По воле случаи — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

По воле случаи

Несмотря на ужесточение административной и уголовной ответственности, соблюдение карантина оставлено на усмотрение самих граждан

Перед угрозой того, что волна всемирной эпидемии COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, захлестнет и Украину, правительство и местные органы власти принимают ряд мер по минимизации последствий этой пандемии. Еще до того, как счет пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19 пошел на десятки, были приняты решения о введении карантина сначала в Киеве, а затем и на общенациональном уровне. Можно найти немало подтекстов в принятии таких мер наперед: от желания ограничить акции протестов, в частности в столице (одна из которых все же состоялась в правительственном квартале Киева в первые дни карантина), до банальной неготовности системы здравоохранения справиться с пациентами с тяжелой формой заболевания, если их количество перевалит за сотни. Однако оставим причины политологам, экономистам, вирусологам и диванным критикам и рассмотрим меры, принятые для предотвращения эпидемии и касающиеся прав человека: являются ли они правомерными, а наказание за их несоблюдение — неотвратимым.

Меры предосторожности

Итак, 17 марта 2020 года был принят парламентом, подписан и опубликован в специальном номере газеты «Голос Украины» Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» № 530-IX, который в тот же день вступил в силу.

Данным законодательным актом Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) был дополнен статьей 443 «Нарушение правил относительно карантина людей». Согласно диспозиции указанной статьи, устанавливается ответственность за нарушение правил относительно карантина людей, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемиологических правил и норм, предусмотренных Законом Украины «О защите населения от инфекционных болезней» (Закон), другими актами законодательства, а также решений органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными болезнями. Такие действия влекут ответственность для граждан в виде штрафа в размере от 1000 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 000 до 34 000 грн), а для должностных лиц — от 2000 до 10 000 нмдг (от 34 000 до 170 000 грн).

Кроме того, указанным законом усилена санкция части 1 статьи 325 Уголовного кодекса (УК) Украины, предусматривающая ответственность за нарушение правил и норм, установленных в целях предупреждения распространения эпидемических и других инфекционных болезней, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь за собой распространение таких заболеваний. В частности, размер штрафа за такие действия увеличен со 100 нмдг до 1000–3000 нмдг, а также предусмотрены санкции в виде лишения свободы на срок до трех лет (ранее максимальная мера ответственности предусматривалась в виде ограничения свободы на этот же срок).

Прежде всего надо напомнить, что привлечение к ответственности по этим статьям возможно исключительно начиная с вечера 17 марта, то есть после фактического времени опубликования Закона № 530-IX. Даже на пару часов закон не может иметь обратной силы.

С уголовной ответственностью все более-менее понятно: если совершил действия по распространению таких заболеваний, можешь быть привлечен к ответственности. Однако отсылка в диспозиции статьи к «правилам и нормам, установленным в целях предотвращения болезней» указывает на то, что к сведению граждан должны быть четко и неоднозначно доведены правила и нормы, принятые государством или муниципалитетом в данных целях.

Отсутствие публикаций официальных решений и уведомления граждан о нарушении прямо указывает на невозможность привлечения к такой ответственности.

То же касается и административной ответственности за нарушение «карантина людей». Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней» не предусматривает такого термина, в нем нет даже такого словосочетания. Этого, пожалуй, уже достаточно, чтобы составленные по статье 443 КУоАП протоколы считались безосновательными. Но даже если простить этот недочет и воспринять употребление слова «людей» как отсылку к субъекту правонарушения, надо разобраться, что является карантином и, соответственно, его нарушением. Как указано в Законе, карантин — это административные и медико-санитарные меры, применяемые для предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней.

Согласно статье 29 Закона такой карантин устанавливается и отменяется исключительно Кабинетом Министров Украины, по инициативе центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере охраны здоровья, по представлению главного государственного санитарного врача Украины.

В таком решении обязательно указываются обстоятельства, повлекшие его установление, определяются пределы территории карантина, утверждаются необходимые профилактические, противоэпидемиологические и другие меры, их исполнители и сроки проведения, устанавливаются временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, возлагаемые на них. Карантин вводится на период, необходимый для ликвидации эпидемии или вспышки особо опасной инфекционной болезни. На этот период могут изменить режимы работы предприятий, учреждений, организаций, внести другие необходимые изменения относительно условий их производственной и другой деятельности.

Карантин в Украине введен постановлением Кабинета Министров Украины № 211 от 11 марта 2020 года, которая в редакции постановления № 215 от 16 марта 2020 года предусматривает, что карантин устанавливается на всей территории Украины (без исключений относительно временно оккупированных и аннексированных территорий) с 12 марта 2020 года по 3 апреля 2020 года.

При этом ограничивается право на образование — всем обучающимся запрещено посещать образовательные учреждения. Также с 17 марта с.г. запрещены массовые культурные, развлекательные, спортивные, социальные, религиозные, рекламные и другие мероприятия, в которых принимают участие более десяти человек, — тут ответственность возлагается на организаторов таких мероприятий.

С 17 марта с.г. запрещена работа субъектов хозяйствования, которая предусматривает прием посетителей: заведений общественного питания (ресторанов, кафе и прочих), торгово-развлекательных центров, других учреждений развлекательной деятельности, фитнес-центров, учреждений культуры, торгового и бытового обслуживания населения, за исключением розничной торговли продуктами питания, топливом, средствами гигиены, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, средствами связи, осуществления банковской и страховой деятельности, а также торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг по общественному питанию с применением адресной доставки заказов при условии обеспечения соответствующего персонала средствами индивидуальной защиты.

Введены ограничения на перевозки пассажиров, соблюдение которых возлагается на перевозчиков. Никакой «карантин людей» постановлением КСУ не введен, и на граждан не возложены какие-либо обязательства по ограничению передвижения, в том числе обязательство находиться определенное время дома по возвращении в Украину из тех или иных стран.

Таким образом, можно говорить о том, что перемещение граждан по территории Украины не ограничено, а значит, за это не может наступать какая-либо ответственность.

Правила передвижения

В то же время, согласно статье 29 Закона, до отмены карантина его территорию могут покидать только лица, предъявившие справку, которая дает право на выезд за пределы территории карантина. Передвижение внутри территории карантина Законом прямо не ограничено. Поскольку КМУ объявил карантин по всей стране, то свободное перемещение граждан не ограничено никоим образом. Даже инфицированных.

Положения о карантине на 14 дней по возвращении из зон эпидемии и самоизоляции на период карантина — не более чем рекомендации, точно так же, как и прекращение работы предприятий, не оказывающих непосредственные услуги населению, и перевод сотрудников на удаленную работу.

Впрочем, если бы такие ограничения и были введены постановлением КМУ, их законность можно было бы поставить под сомнение. Так, согласно статье 64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека, к которым относится и право на свободу передвижения, установленное статьей 33 Основного Закона, не может быть ограничено, кроме случаев, предусмотренных непосредственно Конституцией Украины. Основной Закон такие ограничения связывает с прямо установленными законами (а не постановлениями правительства) случаями, например, когда избрана мера пресечения в рамках уголовного производства, либо введено чрезвычайное или военное положение. В любом случае до сведения населения должны быть доведены четкие правила, ограничивающие передвижение. Однако ни чрезвычайное, ни военное положение в Украине или на отдельных ее территориях не введено. Режим «чрезвычайной ситуации», объявленный в отдельных регионах, не имеет отношения к «чрезвычайному положению» ни по сути, ни по процедуре, а значит, не может считаться законным ограничением конституционного права.

Вместе с тем ввиду специфики способа передачи коронавирусной болезни (через прямой контакт с инфицированным человеком) и высокой степени заражения призывы Министерства здравоохранения Украины о частичной или полной добровольной самоизоляции не выглядят чрезмерными или необоснованными. Более того, если по возвращении в Украину или при установлении факта контакта с больным COVID-19 лицо в той или иной форме дало согласие на добровольную самоизоляцию в течение инкубационного периода, нарушать такой режим как минимум безответственно с социальной точки зрения. Даже если реальная ответственность за такие действия не сможет наступить.

Мы отнюдь не призываем граждан, вооружившись юридическими знаниями, рисковать своим здоровьем и подвергать риску здоровье окружающих. Даже при недостатках таких норм с позиции юридической техники здравый смысл и риски для человечества должны быть максимально взвешены, если вдруг кому-то понадобится нарушить режим карантина. Увы, пока наша молодая демократия не может позволить себе безупречные законы и качественное медицинское обслуживание, поэтому вопрос сохранения личного здоровья и здоровья своих семей — в руках самих граждан.

Ирина ГОНЧАР • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

В фокусе: коронавирус

Владения короны

По воле случаи

Противовирусные законы

Отменный фонд

Государство и юристы

Звание — сила

Цепь оправдывает средства

Получить санкцию

Документы и аналитика

Профессиональная диффамация

Новости

Карта событий

Новости из зала суда

Новости законотворчества

Отрасли практики

Срочные изменения

Лишительные меры

Самое важное

Остановка по требованию

Совет для…

Приводные камни

Шире круг

Несостоявшийся замысел

Судебная практика

Профориентация

Полгода ждут

Судебные решения

Принятие ОСМД правил пропуска в дом может нарушать права представителей собственника квартиры

О нюансах предъявления лица для опознания

Cельхозпредприятия не в праве включать в налоговый кредит НДС по операциям по получению транспортно-экспедиционных услуг

Об особенностях применения принудительных мер медицинского характера

Тема номера

Работа по выгодным

Рекламный тест

Розница чисел

Частная практика

Командный ух!

Інші новини

PRAVO.UA