Закон Украины «О Службе безопасности Украины» (Закон) смело можно отнести к разряду самых постоянных законодательных актов, принятых еще на заре становления независимости нашего государства — в 1992 году. Несмотря на то что за последние 28 лет профильное законодательство, регулирующее деятельность Службы безопасности Украины (СБУ), корректировалось почти 40 законами, системный нормотворческий апгрейд не проводился. Хотя о необходимости комплексного усовершенствования этого акта публично было заявлено еще несколько лет назад. Законом Украины «О национальной безопасности Украины», который вступил в силу 8 июля 2018 года, СБУ было поручено разработать проект соответствующих изменений в шестимесячный срок и подать Президенту Украины для внесения в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады Украины.
Час «Ч» для такого законодательного шага наступил с заметным опозданием. 10 марта 2020 года на рассмотрение парламента поступили сразу три законодательных предложения от Владимира Зеленского. Проект № 3196, которым предусматривается изложить в новой редакции Закон Украины «О Службе безопасности Украины» и внести изменения в ряд законодательных актов, регулирующих деятельность этого силового ведомства, а также две законодательные инициативы — проекты № 3197 и № 3198, направленные на сопутствующую коррекцию положений Налогового и Бюджетного кодексов Украины соответственно. Очевидно, что толчком для публичной презентации таких нормотворческих продуктов именно сейчас стали отнюдь не предписания Закона Украины «О национальной безопасности Украины», а тот факт, что 18 февраля с.г. в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект закона № 3080, инициированный группой парламентариев во главе с Андреем Кожемякиным. Этим документом также предлагается кардинальным образом изменить законодательную философию деятельности одного из ключевых силовых ведомств государства.
Статус — кто?
С учетом нынешней расстановки политических сил в парламенте именно версия новой редакции закона об СБУ, официально предложенная главой государства, а фактически разработанная нынешним председателем СБУ Иваном Бакановым (именно его авторство указано в пояснительных записках ко всем трем президентским проектам), имеет более высокие шансы на успешное прохождение в здании под куполом, поэтому проекту № 3196 и сопутствующим изменениям мы уделим больше внимания.
Итак, законодательной инициативой предусматривается изложить в новой редакции Закон, а также внести изменения в целый ряд других актов, в частности Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, Уголовный и Гражданский процессуальные кодексы Украины. Если действующий Закон насчитывает 36 статей, то в президентской редакции новые правовые основы организации и регулирования деятельности СБУ предложено уместить в 52 нормах и достаточно объемных, изложенных на 30 страницах, заключительных и переходных положениях.
Предлагается концептуально переосмыслить статус данного силового ведомства, установив, что СБУ — это государственный правоохранительный орган специального назначения, который обеспечивает государственную безопасность Украины. Он входит в состав сил безопасности сектора безопасности и обороны, подчинен Президенту Украины и подконтролен Верховной Раде Украины. Для сравнения: сегодня СБУ, согласно положениям статьи 1 Закона, является государственным органом специального назначения с правоохранительными функциями, который обеспечивает государственную безопасность Украины и подчиняется главе государства.
В президентской версии законодательного регулирования предлагается четко определить функции СБУ. На это силовое ведомство возлагается выполнение пяти задач. Первая — противодействие разведывательно-подрывной деятельности против Украины, а также другим угрозам государственной безопасности страны. При этом в правовом глоссарии, который содержится в самом начале проекта закона, дается определение понятию «разведывательно-подрывная деятельность» — это осуществляемые специальными службами иностранных государств, а также организациями, учреждениями, формированиями, группировками, структурами и образованиями, отдельными лицами разведывательные акции (получение информации, которая может быть использована для создания или реализации угроз государственной безопасности и/или повышения обусловленных ими рисков) и/или подрывные акции (воздействие на общественные отношения, которое представляет или может представлять угрозу государственной безопасности и/или повышает риски государственной безопасности). Вторая задача для СБУ — это борьба с терроризмом и кибертерроризмом. Третья — контрразведывательная защита государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно-технического потенциала, кибербезопасности и информационной безопасности государства, объектов критической инфраструктуры, а также контрразведывательная защита экономического благосостояния Украины от влияния специальных служб иностранных государств, иностранных предприятий, организаций и учреждений; контрразведывательное обеспечение реализации фундаментальных национальных интересов Украины. Кроме того, в сфере компетенции СБУ будут функции по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений против основ национальной безопасности, мира и безопасности человечества, распространения оружия массового поражения и других преступлений, которые представляют угрозу государственной безопасности. Это четвертая задача, и наконец, пятая — охрана государственной тайны.
Также предлагается детально прописать полномочия данного силового ведомства: перечень всех профессиональных опций, доступных СБУ, насчитывает 43 (!) пункта.
Соединенные штаты
Сократить количество сотрудников и сместить кадровые акценты в части комплектации СБУ, сделав ставку на лиц со специальными званиями, а не на военнослужащих, — еще одна ключевая идея проекта № 3196, реализовать которую предлагается поэтапно.
Так, если сегодня кадры СБУ — это сотрудники-военнослужащие, работники, заключившие трудовой договор с ведомством, а также военнослужащие срочной службы (положения части 1 статьи 19 Закона), то, согласно новому концепту, кадровый костяк силового ведомства должны составлять сотрудники СБУ (те, кому присвоены специальные звания, и государственные служащие) и работники, заключившие трудовой договор с ведомством. Законопроектом также устанавливаются специальные звания в зависимости от иерархии (младший, младший начальственный, старший начальственный, высший начальственный составы) и предельная численность СБУ. Максимальную кадровую планку для Службы предлагается установить на уровне 15 тыс. человек. В особый период, в условиях чрезвычайного положения общая численность силовиков может быть увеличена до 20 тыс. человек, а на период действия военного положения или состояния войны — до количества согласно мобилизационному плану Украины.
Отметим, что сейчас количественный состав сотрудников СБУ определяется Президентом Украины по представлению руководителя этого силового органа, исходя из потребностей надежной защиты государственной безопасности Украины, в пределах расходов, предусмотренных на содержание ведомства в государственном бюджете Украины. Действующим Законом предельная планка не установлена, этот вопрос урегулирован в отдельном акте — Законе Украины «Об общей структуре и численности Службы безопасности Украины», статья 2 которого гласит, что общая численность СБУ устанавливается на уровне 27 тыс. человек, в особый период (кроме периода действия военного положения) — в количестве 31 тыс. лиц, а на период действия военного положения — в количестве согласно мобилизационному плану Украины. В случае принятия проекта № 3196 в качестве закона указанный акт утратит силу.
Сократить максимальную численность СБУ с 27 тыс. до 15 тыс. лиц предлагается не одномоментно, а поэтапно. Заключительные и переходные положения президентской версии закона об СБУ содержат алгоритм реализации этой идеи, рассчитанный на семь лет. Так, со следующего года количество сотрудников этого силового ведомства должно составить 25 тыс. человек, с 2022 года — 23 тыс., с 2023 года — 21 тыс., с 2024 года — 19,5 тыс., с 2025 года — 18 тыс., с 2026 года — 16,5 тыс., с 2027 года — 15 тыс.
Кроме того, в переходных и заключительных положениях президентского варианта новой редакции Закона оговаривается, что комплектация СБУ сотрудниками на должности, по которым присваиваются специальные звания, осуществляется с учетом новых положений относительно предельной численности ведомства начиная с 1 января 2022 года, но не позднее чем, цитируем, «по истечении одного года со дня завершения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях». В случае если по состоянию на 31 декабря 2021 года указанные мероприятия не завершены, комплектация СБУ военнослужащими продолжается и прекращается не позднее чем через год после завершения таких мероприятий.
Военнослужащие ведомства, выразившие согласие перейти на службу сотрудников Службы безопасности Украины, которым присваиваются специальные звания, увольняются в соответствии с Законом Украины «О воинской обязанности и военной службе» в связи с сокращением штатов или проведением организационных мероприятий и принимаются на службу сотрудников СБУ на равнозначные должности или на другие должности по их согласию. При увольнении с военной службы, как подразумевается проектом № 3196, им выплачивается денежная помощь в размере 50 % месячного денежного обеспечения за каждый полный календарный год службы в соответствии со статьей 15 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».
Военнослужащие СБУ, относящиеся к категориям сотрудников, подлежащих аттестации в ходе реформирования ведомства, будут приниматься на службу по новым правилам после прохождения соответствующей процедуры. Перечень категорий таких сотрудников Службы, как предписывается проектом № 3196, должен утверждаться главой СБУ.
Военнослужащим ведомства, которые изъявят желание получить новый статус, одновременно с назначением на соответствующие должности будут присваиваться специальные звания в соответствии с конкретной схемой соотношения военных и специальных званий, описанной в переходных и заключительных положениях президентского проекта. Например, сержант, старший сержант, старшина получат звания «старший сержант СБУ», «прапорщик» и «старший прапорщик» — «мастер-сержант СБУ» и т.д.
Силовое вливание
Модернизации законодательного регулирования в части денежного, социально-бытового, пенсионного обеспечения сотрудников СБУ в проекте № 3196 уделено особое внимание. «Условия денежного обеспечения (заработной платы) сотрудников СБУ должны обеспечивать достаточные материальные условия для надлежащего исполнения ими должностных (служебных) обязанностей с учетом специфики, интенсивности и особого характера выполняемых задач, отбор в Службу безопасности Украины высококвалифицированных кадров, стимулировать достижение ими высоких результатов в оперативно-служебной деятельности, компенсировать физические и интеллектуальные затраты сотрудников», — гласит часть 1 статьи 39 Закона в редакции президентского проекта. Заработная плата сотрудников будет состоять из должностного оклада, оклада по специальному званию, надбавки за ранг государственного служащего, а также целого ряда других доплат и бонусов (за выслугу лет, за службу в условиях режимных ограничений, за выполнение особо важных заданий (работ) и даже за знание и использование иностранного языка).
Размеры должностных окладов сотрудников ведомства, согласно новой законодательной философии, определяются в соответствии с размером прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года. Базовая финансовая величина варьируется в зависимости от иерархии должностей. Скажем, для главы СБУ это 75 указанных минимумов, для руководителя департамента (подразделения со статусом департамента) Центрального управления ведомства — от 60 до 65 и т.д. При этом самый низкий финансовый порог установлен для сотрудников VІ категории (региональный орган) — от 10 до 15 размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года. Впрочем, размеры должностных окладов сотрудников Службы планируют повышать постепенно. Скажем, по состоянию на 1 января 2021 года это будет 40 % от указанных размеров, и каждый год, вплоть до 2027-го, шаг повышения составит 10 %.
Размер должностного оклада сотрудников СБУ устанавливается в зависимости от времени пребывания на должности соответствующей категории и достигнутых результатов оперативно-служебной деятельности в порядке, предусмотренном актами Службы безопасности Украины.
Сейчас, отметим, условия и оплата труда работников этого силового ведомства определяются не Законом, а подзаконными актами правительства, в частности постановлением Кабинета Министров Украины № 704 от 30 августа 2017 года «О денежном обеспечении военнослужащих, лиц рядового и начальственного составов и некоторых других лиц».
Реализация этих и других ноу-хау в рамках реформирования СБУ потребует дополнительных расходов из госбюджета. В сопроводительных материалах проекта № 3196 содержится отдельный документ с финансово-экономическим обоснованием по каждому году, начиная со следующего и заканчивая 2027-м. Скажем, уже в 2021 году СБУ в случае принятия президентской инициативы в качестве закона дополнительно понадобится выделить 20 863 139,2 тыс. грн бюджетных средств. А в 2022 году, по предварительным прогнозам, цена модернизации законодательства об СБУ составит 31 313 027,0 тыс. грн. Как уточняется, финансовые потребности СБУ на 2021—2027 годы включают в себя приведение штатной численности силового ведомства в соответствие с новыми законодательными правилами и осуществление всех социальных выплат, дальнейшее обновление специальной техники, осуществление оперативно-служебной деятельности. Так, в 2022 году при условии вступления в силу новой редакции Закона и в связи с началом комплектования СБУ сотрудниками, которым присвоены специальные звания и которые выразили согласие перейти на службу сотрудников СБУ, будет выплачиваться выходное пособие при увольнении с военной службы в размере 6 526 070,2 тыс. грн.
Альтернативное видение
А вот авторы проекта № 3080 в пояснительной записке уверяют, что принятие их инициативы не приведет к изменению показателей государственного бюджета Украины и местных бюджетов, поскольку повышение уровня денежного и пенсионного обеспечения сотрудников СБУ предусматривается осуществлять не в 2020 году, а только с начала следующего года. При этом презюмируется, что соответствующие финансовые показатели нужно учесть при подготовке проектов главных финансовых законов государства в будущем.
В депутатской версии новой редакции Закона, равно как и в президентской, предлагается урегулировать вопросы материального обеспечения силовиков, привязав должностные оклады к размеру прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на начало календарного года. Причем базовые финансовые величины значительно выше (например, должностной оклад председателя СБУ исчисляется 80 указанными минимумами), а новые правила материального обеспечения представителей силового ведомства хотят ввести одномоментно, начиная со следующего года.
Проектом № 3080 предлагается более детально урегулировать работу ключевого силового ведомства страны. Депутатская версия редакции закона об СБУ насчитывает 94 статьи, а также заключительные и переходные положения. Только полномочия Службы расписаны в 92 (!) пунктах.
В отдельных аспектах деятельности СБУ мнения главы государства и парламентариев схожи, в других же — разнятся кардинально. Например, авторы проекта № 3080 не предусматривают отказа от существующего кадрового концепта формирования ведомства, ориентированного на военнослужащих. При этом авторы данной законодательной инициативы предлагают определить общую численность Службы безопасности Украины в количестве 25 тыс. человек (а на период действия военного положения — в количестве, предусмотренном мобилизационным планом Украины).
Несмотря на то что президентский проект и депутатская законодательная инициатива официально не являются конкурирующими (были зарегистрированы в парламенте не как основной и альтернативный проекты, а под разными порядковыми номерами — № 3080 и № 3196), по логике регламентной процедуры, в здании под куполом они должны рассматриваться в тандеме.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…