С 1 января для украинских предпринимателей изменились правила и условия ведения внешнеэкономической деятельности. С одной стороны, Российская Федерация приостановила действие Договора о свободной торговле. А с другой — в полном объеме стало применяться Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, что открывает новые возможности для выхода на европейский рынок.
Изменения осложнили
Одно из наиболее важных составляющих Соглашения об ассоциации — введение зоны свободной торговли с ЕС. С начала года Евросоюз отменил ввозные таможенные пошлины для 83 % сельхозпродукции и 94 % промышленных товаров. Но для того, чтобы предприятие получило право на тарифную преференцию, ему нужно подтвердить происхождение товара.
Правила определения происхождения товаров также изменились. Основные документы, которыми нужно руководствоваться при определении страны происхождения, следующие:
1. Протокол І к Соглашению об ассоциации.
2. Приказ Минфина № 1142 от 18 ноября 2014 года.
Кроме изменений нормативной базы, произошли и некоторые институциональные изменения — теперь вместо торгово-промышленных палат сертификаты происхождения выдают таможенные органы Государственной фискальной службы (ГФС) Украины.
Все эти изменения привели к некоторым осложнениям. Во-первых, выдача сертификатов происхождения — относительно новый вид деятельности для таможни. Поэтому в отличие от работы с ТПП предпринимателям не стоит рассчитывать на помощь и предметные консультации сотрудников таможни. Во-вторых, новые правила подтверждения страны происхождения местами довольно сложные, и экспортеры не всегда могут самостоятельно разобраться в некоторых нюансах. В то же время весь груз ответственности за правильность оформления документов о происхождении лежит на плечах предприятий.
Во избежание необоснованных рисков мы рекомендуем своим клиентам в первую очередь определиться с необходимостью оформления документов о происхождении. Если ставка ввозной таможенной пошлины в ЕС 0 %, то документы о происхождении не нужны (за исключением, когда это необходимо для применения кумулятивного критерия).
Документы для оформления
Но если от страны происхождения зависит право на получение тарифной преференции, то экспортеру нужно оформлять один из следующих документов:
1. Декларацию инвойс. Это надпись установленной формы (приложение IV к Протоколу I к Соглашению об ассоциации). Оформляется на партию товара, стоимость которой не превышает 6 тыс. евро. Также этот документ могут оформлять предприятия, имеющие статус уполномоченного экспортера, независимо от стоимости товара.
Статус уполномоченного экспортера будет интересен компаниям, планирующим долгое время экспортировать в ЕС определенную категорию товаров. Порядок предоставления и аннулирования таможнями статуса уполномоченного (согласованного) экспортера урегулирован приказом Минфина № 1013 от 7 октября 2014 года. Но, кроме существенного преимущества, связанного с возможностью самостоятельно оформлять документы о происхождении, этот статус влечет за собой и некоторые риски. Если по результатам проверки таможня сделает вывод о нарушении уполномоченным экспортером правил определения происхождения товаров, то она примет решение о лишении предприятия этого статуса. Это может привести к отмене тарифных преференций по декларациям, оформленным уполномоченным экспортером, и взысканию разницы таможенных платежей.
2. Сертификат перевозки EUR.1. Выдается таможенными органами бесплатно не позднее трех дней с момента подачи заявления. По общему правилу сертификат EUR.1. оформляется во время осуществления экспорта.
Для получения сертификата экспортер подает в таможню следующие документы:
— заявление (форма заявления предусмотрена Приложением ІІІ к Протоколу І к Соглашению об ассоциации);
— заполненный бланк сертификата EUR.1;
— документы, подтверждающие преференциальное происхождение товара.
С первыми двумя пунктами обычно у экспортеров нет никаких проблем в отличие от третьего. По объективным причинам невозможно предусмотреть перечень всех документов, которые подтверждают преференциальное происхождение товаров. В статье 28 Протокола І к Соглашению об ассоциации содержится только приблизительный перечень таких документов.
Товар соответствует требованиям преференциального происхождения, если он:
— полностью произведен на территории Украины (статья 5 Протокола І к Соглашению об ассоциации). Например, овощи, собранные на территории Украины, или товары из животных, которые выросли на территории Украины;
— получен на территории Украины из материалов, прошедших достаточную обработку на территории Украины (статья 6 Протокола І к Соглашению об ассоциации). Критерии достаточной обработки и переработки указаны в Приложении ІІ к Протоколу І к Соглашению об ассоциации.
Ярким примером, иллюстрирующим проблемы подтверждения происхождения товаров, являются письма ГФС Украины (№ 2236/7/99-99-25-02-03-17 от 25 января 2016 года) и Минагрополитики (№ 37-11-4-7/639 от 19 января 2016 года). В них описываются проблемы зернотрейдеров и производителей масла. Трейдерам для получения сертификата EUR.1 нужно подтвердить, что их зерно выращено на территории Украины. Производителям масла необходимо подтвердить происхождение сырья. Обычно эти предприятия не владеют посевными площадями, а скупают зерно (семечки подсолнуха, семена рапса) у других предпринимателей. ГФС Украины пошла им навстречу и согласовала обобщенные формы документов, которые могут использоваться для подтверждения страны происхождения. Суть их довольно проста — экспортер предоставляет таможенным органам информацию о своих поставщиках, реквизитах договоров поставки и количестве зерна (сырья), приобретенного по каждому из этих договоров.
Аналогичные документы могут использовать и другие предприятия. Но рекомендуем быть осторожными. Процедура подтверждения страны происхождения может и не закончиться на этапе получения сертификата перевозки EUR.1. Европейские таможенные органы имеют право направлять запросы в ГФС Украины о проверке сертификатов перевозки. В процессе проведения такой проверки инспектор таможни может «закрыть глаза» на разъяснительное письмо ГФС Украины и сделать вывод о том, что указанные выше обобщенные формы документов не подтверждают происхождение товаров. После этого предприятие утратит право на получение тарифной преференции.
Наши рекомендации
Для предотвращения подобных рисков рекомендуем экспортерам:
1) удостовериться в необходимости подтверждения страны происхождения;
2) тщательно подготовить документы, подтверждающие происхождение товара. Такие документы подаются в таможенные органы только при первой поцставке, поэтому соберите максимально полный пакет документов;
3) проведите экспертную оценку документов, подтверждающих страну происхождения. Обратитесь за помощью к юристам, таможенным брокерам, ТПП. Это поможет выявить и устранить пробелы и несоответствия в подготовленных документах;
4) требуйте у своих поставщиков максимальное количество документов, подтверждающих происхождение товара. Лучше получить от них сертификат происхождения формы У-1 (выдается ТПП, применяется в пределах Украины);
5) фиксируйте факт подачи каждого документа на таможню;
6) взвешивайте все преимущества и риски получения статуса уполномоченного экспортера.
БАРТОШ Святослав — юрист ЮФ ILF, г. Киев
Отсутствие перечня
Юлия СИЗОНЕНКО, младший юрист судебного департамента АО AVER LEX
С 1 января 2016 года таможенные органы ГФС Украины получили полномочия по выдаче сертификатов EUR.1, необходимых для подтверждения статуса преференциального происхождения товара, в частности, для беспошлинного экспорта продукции в страны ЕС.
Таким образом, нововведение направлено на упрощение административной процедуры за счет увеличения количества мест выдачи сертификатов, максимально приближенных к потенциальным экспортерам. В результате сокращаются сроки получения сертификата EUR.1. К тому же такие изменения способствуют усилению ответственности экспортера за достоверность информации.
Проблемным вопросом данного нововведения является отсутствие утвержденного полного перечня документов о происхождении отдельных видов товаров, которые должны предоставить предприятия-экспортеры для получения сертификата EUR.1, что открывает простор для развития коррупции и недобросовестной конкуренции.
Утвержденный экспортер
Татьяна ГРИНЬ, юрист ЮФ Asters
Соглашением об ассоциации с Европейским Союзом утвержден сертификат перевозки EUR.1, который нужен для того, чтобы, предъявив его на таможне, получить обещанную преференцию — освобождение от уплаты импортной пошлины. В соответствии с Соглашением сертификаты перевозки EUR.1 выдают таможенные органы страны экспорта. На Украине это соответствующий департамент Государственной фискальной службы Украины и его офисы.
В случаях, когда украинская компания осуществляет регулярные поставки продукции в ЕС, такой производитель может обратиться в таможенные органы Украины и получить статус «утвержденного экспортера» (approved exporter), а впоследствии подавать только декларацию инвойс в подтверждение происхождения товаров. Это более упрощенная и удобная процедура, которая может применяться на усмотрение таможенных органов, и ее использование может значительно упростить жизнь регулярным поставщикам товаров с Украины в страны ЕС.
Таможня не готова
Евгений БЛИНОВ, партнер, руководитель практики международного арбитража МЮГ AstapovLawyers
После вступления в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС экспорт продукции украинского происхождения в ЕС должен сопровождаться новой формой сертификата происхождения EUR.1. Использование такого сертификата предусмотрено Соглашением и является требованием европейской стороны. Полномочия по выдаче сертификата EUR.1 возложены на украинские таможенные органы с целью усиления контроля над выдачей подобных сертификатов, которые ранее выдавались фактически частными организациями, — ТПП.
К сожалению, таможенные органы оказались не готовыми к введению данной сертификации. В начале года возникли сложности с экспортом продукции агропромышленного комплекса. По отдельным категориям товаров таможенные органы определяют дополнительные документы, которые должны быть им предъявлены для подтверждения украинского происхождения продукции.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…