживается другого мнения, ведь узнаваемость может быть и «токсичной», поэтому в этом контексте для него важна репутационная составляющая.

По словам Алексея Шевчука, сегодня клиент уделяет внимание «психотипам юристов»: если бы у клиентов не было запросов на услуги, оказываемые конкретными лицами, персоналиями, то мы бы сегодня это не обсуждали. В персональном бренде партнера, по мнению г-на Дубинского, важна стратегия компании: ведь можно развивать звездную команду, а можно развивать команду звезд — это две большие разницы. Он убежден, что компании необходимо инвестировать в развитие персонального бренда партнера, однако это следует делать осознанно. «Бренд компании ценнее и значимее персонального бренда юриста», — подчеркнул спикер.

Для чего нужен персональный бренд партнера? Какие перед ним стоят задачи? Такие вопросы г-жа Патий задала г-ну Шевчуку и партнеру Sayenko Kharenko Светлане Мусиенко. «Для самоидентификации, — ответил г-н Шевчук. — И чтобы идентифицировать себя, необходимо сосредоточиться на собственных отличительных чертах». Персональный бренд Светлану Мусиенко интересует сквозь призму репутации, потребности делиться и формировать экспертную среду. Она поддерживает точку зрения коллег, что бренд компании ценнее персонального, тем не менее ее компания тоже инвестирует в развитие персональных брендов партнеров.

«Органичный бренд — это отображение личности профессионала и человека», — убежден Александр Ружицкий. Персональный бренд должен быть в первую очередь настоящим — так можно найти собственную аудиторию. «Если тебя признают как эксперта, к тебе начнут прислушиваться, и так легче убеждать других», — добавил г-н Ружицкий. Директор по маркетингу и PR ЮФ Evris Анастасия Жулина высказала альтернативную позицию: иногда бренд юриста — это всецело работа пиара и маркетинга. «Бренд — это то, что мы создаем. Юрист может быть прекрасным профессионалом, однако ему может недоставать некой «магии», — подчеркнула г-жа Жулина.

Как создать уникальный персональный бренд? «Выход из зоны комфорта — это тоже своего рода оттачивание уникальности», — прокомментировал Денис Овчаров. Персональный бренд, по его мнению, это механика — написания текстов, сторителлинга, ораторского искусства — всему этому можно научиться. Следовательно, необходимо понять, чего юристу не хватает, и выходить за рамки. Это привлекает.

«В 2020 году вес персональных брендов партнеров возрастет, и это будет влиять на рынок сильнее, чем бренд компании», — прогнозирует маркетинг-, PR-менеджер ЮК EVERLEGAL Дария Кравец. Она убеждена: чтобы сформировать доверие, персональный бренд должен быть искренним и правдивым; помимо экспертности должна быть собственная «фишка» — уникальность персонального бренда. «Необходимо думать на два шага вперед, делать то, о чем другие только размышляют», — резюмировала г-жа Кравец.

Повышение эффективности

На секции «Эффективность в юрбизнесе: работаем на высоких скоростях» PLS 2019 обсуждались в основном вопросы личной результативности партнеров. Модератором секции выступил партнер АО «Шкребец и Партнеры» Алексей Менив, участниками дискуссии — управляющий партнер ЮК PRAVO GARANT Роман Загрия, управляющий партнер MITRAX Кирилл Фесик, старший партнер ALEXANDROV & PARTNERS Дмитрий Александров, старший партнер Pavlenko Legal Group Александра Павленко, партнер ЮК ILF Арсен Бучковский и партнер Kreston GCG Артем Ковбель. Эффективность в юридическом бизнесе, по словам г-на Менива, достаточно субъективное понятие, которое может выражаться в количестве заработанных денег, месте в рейтинге или количестве и «качестве» клиентов.

Чтобы говорить об эффективности, необходимо понять, какие ресурсы имеются в распоряжении юриста. Дмитрий Александров выделил два основных — время и энергия. Есть два подхода ко времени. Во-первых, это социальный договор (данный подход важен для социума и бизнеса), во-вторых, концепция «здесь и сейчас» (данный подход связан с энергией и эффективностью). По словам спикера, деятельность, во время которой человек не отвлекается, переносит его в момент «здесь и сейчас», и его концентрация максимальна, что приводит к повышению эффективности. Следовательно, ключ к повышению эффективности — концентрация внимания. Однако главное для эффективности — это энергия. Г-н Александров подчеркнул, что энергия может быть направлена только в одну точку с помощью концентрации, фокуса. Расфокусировка приводит к рассеиванию внимания, как результат — к рассеиванию энергии, соответственно, и к неэффективности. Дмитрий Александров указал на необходимость «прокачки мышц» внимания, воображения и концентрации. «Управляя этими процессами, мы повышаем свою эффективность и развиваем способность создавать свою реальность», — добавил спикер.

Александра Павленко откровенно поделилась историей своего профессионального выгорания. Рано или поздно каждый задает себе вопрос: кто я? В свое время она задалась таким вопросом и осознала, что юристом является отчасти. Это профессия, которая помогла ей проявить свои способности в определенной сфере. В декабре прошлого года г-жа Павленко полностью передала бизнес в управление подготовленной заранее команде. Появившееся свободное время она посвятила путешествиям, творчеству, креативной деятельности. При этом доход ее компании в 2019-м вырос в два раза, а команда сильно прогрессировала. В сентябре 2019-го она вернулась в бизнес и теперь занимается его стратегическим развитием, корректирует движения компании. «Все началось со спортивного костюма», — призналась Александра Павленко и призвала юристов быть честными с собой.

Кирилл Фесик убежден, что юрист может переходить в другой бизнес, и подчеркнул, что это даже необходимо делать, ведь юрист как правило разбирается в тонкостях бизнеса наравне с собственным клиентом. Юридический бизнес очень тесно переплетен с консалтингом, и иногда хороший проект проще создать, чем купить. «Если вы успешны на юридическом рынке, будете успешны и в бизнесе», — убежден г-н Фесик.

На уровнях и инструментах изменения ключевых показателей эффективности (KPI) юрфирмы и юристов сосредоточился Роман Загрия. KPI — это числовые показатели деятельности предприятия и система оценки, помогающая компании достичь стратегических и текущих целей. KPI имеет особое место в бизнес-процессах компании. Как известно, работа юриста не измеряется количественными показателями, а 100 подготовленных им исков могут быть различной сложности. Как в таком случае можно измерить KPI юриста? В числе инструментов измерения KPI спикер выделил SRM, отзывы коллег и клиентов и план развития сотрудников. Правильное формирование целей сотрудников компании позволяет верно определить показатели эффективности. Как считает г-н Загрия, этот процесс индивидуальный для каждой юридической компании.

Артем Ковбель добавил, что в его компании главный KPI — это деньги на счету. «Мы работаем над тем, чтобы ускорить поступление денег на счет», — сказал спикер. Существует KPI нефинансового характера в разрезе каналов продаж: написание статей, выступление на мероприятиях, количество приведенных новых клиентов и встреч. KPI — это микроцели, позволяющие сфокусировать энергию в одной точке.

В завершение сессии Арсен Бучковский рассказал об эффективной системе управления юридической компанией. Есть функциональная система управления (разделение по практикам), а есть проектное управление (когда команда собирается для конкретного проекта). Обе эти модели не подходили компании г-на Бучковского, и был избран третий вариант — матричная структура управления, соединяющая компоненты двух предыдущих моделей. Спикер ознакомил участников с особенностями управления проектами и ресурсами в избранной ими модели управления юридической компанией.

Выход за рамки

Секретами нестандартных способов продвижения юридических услуг поделились представители PR, BD юрфирм.Модератором сессии выступила Юлия Фурманова, СОО Юридической группы LCF, которая отметила, что сейчас внутри своей компании они выбирают путь собственного продвижения и промотирования «судебных» изменений. В качестве примера модератор рассказала об опыте генерального партнерства Юридической группы LCF в проведении судебных форумов. По ее словам, это сделало возможным максимальное привлечение не только юридических изданий, но и общественно-политических СМИ. Способствовали этому динамический вижуал, яркая обложка, усиление взаимодействия с профильными СМИ, комплексная коммуникационная кампания, а также привлечение PR-агентства.

Г-жа Фурманова подчеркивает: цель заключалась не только в максимальном освещении мероприятия со стороны журналистов и пресс-служб, но и в изменении стереотипа bad judge, который сейчас прочно укоренился в медиа.

Мария Кошутская, PR-менеджер «KPMG в Украине», рассказала об особенностях проведения нетривиальных мероприятий. Как подчеркивает спикер, ивенты — это полноценный инструмент коммуникаций, во время которых, как показывает опыт компании, также происходит продажа услуг. Г-жа Кошутская уверена, что сейчас рынок перенасыщен классическими форматами проведения мероприятий. В качестве экспериментального формата мероприятия в их компании была выбрана театральная постановка «Ревизор», посвященная вопросам трансфертного ценообразования: она позволила донести сложную тему и обеспечить долгосрочное позитивное восприятие. Также спикер упомянула об опыте проведения ивента с клиентами в качестве спикеров для консультантов — это оказалось своего рода инвестицией в повышение квалификации сотрудников и точкой контакта с клиентами.

Екатерина Заславская, директор киевского офиса ЮК ILF, поделилась нюансами инвестирования в культуру. Спикер рассказала об опыте работы с харьковским Биеннале молодого искусства, где ЮК ILF выступила как амбассадор и юрсоветник. Компания также организовала благотворительный коктейль, средства от которого помогли профинансировать детскую программу Биеннале.

Г-жа Заславская обратила внимание, что показатель лояльности был высоким: удалось поднять пласт харьковского бизнеса — найти партнеров, установить с ними взаимоотношения, а также осуществить продажи. Безусловно, это значительно повысило и имидж компании.

Анастасия Рыданных, директор по развитию бизнеса ЮФ GOLAW, выступила с докладом «Каждое завтра начинается уже сегодня: социальная ответственность через образовательный проект». Их компания выпустила книгу, в которой в игровой форме объясняется юной аудитории (детям 6–11 лет), кто такой юрист, что такое право. Компания год работала над контентом. В книге рассказывается о том, почему необходимо соблюдать порядок в государстве, насколько важно правильно выбрать свою профессию. Как подчеркивает спикер, данный проект позволил GOLAW повысить свою социальную ценность, принять участие в формировании сознания будущего поколения.

Анна Монахова, BD-директор ЮК VB PARTNERS, посвятила свой доклад особенностям продвижения юридического бутика. Как утверждает докладчик, их стратегия — это нишевое продвижение, подразумевающее высокий уровень экспертизы, нетворкинг, широкий круг контактов, узнаваемость бренда компании и конкретного специалиста, а также признание — как формальное, так и неформальное.

Олег Киричук, PR-координатор Asters, ознакомил участников со спецификой продающего контента для юрфирмы. Спикер уверен: 2019 год стал годом перелома в национальном медиаландшафте. В этом году соцсети были для украинцев источником новостей № 1. Г-н Киричук акцентирует внимание, что необходимо найти контент внутри своих фирм, а после — выбрать форму подачи этого контента. Контент-маркетинг повышает видимость бренда, а это, в свою очередь, обеспечивает большее количество запросов потенциальных клиентов, повышение репутации фирмы и экспертов, антихрупкость бренда в случае информационных атак, усиление HR-бренда. В качестве примера спикер рассказал о создании книги партнера, которую можно было скачать бесплатно на их сайте в обмен на определенные контактные данные. Докладчик утверждает, что контент-маркетинг позволил увеличить посещаемость сайта в два раза, фирма высоко индексируется в поисковиках. «Скоординировать процесс подготовки контента и искать оптимальные каналы продвижения — наш план на 2020 год», — говорит спикер.

Светлана Лазаренко, операционный директор Law Finder, раскрыла специфику прайсинга как инструмента продвижения. «Мы все чаще имеем дело с открытыми данными, скорость получения/распространения информации повышается, точно так же, как и прагматизм запросов клиентов: они не настроены на быструю сделку. Спрос на юридический консалтинг уменьшается, но возрастает спрос на юридическую «работу руками», — отметила спикер.

Попасть в кадры

Развитие рынка юруслуг невозможно без отлаженной работы с кадрами, ведь именно от юристов зависит успех юридического бизнеса. Поэтому ключевыми для HR-менеджмента компаний остаются вопросы, как привлечь и удержать кадры. Об этом говорили на четвертой сессии второго дня PLS 2019, модератором которой выступила Марина Фоменко, CEO МЮГ ETERNA LAW.

Так, Татьяна Бугасова, исполнительный директор МЮФ CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang, поделилась опытом слияния команд в крупной международной компании, когда надо было объединить не просто три больших коллектива, а юристов разных правовых и национальных культур.

Сейчас в компании делают акцент на постоянном общении, дополняя итоговое годовое собеседование промежуточными срезами ожиданий, пожеланий и замечаний сотрудников. При этом в работе с персоналом обращают внимание не столько на исправление ошибок прошлого, сколько на изменение системы, чтобы не допускать их в будущем. Создана электронная база целей каждого сотрудника в компании, что помогает объединять усилия в случае их совпадения.

В свою очередь, CEO MORIS Елена Терещук рассказала о том, как партнерам компании удается удерживать сотрудников, не прибегая к научным стратегиям. По словам г-жи Терещук, партнеры показывают пример успешных юристов, и наличие такого примера удерживает коллектив. Как результат, текучка кадров в компании не превышает и 5 %, да и те относятся преимущественно к административному персоналу. Впрочем, не одной идеей живут в компании — фирма выделяет бюджет для личностного развития каждого юриста, что сегодня является немаловажным фактором мотивации.

Профессиональными советами управления персоналом поделилась внешний консультант по вопросам карьеры, CEO GOLOVABOUTIQUE Вера Проценко. Она остановилась на причинах ухода, способах мотивации и удержания, а также предоставила рекомендации, как правильно прощаться с юристом, покидающим компанию. К слову, на важности сохранения теплых воспоминаний у уволившихся сотрудников эксперт акцентировала внимание неоднократно. Дело в том, что именно от бывших сотрудников во многом зависит имидж компании как работодателя на рынке. Если попрощаться неправильно, есть риск, что привлечь хороших кандидатов будет крайне непросто. Что касается причин ухода, то они могут быть разными, в каждом конкретном случае решение удержать человека или распрощаться с ним нужно принимать индивидуально. Например, если речь идет о выгорании, возможно, следует предоставить длительный отпуск, если об отсутствии роста — пересмотреть карьерную стратегию в компании. Однако никогда не стоит «перекупать» юриста, поскольку финансовая мотивация действует всего лишь три месяца. Для более длительного сотрудничества необходимы прозрачность и понятность системы поощрений, постоянный диалог с работниками.

Белорусским опытом «борьбы за юристов» поделился Александр Антонов, руководитель направления «Инвестиции» АБ REVERA (Беларусь). Сегодня рынок юруслуг в Беларуси столкнулся с двумя кадровыми вызовами. Первый — желание сотрудника получить четкий алгоритм, который приведет его к должности партнера (но в юридическом мире система так не работает). Второй — проигрыш в борьбе за юристов IТ-компаниям, которые могут предложить оклад в двукратном размере. При этом рынок переживает активный процесс разъединения крупных юридических компаний, что сопровождается усилением борьбы за кадры.

В самой компании больше работают над взращиванием своих юристов и диверсифицируют систему переходов между уровнями — переоценка выполнения пунктов программы более высокого уровня проходит раз в год, но чтобы выполнить программу следующего уровня, в среднем сотруднику требуется полтора года. Вместе с тем в компании остаются два партнера-основателя, но общий партнерский состав расширяется по необходимости и при достаточности оснований.

Успех и радость

Традиционным завершением PLS 2019 стала сессия Success Stories «Уроки, которые вдохновляют…». Опытом перехода на службу к государству и возвращения обратно с ведущим сессии Арменом Хачатуряном, старшим партнером Asters, поделились Иван Лищина, заместитель министра юстиции Украины, правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), Наталия Микольская, сооснователь центра «Trade +» Киевской школы экономики, Алексей Резников, партнер Asters, и Сергей Козьяков, председатель Высшей квалификационной комиссии судей Украины в 2014—2019 годах, реформатор. Всех спикеров объединяло следующее: когда на волне постреволюционных перемен 2014 года стране понадобились профессионалы, эксперты во власти, они оставили свой успешный юридический бизнес и вовлеклись в общественную или государственную деятельность, которая была сопряжена со многими репутационными рисками. И хотя некоторые преобразования так и не были завершены, в целом они оказались позитивными, а значит — успешными.

Так, Иван Лищина рассказал о том, как благодаря студенческому увлечению правозащитной деятельностью и стажировке в секретариате ЕСПЧ в дальнейшем он получил приглашение на должность уполномоченного по вопросам ЕСПЧ. Сегодня успех деятельности замминистра измеряется не столько продвижением дел «Украина против России», сколько внедрением системных подходов к исполнению решений ЕСПЧ и закрытию давних дел. Впрочем, г-н Лищина считает, что должность замминистра не является венцом его карьеры, и строит планы по завершению ряда дел, за которые он взялся, возвращению к арбитражной практике, в том числе в качестве арбитра.

Любопытно, что особенность юристов «мыслить» проектами, а не процессами отметила и Наталия Микольская, говоря о том, почему накануне партнерства в крупнейшей юридической фирме пошла на должность замминистра юстиции, почему собиралась уйти и для чего задержалась после подачи в отставку еще на год. Так, присоединиться к команде нового министра экономики ее побудил долг, как волонтер на Майдане и как мама новорожденного ребенка г-жа Микольская понимала, что может сделать больше для страны и для развития в своей отрасли. А поскольку весь ее профессиональный путь был связан с международной торговлей, то задачи были понятны. Хотя правительство, государство как клиент не ставило конкретных задач, а бюрократическая машина требовала сформировать их самостоятельно, это был ценный опыт, полезный и для страны, и для г-жи Микольской.

Сместить акценты в пользу драйва и кайфа от всего, чем занимаешься, призвал юристов Алексей Резников. Именно ощущение счастья от того, то ты делаешь, по его словам, является двигателем развития и предупреждает профессиональное выгорание. Чем больше разноплановых занятий, тем эффективнее юрист. Именно поэтому сегодня г-н Резников, партнер самой известной юридической фирмы, советник городского головы столицы, участник минского процесса, приступил к изучению классических бальных танцев. Решать проблемы всего общества, молодой страны — это особый наркотик, особое удовольствие, когда твои усилия приводят к успеху.

Завершил вечер своей историей Сергей Козьяков. Уйти во власть не было личным решением и тем более стремлением, однако это была просьба юридического рынка. Строить новую систему судов должны были профессионалы, признанные в юридическом мире. Несмотря на постоянные законодательные и политические перемены, в целом надо констатировать, что реформа произошла, а дух изменений и независимости судебной власти нельзя будет искоренить, даже полностью сменив вектор реформы. Предмет гордости — максимально прозрачные конкурсы в Верховный, антикоррупционный и апелляционные суды, а также изменение подходов к обучению в Национальной школе судей Украины. Сегодня г-н Козьяков возвращается на юридический рынок, к преподавательской деятельности и уверен в успехе с учетом нового опыта, который получил на службе у государства.

Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ, Алена СТУЛИНА, Ирина ГОНЧАР, Алексей НАСАДЮК • «Юридическая практика»

 


МАСТЕР-КЛАСС

И быть, и казаться

«Хороший человек — это не профессия, но приятный профессионал — это конкурентное преимущество», — открывая мастер-класс «Нетворкинг на мероприятиях: пошаговая инструкция», отметила Анна Чаплыгина, специалист по этикету и моделированию поведения.

Прическа, язык тела и осанка, физическая форма тела, одежда, голос и качество речи — все эти факторы, по ее словам, будут влиять на формирование первого впечатления. Почему во время первого знакомства важно создать хорошее базовое впечатление? Потому что улучшить плохое впечатление тяжелее, чем испортить хорошее, убеждена Анна Чаплыгина. Спикер рекомендует устанавливать контакт через свою сильную сторону. «Быть или казаться — это дилемма вчерашнего дня. Теперь вам нужно и быть, и казаться», — подчеркнула спикер, добавив, что помимо вызовов, связанных с диджитализацией, теперь перед юристами стоит и другой вызов — публичность.

«Если вы хотите, чтобы вас услышали, говорите на понятном языке», — продолжила мастер-класс г-жа Чаплыгина. Слова — это социальные маркеры, свидетельствующие об окружении, в котором вы выросли, о наличии ресурсов на образование и о вашей внимательности (наверняка вас окружают люди, которые говорят грамотно). Она посоветовала исключить из своей речи слова, которые не несут смысловой нагрузки (к примеру, проанализировать записи собственных выступлений), использовать минимум иностранных слов. Что касается голоса, то важны такие факторы, как громкость, четкость произношения (артикуляция), высота, скорость.

 



МАСТЕР-КЛАСС

Торговый путь

«Как наладить продажи в юрбизнесе» — мастер-класс для участников PLS 2019 провела Ирина Химчак, сооснователь и партнер коммуникационной и маркетинговой группы BeCentric.

Рассматривая систему продаж услуг юридической фирмы как командную работу, г-жа Химчак выделила следующую иерархическую структуру: «партнер/rainmaker — BD — marketing/PR — бизнес-процессы». Она детально рассказала о функционале и задачах, решаемых на каждом из уровней, подчеркнув, что максимальный эффект достижим только при надлежащем взаимодействии и синергии всех членов команды.

Так, BD-специалисты работают над коммерческими предложениями, обеспечением личных встреч и организацией road shows. В широком функционале marketing- и PR-департамента г-жа Химчак прежде всего отметила брендинг, объяснив, что дизайн обеспечивает до 20 % роста доходов компании, соответственно, инвестиции в этот сегмент всегда окупаются. «Айдентика делает вас узнаваемыми, — подчеркнула докладчик. — Юристов сейчас слишком много, и выглядят все одинаково». Она также рассказала о задачах, реализуемых посредством ивентов, рейтингования, работы с контентом. Г-жа Химчак акцентировала внимание на необходимости изучения рынка и целевой аудитории, включая проведение специальных исследований, — это существенно повышает эффективность продаж.

Анализируя специфику бизнес-процессов, партнер BeCentric проанализировала нюансы и назвала типичные ошибки в бюджетировании, принятии решений, планировании, кадровой политике, привлечении внешних сервис-провайдеров, а также прокомментировала важность know how и knowledge management — фиксация наработок позволяет избежать провала в случае ухода ключевых сотрудников и/или привлечения новых лиц в команду.

 



МАСТЕР-КЛАСС

Клиент появляется не из вакуума

Елена Деревянко, управляющий партнер агентства PR-Service, провела в рамках PLS 2019 мастер-класс «PR + Legal: комплексный сервис для клиента».

Спикер описала портрет клиента, а также рассказала о ситуациях, когда legal-клиенты пользуются PR-услугами. Г-жа Деревянко уверена: современный клиент хочет получить все и сразу, пользуясь одной «точкой входа», но не всегда понимает до конца суть услуг, которые нужны ему для решения его проблем, и механику их предоставления специальным провайдером. Докладчик также назвала репутационные риски компании. Так, источником репутационных рисков не обязательно выступают некие «враждебные силы» извне: это вполне может быть и халатность в плане организации бизнес-процессов. Клиент может раньше времени бить в колокола, заявляя об определенной проблеме, но при этом совершенно не готов устранять их внутри своей компании. Также источниками репутационных рисков могут быть некачественное управление, самонадеянность decision-makers, неэффективная работа с рисками.

Спикер подчеркивает: клиент появляется не из вакуума — своей репутацией он управляет и без юриста. Однако управлять репутацией многоуровневой бизнес-структуры очень сложно.

Г-жа Деревянко рекомендует для достижения оптимального результата и правильной комплексности провести диагностику системы репутационного менеджмента клиента, организовать ситуационную комнату с привлечением внешнего PR-эксперта без участия клиента, выработать определенную стратегию с учетом состояния системы репутационного менеджмента клиента, определить организационную модель реализации стратегии, включая степень и формат вовлеченности PR-специалистов клиента в активности, необходимые для достижения legal-целей. Предприняв эти шаги, останется лишь согласовать документы с клиентом и приступить к работе, подчеркивает г-жа Деревянко.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA