Инициатива предсказуема — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №20 (908) » Инициатива предсказуема

Инициатива предсказуема

Перед практикующими юристами сегодня стоит сложная задача — уследить за многочисленными законодательными изменениями практически во всех сферах их деятельности, и налоговое законодательство исключением не является.

Фактически методом проб и ошибок парламентарии с привлечением практикующих юристов и специалистов в сфере налогового права делают попытки привести налоговое законодательство в сфере трансфертного ценообразования (ТЦО) в соответствие со стандартами, разработанными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В частности, принятые под новый год изменения в Налоговый кодекс (НК) Украины уже в феврале показали целый ряд неточностей, требующих исправления. Ждать пришлось недолго —23 апреля с.г. народные депутаты 239 голосами «за» поддержали законопроект № 1861 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно трансфертного ценообразования)», приняв его за основу.

Данный законопроект направлен на усовершенствование существующей системы государственного регулирования ТЦО, устранение противоречий и конкретизацию норм в этой сфере. Юристы положительно относятся к данному шагу парламентариев, но все же отмечают и некоторые недочеты. Так, старший советник адвокатской компании «Соколовский и Партнеры», руководитель налоговой практики Наталья Куриленко считает недостатком наличие отчета по контролируемым операциям при необходимости подачи приложения к декларации по налогу на прибыль — таким образом фактически увеличивается вдвое нагрузка на администрирование как у налогоплательщика, так и у контролирующего органа.

Законопроект № 1861, помимо редакционных правок, согласования действующих положений и уточнения понятийного аппарата, предлагает усовершенствовать определение «связанные лица» в части порядка подсчета суммы долей корпоративных прав за счет увеличения доли владения лица в следующем юридическом лице в цепи до 50 %, поскольку доля владения корпоративными правами в размере 20 % в каждом следующем юридическом лице не предусматривает фактической возможности налогоплательщика влиять на решения лиц в цепи.

Также предлагается увеличить пороговые показатели для признания сделки контролируемой и исключения доходов связанных лиц при расчете общего объема дохода налогоплательщика.

Не менее важной для бизнеса и тоже долгожданной является норма, предусматривающая уменьшение размера штрафных санкций за недекларирование операций и установление максимального уровня за соответствующий отчетный период.

В частности, предусмотрено, что непредоставление налогоплательщиком отчета и/или обязательной документации о совершенных им в течение года контролируемых операциях или невключение в такой отчет информации обо всех проведенных в течение отчетного периода контролируемых операциях в соответствии с требованиями пункта 39.4 статьи 39 Налогового кодекса Украины в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, влечет за собой наложение штрафа в размере 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, — в случае непредоставления (несвоевременного предоставления) отчета о контролируемых операциях. Также возможны штрафные санкции в размере 1 % от суммы контролируемых операций, не задекларированных в отчете, но не более 100 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные операции, либо 3 % от суммы контролируемых операций, по которым не подана документация, определенная подпунктом 39.4.6 пункта 39.4 статьи 39 НК Украины, но не более 200 размеров минимальной заработной платы за все контролируемые сделки, совершенные в соответствующем отчетном году.

Несмотря на то что законопроект № 1681 принят за основу, его текст отправлен на доработку в профильный комитет парламента.

Наталья Куриленко, в свою очередь, уверена, что следует внести и другие изменения в статью 39 Налогового кодекса Украины. «Так, например, необходимо сузить круг субъектов трансфертного регулирования до исключительно крупных плательщиков налогов и увеличить стоимостные критерии для определения контролируемых операций. Это в первую очередь связано с ограниченностью ресурсов для администрирования. Представители государственной фискальной службы хотят видеть полное документирование этапов выборки сопоставимых операций и расчетов показателей рентабельности. При этом они не оценивают затрат по приобретению подобных услуг для налогоплательщика, а также стоимости для государства проведения полной проверки одной контролируемой операции», — отмечает эксперт.

Кроме того, по ее мнению, вышеупомянутая статья ссылается на превалирование метода сравнительной неконтролируемой цены над другими методами. Что касается других методов, налогоплательщик вправе сам выбирать, какой из них он считает наиболее целесообразным для определения соответствия критериям контролируемых операций принципу «вытянутой руки».

«Таких критериев в Налоговом кодексе нет. Поэтому следует либо исключить часть 2 подпункта 39.5.2.11 статьи 39 Налогового кодекса Украины, либо установить критерии, по которым налогоплательщик должен выбирать метод определения соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки». Согласно действующей редакции НК Украины, налоговое уведомление-решение по результатам проверки контролируемой операции выносится раньше, чем истекают сроки для подачи возражений на соответствующий акт. Таким образом, при доработке законопроекта № 1861 необходимо учесть и исправить указанные нестыковки и другие недочеты, касающиеся трансфертного ценообразования», — рекомендует г-жа Куриленко.

Таким образом, несмотря на давно ожидаемые законодательные инициативы в сфере государственного регулирования трансфертного ценообразования, принятый за основу законопроект нуждается в усовершенствовании и гармонизации с рекомендациями ОЭСР.


Мнение

Работа над ошибками

 

Лариса  Врублевская, партнер Международного правового центра EUCON

— Законопроектом № 1861 устраняется несовершенство и исправляются ошибки Закона № 72-VIII от 28 декабря 2014 года.

В первую очередь необходимо выделить новую редакцию нормы, устанавливающей порядок расчета стоимостного критерия для признания операций контролируемыми. Действующая на данный момент норма предусматривает расчет стоимостного критерия совокупно по группе связанных лиц. Это, во-первых, достаточно сложно реализовать, а во-вторых — в такой ситуации даже налогоплательщики с незначительными суммами оборота могут осуществлять контролируемые операции.

В случае если законопроект № 1861 станет законом, стоимостный критерий будет рассчитываться как объем хозяйственных операций налогоплательщика с одним контрагентом. Годовая сумма должна превышать 20 млн грн без учета НДС за соответствующий календарный год. Это по сути редакция нормы статьи 39, действовавшей до 1 января 2015 года, однако со значительным снижением суммарного порога. Но что делать — такое снижение нам неоднократно анонсировали.

Кроме того, законопроект исправляет ситуацию с показателями рентабельности, которые почему-то вообще исчезли с принятием декабрьских изменений. Теперь статус этих показателей может быть восстановлен, что позволит спокойно применять методы ценообразования, предусматривающие их использование. Также вносятся правки, подтверждающие утверждение, что с исключением из состава контролируемых операций между резидентами Украины из зоны контроля трансфертного ценообразования выводится налог на добавленную стоимость. Налоговые обязательства налогоплательщикам могут быть доначислены только по налогу на прибыль. Отдельные уточнения вносятся и в статью 14, регламентирующую порядок определения связанных лиц, в том числе по новому признаку, связанному с наличием кредитов и займов.

В общем, законопроект долгожданный, а изменения, которые им предусматриваются, упростят налогоплательщику жизнь.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Оценка не для ВСЮ

Акцент

Показательное отступление

Государство и юристы

Взыскание — долго

Установка по требованию

Государство и юристы

Новости законотворчества

Президентский закон о военном положении принят

Государство и юристы

Регистрация ассоциаций

Создать должное

Инициатива предсказуема

Вернуть судебный сбор

Государство и юристы

Новости законотворчества

Принят закон об управлении многоквартирным домом

В УПК исключат возможность «безосновательных» преследований

Государство и юристы

Штрафной удар

Документы и аналитика

Застройные явления

ОСМДанская империя

Неделя права

Подтвердили доверие

Пять кадров

Не ВСЮ сразу

Неделя права

Новости из-за рубежа

Европейский суд обязал Грузию выплатить компенсации избитым демонстрантам

Неделя права

Награжден по праву

Новости из зала суда

Судебная практика

Предприятие-монополист не нарушило законодательство — ВХСУ

Новые тарифы на газ и тепловую энергию обжалованы в суде

Новости юридических фирм

Частная практика

Trusted Advisors — новая компания в сфере litigation

ЮК Jurimex — советник Укравтодора

Елена Перепелинская включена в список арбитров KLRCA

Отрасли практики

Поражение вне игры

Излишнее вынимание

Вина и мир

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Конкурентное по праву

Репортаж

Варшавский уговор

Самое важное

Отчет по единому взносу

Судейское решение

Форма исправления

Газоблок

Информационный бой

Судебная практика

Судебные решения

Страховое возмещение подлежит взысканию в пределах фактических затрат на ремонт

Нюансы признания сделки недействительной в процедуре банкротства

Судебная практика

Прикрыли лавочку

Третейская отговорка

Земляные заботы

Выплаты уволенным

Тема номера

Роялти-вояж

Чувство факта

Авторский раздел

Частная практика

Победителей судят

На арбитраж!

Інші новини

PRAVO.UA