Этическая составляющая наряду с антикоррупционной стала неотъемлемым атрибутом законодательной политики, а понятие «добропорядочность» прочно укоренилось в нормотворческом лексиконе. Причем для судей критерий добропорядочности планируют закрепить на высшем уровне, прописав в Основном Законе (соответствующее предложение содержится в проекте конституционных изменений в части правосудия № 3524). Развить тему правил приличия решило и правительство, внеся на рассмотрение парламента проект Закона «О правилах добропорядочности политического деятеля» (№ 4072). Цель создания данной инициативы, заявленная в пояснительной записке к законопроекту, достаточно амбициозная — побороть такие негативные явления отечественного политикума, как политическое давление и коррупция, и достичь полной прозрачности и открытости в деятельности политиков.
Законопроектом предлагается определить правила добропорядочности политических деятелей. К таким деятелям предусматривается отнести народных депутатов, членов Кабинета Министров, Главу Администрации Президента Украины, его первого заместителя и заместителей, сельских, поселковых председателей, городских голов и председателей районных, районных в городах, областных советов. В рамках специального закона предлагается урегулировать основные принципы работы политических деятелей, которая, как устанавливается, должна быть направлена на защиту публичных интересов и отказ от превалирования частного интереса при осуществлении предоставленных полномочий.
Семь «китов»
Деятельность политических фигур должна основываться на семи «китах». Во-первых, на принципе законности: политические деятели обязаны соблюдать законы, в частности Основной и «О предотвращении коррупции», способствовать утверждению и практической реализации принципов разделения государственной власти, верховенства права, не применять меры и методы публичного управления, противоречащие законам, и обеспечивать прозрачность процедур принятия управленческих решений. Во-вторых — на принципе социальной справедливости и недискриминации: политические деятели при осуществлении своих полномочий обязаны придерживаться принципа социальной справедливости, который направлен на обеспечение равных возможностей для реализации и удовлетворения социально-экономических потребностей всех членов общества с соблюдением требований антидискриминационного законодательства. Третий «кит», на котором политики должны основывать свою деятельность, — это прозрачность (заключается в предоставлении исчерпывающей, объективной, достоверной информации о своей деятельности), четвертый — достойное поведение: предполагает, цитируем, «уважительное отношение к гражданам, соблюдение высокой культуры общения и избежание поведения, оказывающего негативное влияние на имидж государства». В-пятых, обитатели политического олимпа должны формировать доверие к власти (обеспечивать положительную репутацию государственных органов и способствовать укреплению доверия граждан к ним), в-шестых, предотвращать расточительство, то есть использовать государственную собственность исключительно в интересах государства, не допускать неэффективного и расточительного использования материально-технических ресурсов государства. И, наконец, последний, седьмой «кит» добропорядочности — недопущение конфликта интересов. Политические деятели должны принимать исчерпывающие меры по недопущению конфликта интересов, а также не допускать совершения действий или бездействия, что может привести к возникновению конфликта интересов или «создать впечатление о его наличии».
Контрольная забота
С целью обеспечения контроля соблюдения правил добропорядочности предлагается установить порядок ведения учета информации о встречах и телефонных разговорах, которые проводятся политическими деятелями. При этом информация относительно субъектов, с которыми контактируют политики, подлежащая учету, варьируется в зависимости от занимаемой должности. Так, например, парламентарии, включая спикера Верховного Совета и его заместителей, обязаны обеспечить ведение учета информации обо всех встречах, телефонных разговорах не только с политическими деятелями, но и с руководителями центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав правительства, и их заместителями, руководителями государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций, субъектами предпринимательской деятельности или их уполномоченными лицами.
В проекте предлагается установить, что учету подлежат сведения о дате, месте, Ф.И.О., наименование должностей участников, а также цель, предмет и формы встреч, телефонных разговоров. При этом прописывается, что политический деятель, считающий, что во время встреч, телефонных разговоров от него требовали совершить незаконные действия, вести себя неэтично или ненадлежащим образом, должен публично сообщить о нарушении норм добропорядочности субъектами, на которых распространяется действие данного закона. Следует отметить, что соответствующая опция представителями отечественного политикума уже активно используется. Вспомнить хотя бы последние громкие политические скандалы, когда основным «доказательством» оказания давления или иных противоправных действий становилось обнародование личной телефонной переписки или же аудио-, видеозаписи разговора участников конфликта.
Предусматривается также порядок ведения учета информации о фактах использования материальных и нематериальных активов, предоставленных за счет физических или юридических лиц. Политических деятелей, которые в служебных целях используют транспортные средства, имущество, другие материальные и нематериальные активы, предоставленные за счет физических или юридических лиц, предлагают обязать вести учет фактов такого использования.
Не остался без внимания авторов данной законодательной инициативы и вопрос общественного присутствия. Устанавливается, что по запросу на получение информации политический деятель обязан предоставить сведения о предмете и цели встречи, телефонных разговоров, составе участников и т.д. (кроме информации с ограниченным доступом), а также о фактах использования транспортных средств, имущества, других материальных и нематериальных активов, предоставленных за счет физических или юридических лиц, в служебных целях в порядке, установленном Законом Украины «О доступе к публичной информации». В случае выявления расхождений в содержании сведений, предоставленных по запросу на публичную информацию, и информацией, полученной из других публичных (открытых) источников, политический деятель обязан по требованию запрашивающего информацию предоставить объяснения относительно таких разногласий.
Также прописывается, что политические деятели должны неуклонно соблюдать требования данного закона. Нарушение регламентированных предписаний влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность с учетом особенностей правового статуса таких лиц, определенного Конституцией и законами Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…