Украинским реформам в сфере экономики гарантировано повышенное внимание зарубежных инвесторов. С учетом этого правительством разработан и внесен в парламент в апреле с.г. очередной проект Закона Украины с амбициозным названием — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (по улучшению бизнес-климата на Украине)» (№ 2679). Документ реализует предложения грузинских экспертов и способен расширить свободу бизнеса. В целом документ направлен на защиту прав кредиторов и взыскателей, поэтому может вызвать возражения со стороны части юридического сообщества.
Исполнительные изменения
Изменяется Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Он дополняется нормой о том, что государственная регистрация обременений прав при принудительном исполнении решений проводится государственным исполнителем. Государственный регистратор при проведении государственной регистрации прав на земельные участки имеет доступ и пользуется данным Государственного земельного кадастра.
Отдельно вносятся изменения в статью 22 «Приостановление рассмотрения заявления о государственной регистрации прав и их обременений». На исправление недостатков в поданном заявлении заявителю отводится 30 вместо пяти дней (они отсчитываются с момента получения письменного уведомления от государственного регистратора).
Существенные поправки вносятся в Закон Украины «Об исполнительном производстве»: процедура может стать гораздо более быстрой. Так, госисполнитель обязан осуществить действия по исполнению решения в течение четырех месяцев со дня вынесения постановления об открытии исполнительного производства (сейчас установлен максимальный срок в полгода). Если сторона, оспаривающая стоимость имущества, определенную госисполнителем, не внесет на соответствующий счет органа исполнительной службы средства за назначение субъекта оценочной деятельности в течение пяти рабочих дней с момента подачи возражения, имущество передается на реализацию по цене, определенной госисполнителем. В случае если имущество должника передано на реализацию, а шестимесячный срок оценки закончился, повторная оценка не производится.
Еще одно нововведение будет поддержано финансовым сектором, хотя может вызвать замечания юристов: «Банки при осуществлении операций по ипотеке пользуются информацией об ипотеке, обременении недвижимого имущества из Государственного реестра прав, порядок доступа к которому устанавливает Министерство юстиции Украины».
В новой редакции статьи 62 Закона Украины «Об исполнительном производстве» закрепляется только один способ реализации имущества, на которое обращено взыскание, — посредством электронных торгов. Этим «электронные новации» не ограничиваются: предлагается установить, что документы исполнительного производства государственным органам, банкам, другим финансовым учреждениям, другим органам, учреждениям, организациям, должностным лицам могут направляться в форме электронных документов.
В проекте также оговариваются условия, при которых обременение на имущество может быть снято. Арест с имущества и средств должника может быть снят по постановлению государственного исполнителя в случае, если на счет органа государственной исполнительной службы поступила сумма средств, взысканных с должника, достаточная для удовлетворения требований взыскателя.
Вспомогательные изменения
Еще одна порция изменений затронет Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». В соответствии с уточненной терминологией значительная сделка — это сделка по распоряжению имуществом должника, балансовая стоимость имущества которого составляет 10 % и более балансовой стоимости активов должника на день совершения сделки. По действующему закону этот порог в десять раз меньше.
В процедуре распоряжения имуществом органы управления должника вправе принимать ряд решений (о ликвидации и реорганизации, выплате дивидендов и т.д.) только после его утверждения комитетом кредиторов.
Также содержится норма о предоставлении веб-доступа кредитору к информации о неплатежеспособном должнике (законопроект обязывает арбитражного управляющего осуществлять раскрытие информации о должнике в закрытой части специализированной страницы сайта государственного органа по вопросам банкротства).
В некоторой степени революционные изменения вносятся в недавно принятый Закон Украины «О предотвращении коррупции». Так, специальная проверка в отношении претендента на пост будет производиться также относительно наличия корпоративных прав лица в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.
Часть изменений вносится в Земельный кодекс Украины. К полномочиям сельских, поселковых, городских советов в сфере земельных отношений на территории сел, поселков, городов относится предоставление сведений из Государственного земельного кадастра. При этом организатором земельных торгов не сможет выступать государственный исполнитель (сегодня он выступает организатором торгов в случае обращения взыскания на земельный участок).
Также изменения вносятся в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины: максимальный срок рассмотрения претензии будет ограничен до десяти дней вместо месяца.
Документ был рекомендован к принятию в первом чтении профильным комитетом. Однако Главное научно-экспертное управление высказало ряд замечаний, которые касаются, пожалуй, самой главной новации. «Нет необходимости предоставлять государственному исполнителю полномочия по государственной регистрации обременений прав, — говорится в заключении. — Ведь в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 настоящего Закона государственная регистрация обременений осуществляется на основании постановления следственного судьи, суда, постановления государственного исполнителя о наложении ареста на недвижимое имущество. К тому же круг полномочий государственного исполнителя как государственного регистратора в проекте не определен». Поэтому столь необходимые для бизнеса, но в то же время радикальные изменения, вероятно, не смогут быть приняты без более подробной нормативной проработки.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…