Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Отменный фонд

Ограничение авиасообщения: на какую компенсацию могут рассчитывать пассажиры, чей рейс был отменен

Одной из распространенных мер, направленных на предотвращение распространения коронавируса COVID-19, стало ограничение авиасообщения между государствами, вплоть до полного запрета авиаперелетов. Подобные шаги предприняли многие государства, причем количество и сроки ограничений постоянно увеличиваются. В частности, в Украине пассажирское авиасообщение прекращено на период с 17 марта по 3 апреля, пока что.

У пассажиров, чьи рейсы были отменены, возникает закономерный вопрос о возмещении стоимости билетов и перспективах получения компенсаций.

Отнесение карантина к форс-мажору (Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» № 530-IX от 17 марта 2020 года) де-факто означает освобождение авиакомпаний от выплат компенсаций. Иностранные авиакомпании, как правило, ссылаются на то обстоятельство, что отмена авиарейсов произошла вследствие непредвиденных обстоятельств и\или решений уполномоченных государственных органов. Их предложения пассажирам в основном сводятся к предоставлению возможности бесплатного перебронирования на более позднюю дату, также в отдельных случаях декларируется возможность получения возмещения стоимости билета.

Правила возмещения

Согласно Авиационным правилам Украины «Правила воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа», утвержденным приказом Государственной авиационной службы Украины № 1239 от 26 ноября 2018 года (Правила), в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств авиаперевозчик может без информирования пассажиров отменить рейс или аннулировать ранее подтвержденное бронирование (пункт 3 раздела XIV). В соответствии с пунктом 3 главы 3 раздела XV Правил авиаперевозчик не обязан выплачивать компенсацию пассажирам, если он может предоставить подтверждение, что причиной отмены рейса было действие чрезвычайных обстоятельств или непреодолимой силы, которое нельзя было предотвратить, даже если бы были приняты все меры. Речь идет именно о компенсации (от 250 до 600 евро в зависимости от дальности перелета), в то же время Правила не освобождают авиаперевозчика от обязанности возврата средств, в том числе в связи с отменой рейса из-за чрезвычайных обстоятельств или непреодолимой силы. Форс-мажор, как известно, освобождает от ответственности (компенсации), но не от основного обязательства.

Как следует из пункта 2 главы 2 раздела XV Правил, авиаперевозчик обязан предложить пассажиру на выбор возмещение стоимости воздушной перевозки в течение семи дней, которое должно быть выплачено наличными, электронным банковским переводом, банковскими поручениями или банковскими чеками или (при наличии заверенного в письменной форме согласия пассажира) в виде дорожных чеков и/или других услуг, полной стоимости билета по цене, по которой он приобретен, за неиспользованную часть билета и за использованные часть или части билета, если рейс больше не удовлетворяет потребностей пассажира, а также обеспечить (при необходимости) обратный рейс в начальный пункт отправления при первой возможности, или изменение маршрута, которое должно осуществляться при соответствующих транспортных условиях: до конечного пункта назначения — при первой возможности или до конечного пункта назначения — в более позднее время по желанию пассажира и при наличии свободных мест.

Таким образом, в любом случае у пассажира есть возможность требовать возмещения, апеллируя тем, что рейс больше не удовлетворяет его потребности. При этом следует убедиться, что рейс отменен перевозчиком, а также запросить у авиаперевозчика информацию о причинах отмены рейса (обязанность предоставления такой информации закреплена в пункте 2 главы 3 раздела XV Правил).

Порядок возврата средств урегулирован в разделе XVIII Правил. Так, возврат средств за неиспользованный билет (его часть) авиаперевозчик осуществляет по месту приобретения билета или в главном офисе авиаперевозчика (офисе продаж) и в той валюте, в которой билет был оплачен. Возврат средств в Украине авиаперевозчик осуществляет в национальной валюте. В случае если оплата была осуществлена электронными средствами перевода средств (банковской карточкой), средства возвращаются на платежную карту, с которой был осуществлен платеж за билет.

Принудительный возврат средств или перебронирование без применения штрафных санкций осуществляется, в частности, в случаях отмены, переноса, задержки рейса, на который у пассажира забронировано место и оформлен билет, либо в случае необеспечения авиаперевозчиком стыковки с рейсом, на который пассажир имеет подтвержденное бронирование и который указан в том же билете, что и предыдущий, а также в других случаях отказа пассажира от воздушной перевозки или отказа авиаперевозчика в перевозке пассажира, которые произошли по вине авиаперевозчика.

В случае принудительного возврата сумма средств, которая выплачивается пассажиру, должна равняться сумме, равной полной стоимости билета по цене, по которой он был приобретен (если никакая часть билета не была использована), при частичном использовании — сумме, равной тарифу за неиспользованную часть перевозки в одну сторону и неиспользованные государственные пошлины, налоги, аэропортовые сборы (таксы) и неиспользованные сборы (таксы) авиаперевозчика от места, где произошел отказ от перевозки, до места назначения.

В случае добровольного возврата средств, то есть если пассажир желает вернуть сумму, уплаченную за билет, и такой возврат разрешается правилами применения тарифов, сумма рассчитывается согласно тарифным нормативам авиаперевозчика. Пассажиру также возвращается сумма всех неиспользованных государственных пошлин, налогов, аэропортовых сборов (такс) и сборов (такс) авиаперевозчика.

Правилами перевозки авиаперевозчика может быть предусмотрено требование обязательного письменного обращения о возврате средств.

Отказ в возврате средств может быть обжалован пассажиром путем подачи претензии к авиаперевозчику или в судебном порядке.

Европейская практика

Положения Регламента Европейского парламента и Совета (ЕС) № 261/2004 «Об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса и об отмене Регламента (ЕЭС) № 295/91» во многом аналогичны Авиационным правилам Украины. Статьей 8 этого регламента предусмотрено, что пассажирам, чей рейс был отменен, также предлагается выбор между (а) возвратом полной стоимости билета в отношении неосуществленной части или неосуществленных частей поездки и в отношении уже осуществленной части или уже осуществленных частей поездки, если авиарейс становится бесполезным с точки зрения изначального плана поездки пассажиров, вместе, если это уместно, с обратным авиарейсом в их первоначальный пункт отправления при первой возможности, либо (b) пересадкой на другой маршрут в направлении их конечного места назначения в сопоставимых условиях перевозки и при первой возможности, либо (c) пересадкой на другой маршрут в направлении их конечного места назначения в сопоставимых условиях перевозки в более позднюю дату по их усмотрению при наличии свободных мест.

Фактический перевозчик, согласно Регламенту № 261/2004, также освобождается от выплаты компенсаций, если он способен доказать, что отмена авиарейса вызвана чрезвычайными обстоятельствами, которых невозможно было бы избежать даже в случае принятия всех разумных мер. Но ввиду различных правовых механизмов ограничения авиасообщения в разных государствах, в том числе при осуществлении путешествия с пересадками (когда отменен лишь один из этапов), а также с учетом прецедентной практики Европейского суда справедливости, пассажиры европейских авиакомпаний в некоторых случаях «карантинных» отмен авиарейсов могут пытаться получить не только возмещение стоимости неосуществленной поездки (ее части), но и компенсацию.

Алексей НАСАДЮК • «Юридическая практика»

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

В фокусе: коронавирус

Владения короны

По воле случаи

Противовирусные законы

Отменный фонд

Государство и юристы

Звание — сила

Цепь оправдывает средства

Получить санкцию

Документы и аналитика

Профессиональная диффамация

Новости

Карта событий

Новости из зала суда

Новости законотворчества

Отрасли практики

Срочные изменения

Лишительные меры

Самое важное

Остановка по требованию

Совет для…

Приводные камни

Шире круг

Несостоявшийся замысел

Судебная практика

Профориентация

Полгода ждут

Судебные решения

Принятие ОСМД правил пропуска в дом может нарушать права представителей собственника квартиры

О нюансах предъявления лица для опознания

Cельхозпредприятия не в праве включать в налоговый кредит НДС по операциям по получению транспортно-экспедиционных услуг

Об особенностях применения принудительных мер медицинского характера

Тема номера

Работа по выгодным

Рекламный тест

Розница чисел

Частная практика

Командный ух!

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: