Поражение вне игры — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №20 (908) » Поражение вне игры

Поражение вне игры

Игровая индустрия настолько велика, что по данным pocketgamer.biz только собственники мобильных устройств Apple могут выбирать среди 350 тысяч игр, значительная часть которых создана с привлечением украинских разработчиков. Все это говорит о том, что игры уже являются неотъемлемой частью жизни нового поколения. Каково же будет удивление молодых студентов, когда седовласый профессор не сможет им внятно ответить, к какому виду произведений относятся игры. С одной стороны, ответ напрашивается сам собой — компьютерные программы. Но они ограничиваются лишь исходным и объектным кодом, то есть набором инструкций, приводящих компьютер в действие (статья 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (Закон). В то же время производители игр редко судятся за нарушение их прав на код, хотя и такое случается.

Сложности классификации

Большинство споров связано с копированием видимой для пользователя части игры. Так, лидирующий разработчик видеоигр Electronic Arts обвинил передовика онлайн-игр Zynga в копировании анимационного ряда, визуальной расстановки, движений, действий и образов персонажей игры The Sims Social (U.S. District Court for the Northern District of California, Case No.3:2012cv04099).

Корни этого «но» в том, что видеоигра не может ограничиваться кодом. Даже такие «динозавры» игрового мира, как текстовые ролевые игры (RPG), содержали многовариантный сценарий, который, согласно украинскому законодательству, следует классифицировать как литературное письменное произведение. Еще одним из первых видов компьютерных игр были интеллектуальные викторины, но и они не ограничивались кодом, там были подборки вопросов и ответов, то есть базы данных или сборники. Если же взять любую игру не 25, а 15-летней давности, то мы найдем там, кроме кода, базы данных и многовариантного сценария, также графическое оформление, 3D-модели, анимацию, фотографии и видео, персонажей (их внешний вид и образы), музыкальное и звуковое оформление, тексты и другие произведения.

Очевидно, что понятие компьютерной программы не покрывает все результаты творческого труда, входящие в компьютерные игры. Если музыкальное произведение, согласно статье 8 Закона об авторском праве, может содержать текст, а аудиовизуальное может быть с текстом или без (статья 17), то относительно компьютерных программ Закон об авторском праве подобных оговорок не содержит. Поэтому единственным вариантом классификации остаются сборники или составные произведения, определенные статьей 19 Закона об авторском праве как произведения, полученные путем включения в него других произведений. Само же включение предполагает подбор и размещение, на что и возникают права у составителя.

Кандидат юридических наук Елена Жилинкова в статье «Сложное произведение» — новый термин» («Юридическая практика», № 21 (543) от 20 мая 2008 года), напротив, высказывает мнение, что составные произведения не являются сборниками неоднородных произведений. И с ней сложно не согласиться — нельзя сравнивать альбомы репродукций, подборки фотографий и сборники музыки с одной стороны и, например, аудиовизуальные произведения с другой. Удалив большую часть сборника, базы данных или энциклопедии, мы сделаем их лишь менее полными. В то же время сценарий, саундтрек и другие составляющие аудиовизуального произведения хоть и могут быть использованы самостоятельно, а потому рассматриваются и охраняются как произведения (статья 9 Закона), но без большинства из них фильм перестанет быть фильмом. И возместить утрату такого элемента можно лишь другим произведением такого же вида. То же касается и видеоигры.

Прикладное значение

И хотя статья 6 Закона об авторском праве не содержит исчерпывающего перечня видов произведений и предполагает «другие произведения», вышеприведенные теоретические размышления имеют прикладное значение, к примеру, в вопросе налогообложения. Пункт 14.1.225 Налогового кодекса (НК) Украины содержит ограниченный список произведений, платежи за лицензии на которые являются роялти. И если можно считать, что на каждый из элементов компьютерной игры распространяется определение литературных произведений, компьютерных программ или произведений искусства, то с исключениями из понятия роялти ситуация сложнее. Так, вознаграждение за использование компьютерной программы конечным пользователем — это не роялти, но будет ли роялти вознаграждение за использование остальных элементов видеоигр? Вряд ли покупку экземпляра игры с саундтреком можно считать покупкой копии исполнения для использования по функциональному назначению, чтобы применить еще одно исключение того же пункта НК Украины. По крайней мере правообладатели точно будут считать нарушением копирайта любое изъятие записи из папок игры и прослушивание ее вне игры. К слову, так называемую лицензию на синхронизацию — включение музыкального произведения в клип, фильм, видеоигру или рекламный ролик на Западе отличают от лицензии на тиражирование музыки в рамках сборника (см. дело «Leadsinger, Inc. vs BMG Music Publishing», 512 F.3d 522, the 9th Cir., 2008).

Отдельного внимания заслуживает и временное освобождение от НДС операций по поставке программной продукции, которую НК Украины определяет через компьютерную программу, интернет-сайт, онлайн-сервис или средство криптозащиты (пункт 261 подраздела 2 переходных положений). Получается, что освобождаются от НДС только операции по поставке кода, а что же делать с остальными элементами видеоигры? Ситуацию усугубляет и то, что абсолютное большинство програм­много обеспечения также содержит другие виды произведений, кроме компьютерной программы. Вспомним глазастую скрепку-помощника из MS Word 97 или посмотрим на красочные кнопки вашего браузера.

Мы еще не столкнулись с судебными разбирательствами по договорам о передаче или предоставлении прав на компьютерные программы с использованием и других объектов, которые не лицензировались (не передавались). Тем не менее это может произойти, потому стоит более четко определять, на что именно передаются права, и предусмотреть наконец понятие «программное обеспечение», которое, как и «веб-сайт», гораздо шире понятия «компьютерная программа». И если аудиовизуальное произведение удалось определить через серию последовательных кадров, то при определении программного обеспечения или видеоигры не обойтись без понятия сложного (но не составного) произведения. Сложное произведение предполагает не просто подборку однородных произведений, а систему специально созданных, преобразованных и взаимосвязанных произведений, вместе образующих единое произведение.

Как ни странно, развитие общественных отношений опережает нормативное регулирование, и в большинстве стран мира понятие «сложное произведение» не закреплено в законодательстве. Но как же быть гейм-дизайнерам, людям, которые своим творческим трудом создают игры? Это они ставят задачи программистам, иллюстраторам, музыкантам и сценаристам, ведут творческий процесс, выполняют роль режиссера-постановщика, а получают права составителя.

 

ПОЛАТАЙКО Никита — юрист, координатор практики IT, ЮФ Sayenko Kharenko, г. Киев


Комментарий

Континентальний подход

 

Илларион ТОМАРОВ, старший юрист МЮГ AstapovLawyers

Система континентального права придерживается правила, что право (способ использования произведения), которое не было указано в договоре, считается непереданным.

Исходя из этих подходов, при передаче прав на компьютерную игру следует отдельно указать, что среди произведений, права на которые отчуждаются, находятся: исходный и объектный коды, внешний вид интерфейса игры (любые картинки, которые видны на экране пользователя во время игры), оригинальные персонажи (их внешний вид и имена), оригинальный сценарий игры, музыка, специально сочиненная для игры. Все перечисленные части могут быть самостоятельными объектами авторского права.

Обязательно следует передать право на внесение каких-либо изменений в игру и право на мерчандайзинг, то есть торговлю продукцией с названиями и изображениями персонажей игры, право на сиквел и приквел игры.

 

Клоны игр

 

Богдан ДУЧАК, юрист практики  IT и медиаправа  АО «Юскутум»

Чтобы избежать претензий от правообладателей, разработчикам клонов популярных игр достаточно изменить некоторые детали геймплея, персонажей, сценария и т.д. Авторское право защищает лишь форму объекта, но не содержание. Поэтому немного другой вид персонажей, цвет неба и травки, индикатор здоровья в черепах, а не сердечках — и доказать нарушение будет невозможно. Поскольку клоны игр вряд ли пишутся с использованием кода игры оригинала, в этом процессе в любом случае присутствует элемент творчества. Проще говоря, клон — это хорошо аранжированный оригинал. Но с точки зрения геймера необходимо признать, что никакой клон никогда не превзойдет качественный оригинал. Поэтому лучшая защита от последствий возможного копирования — это выпуск захватывающего продукта и завоевание многомиллионной армии верных пользователей, которые не позволят конкурентам отобрать у вас ни славу, ни деньги.

 

Правила передачи

 

Юлия СЕМЕНИЙ, партнер  ЮФ «Астерс»

Говоря о передаче авторских прав на компьютерную игру, в первую очередь необходимо обратить внимание на правильное ее оформление с учетом целей последующего использования (к примеру, дальнейшей разработки, портирования на разные платформы и так далее).

Прежде всего в соответствующем договоре следует идентифицировать сам объект, то есть компьютерную игру, на которую передаются права, в том числе какие элементы игры (программный код, иные тексты, графика, звуковое сопровождение и т.д.) охватываются договором, а также перечень передаваемых прав. Для наиболее точной идентификации объекта будет не лишним оформить экземпляр передаваемого объекта как приложение к договору либо же предусмотреть передачу такого экземпляра по соответствующему акту. При этом нужно помнить, что права, передача которых прямо не предусмотрена договором, считаются непереданными. Поэтому во избежание неоднозначного понимания условий договора целесообразно описать конкретные способы, формы и цели использования в зависимости от ситуации.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Оценка не для ВСЮ

Акцент

Показательное отступление

Государство и юристы

Взыскание — долго

Установка по требованию

Государство и юристы

Новости законотворчества

Президентский закон о военном положении принят

Государство и юристы

Регистрация ассоциаций

Создать должное

Инициатива предсказуема

Вернуть судебный сбор

Государство и юристы

Новости законотворчества

Принят закон об управлении многоквартирным домом

В УПК исключат возможность «безосновательных» преследований

Государство и юристы

Штрафной удар

Документы и аналитика

Застройные явления

ОСМДанская империя

Неделя права

Подтвердили доверие

Пять кадров

Не ВСЮ сразу

Неделя права

Новости из-за рубежа

Европейский суд обязал Грузию выплатить компенсации избитым демонстрантам

Неделя права

Награжден по праву

Новости из зала суда

Судебная практика

Предприятие-монополист не нарушило законодательство — ВХСУ

Новые тарифы на газ и тепловую энергию обжалованы в суде

Новости юридических фирм

Частная практика

Trusted Advisors — новая компания в сфере litigation

ЮК Jurimex — советник Укравтодора

Елена Перепелинская включена в список арбитров KLRCA

Отрасли практики

Поражение вне игры

Излишнее вынимание

Вина и мир

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Конкурентное по праву

Репортаж

Варшавский уговор

Самое важное

Отчет по единому взносу

Судейское решение

Форма исправления

Газоблок

Информационный бой

Судебная практика

Судебные решения

Страховое возмещение подлежит взысканию в пределах фактических затрат на ремонт

Нюансы признания сделки недействительной в процедуре банкротства

Судебная практика

Прикрыли лавочку

Третейская отговорка

Земляные заботы

Выплаты уволенным

Тема номера

Роялти-вояж

Чувство факта

Авторский раздел

Частная практика

Победителей судят

На арбитраж!

Інші новини

PRAVO.UA