Юридический BD, маркетинг и PR в Украине — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 52 » PRодвижной состав

PRодвижной состав

Рубрика Продвижение
Ведущие департаменты по продвижению услуг юридических фирм в цифрах и фактах

В Украине юридический BD, маркетинг и PR выходят на качественно новый уровень. Согласно данным, полученным в ходе исследования PLS Top Teams 2019, увеличиваются как количественные, так и качественные показатели работы департаментов по продвижению услуг юридических фирм. Сейчас, пожалуй, уже никто не сомневается в необходимости наличия маркетинг-функции в юрфирме (или привлечения соответствующих специалистов на условиях аутсорсинга).

13 декабря с.г. на торжественной церемонии в рамках VII Международного форума продвижения юридических услуг были названы имена победителей и обладателей специальных наград PLS Top Teams 2019. Экспертная комиссия оценивала достижения, кейсы и инновации юридических фирм и их специалистов в ключевых направлениях, таких как маркетинг, PR и BD, кадровая политика, работа с клиентами, корпоративная социальная ответственность. Оценивались не только и не столько департаменты и специалисты по продвижению, сколько командная работа всей юридической фирмы. Ведущие команды по продвижению юридических фирм были разделены по группам-«лигам» — бронзовой, серебряной, золотой и платиновой — все департаменты уникальны, у каждого свой набор компетенций, но при этом достижения (в их совокупности) некоторых участников исследования заслуживают высоких оценок. Победителем в бескомпромиссной борьбе стала команда Sayenko Kharenko, удостоенная специальной награды — «Лучший департамент по продвижению юридической фирмы».

Информация, собранная в ходе исследования PLS Top Teams 2019, помимо определения лучших из лучших, позволила нам также выделить некоторые небезынтересные тенденции развития и продвижения украинского юррынка в целом и отдельных его участников.

Украинский юридический бизнес достаточно серьезно подходит к вопросам развития и маркетинга: почти у половины наших респондентов в соответствующих департаментах работают три и больше сотрудников, при этом в десяти юрфирмах — это пять-семь специалистов. Вспомним: в 2015 году менее 10 % респондентов могли похвастаться хотя бы тремя «продвиженцами» в штате. При этом лишь в 15 % компаний маркетингом занимается один специалист. Есть и примеры закрепления маркетинговой функции за партнерами юрфирмы, очевидно, совмещающими ее с юридической практикой.

Размер департамента по продвижению в основном коррелирует с масштабами всей юрфирмы. Наличие в штате одного-двух маркетологов свойственно юрфирмам небольшого размера (до 20 юристов и не более пяти партнеров). В компаниях среднего размера (от 20 до 50 юристов), которых больше всего на рынке (соответственно, и в нашем исследовании), штат департамента по продвижению насчитывает от трех до шести сотрудников. Ну и, безусловно, самые большие и эффективные департаменты у крупных юрфирм — лидеров украинского рынка юридических услуг.

Одним из самых показательных критериев серьезности подходов к вопросам развития бизнеса и продвижения может служить бюджет, выделяемый юрфирмами на эти цели. 38 % участников нашего исследования заявили, что располагают бюджетом в размере более 3 млн грн в год. Это на 12 % больше прошлогоднего показателя. Намного меньшими суммами — от 100 тыс. до 500 тыс. грн — оперируют также 25 % респондентов. Расходы на маркетинг у 31 % юрфирм находятся в диапазоне от 500 тыс. до 3 млн грн. «Экономят» на маркетинге 6 % респондентов — их годовой бюджет продвижения меньше 100 тыс. грн (но если оценивать эту сумму относительно общей доходности фирмы, доля расходов будет сопоставима с показателями лидеров рынка). Отметим, что в эти суммы не входит заработная плата сотрудников, однако включены расходы на аутсорсинг.

Что касается материального обеспечения самих специалистов по продвижению, согласно полученным в ходе исследования данным, 25 % руководителей зарабатывают свыше 50 тыс. грн в месяц, доход 36 % наших респондентов находится в диапазоне от 30 тыс. до 50 тыс. грн, а еще 39 % зарабатывают от 15 тыс. до 30 тыс. грн в месяц.

В зависимости от стратегических целей на год каждая фирма определяет свои приоритеты и, соответственно, объем их финансирования. Если обобщить, то самыми затратными статьями расходов являются маркетинговые активности и построение отношений с клиентами. А меньше всего расходуется средств на реализацию функций, непосредственно связанных с развитием бизнеса.

В контексте привлечения внешних подрядчиков безусловным лидером является дизайн и производство маркетинговой и брендированной продукции — данное направление постоянно «аутсорсит» 41 % наших респондентов, еще 26 % часто прибегают к услугам других специалистов. Исключительно на собственные силы полагаются всего 9 % участников исследования. В других направлениях маркетинг- и PR-активностей ситуация диаметрально противоположная: 62 % никогда не привлекают внешних копирайтеров, 50 % не требуются посредники для работы со СМИ, 38 % никогда не отдают на аутсорсинг направление digital-коммуникаций. 65 % респондентов на нерегулярной основе сотрудничают с внешними подрядчиками по вопросам организации мероприятий, 44 % иногда требуются консультации относительно участия в рейтингах.

Интерес представляет также эффективность использования имеющихся средств в контексте привлечения новых клиентов. Так, основные инвестиции, связанные с привлечением клиентов, направлены на участие в профильных мероприятиях и организацию собственных клиентоориентированных мероприятий (25 % и 19 % соответственно). По оценкам наших респондентов, эти маркетинговые активности генерируют около трети новых клиентов, что сопоставимо с количеством клиентов, обращающихся по рекомендациям.

 

Дарья СВАТКОВА, Алексей НАСАДЮК • «Юридическая практика

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA