Классической аксиомой является то, что свобода торговли между разными странами — это один из основных принципов современного развития международной торговли.
Реализация указанного принципа обеспечивается параллельной работой в двух основных направлениях: посредством постепенного снижения размеров таможенных пошлин, вплоть до применения нулевых ставок, и путем уменьшения количества нетарифных барьеров.
Тем не менее некорректно говорить о недопустимости применения любых мер, направленных на ограничение свободы торговли. Возможность использования тех или иных тарифных или нетарифных барьеров может быть обусловлена особенностями развития той или иной страны, спецификой экономической ситуации, необходимостью обеспечения достаточного количества определенных ресурсов на внутреннем рынке, защитой интересов национальных производителей и иными факторами.
Рассмотрим подробнее возможные тарифные и нетарифные инструменты ограничения свободной торговли сквозь призму их соответствия праву ВТО и национальному законодательству Украины.
Тарифные меры
Традиционное понимание тарифных мер включает в их число преимущественно таможенные пошлины, при этом антидемпинговые, компенсационные и иные подобные пошлины нередко рассматриваются в качестве отдельных видов нетарифных мер.
Действующее законодательство Украины выделяет следующие виды таможенных пошлин: ввозные (импортные), вывозные (экспортные), сезонные и особые виды таможенных пошлин, включающие специальные (защитные), антидемпинговые, компенсационные (антисубсидиционные) пошлины, а также дополнительный импортный сбор. Для целей настоящей статьи указанные виды пошлин будут рассмотрены при анализе тарифных мер.
Сегодня наблюдается тенденция к постепенному сокращению количества и уменьшению размеров таможенных пошлин. Так, за последние годы размеры таможенных пошлин, применяемых странами — участницами ВТО, уменьшились более чем на 40 %: к примеру, средневзвешенный размер таможенных пошлин по промышленным товарам — с 6,3 % до 3,8 %. При этом, согласно принятым странами-участницами обязательствам, размер таможенных пошлин по большинству категорий товаров является «связанным» — bound (до 99 % всех категорий товаров в развитых странах и до 77 % товаров в развивающихся странах), с обязательством по недопущению их увеличения выше таких максимальных размеров.
В условиях действия общего правила право ВТО в качестве исключения все же предусматривает возможность изменения размера указанных таможенных пошлин с соблюдением установленных процедур и условий.
При этом применению антидемпинговых, специальных (защитных) или компенсационных (антисубсидиционных) пошлин должно предшествовать расследование, по итогам которого устанавливается наличие оснований для применения таких мер.
К примеру, в силу Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 года применение антидемпинговых мер возможно при одновременном наличии следующих условий: 1) наличие факта демпинга (под демпингом понимается реализация товаров по искусственно заниженным ценам, к примеру, когда цена на товар на внутреннем рынке при совершении обычных торговых операций выше, чем цена на данный товар при его импорте в конкретную страну); 2) материальный ущерб (угроза причинения такого ущерба) национальным производителям, 3) прямая причинная связь между демпингом и материальным ущербом (угрозой причинения такого ущерба).
Особенность антидемпинговых мер в том, что они применяются не в отношении импорта из всех стран, а в отношении импорта продукции из конкретных стран, которые прибегли к недобросовестной торговой практике демпинга, с установлением размера антидемпинговых пошлин, соответствующего индивидуально рассчитываемой демпинговой марже.
В свою очередь, согласно Соглашению по защитным мерам, применение защитных (специальных) мер возможно лишь после того, как будет установлено наличие следующих условий: 1) увеличение импорта в абсолютном или относительном (по отношению к объему местного производства) объеме; 2) серьезный ущерб (угроза причинения такого ущерба) национальным производителям; 3) прямая причинная связь между увеличением импорта и серьезным ущербом (угрозой причинения такого ущерба).
Согласно ряду решений Апелляционного органа (Appellate Body) при ВТО (например, по спорам «Korea — Dairy», «US — Lamb»), положения Соглашения по защитным мерам подлежат применению совместно со статьей XIX ГАТТ, то есть дополнительным условием применения защитных (специальных) мер выступает то, что увеличение импорта должно быть результатом непредвиденных обстоятельств и исполнения взятых на себя обязательств по ГАТТ, включая тарифные уступки. При этом защитные меры подлежат применению на недискриминационной основе.
В настоящее время применение данных пошлин при наличии надлежащих оснований для их применения является одним из наиболее эффективных и распространенных инструментов реализации протекционистской политики по защите внутреннего рынка от недобросовестных торговых практик.
Так, к примеру, на протяжении 1995–2014 годов в мире было применено 3058 антидемпинговых мер, при этом наиболее часто такие меры применялись Индией, Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом, Аргентиной, Бразилией и Китайской Народной Республикой. Наиболее часто антидемпинговые меры в указанный период применялись против таких стран, как Китайская Народная Республика, Республика Корея, Соединенные Штаты Америки, Япония и Российская Федерация. В целом в 2014–2015 годах антидемпинговые и антисубсидиарные меры стали применяться даже теми странами, которые никогда ранее или исключительно редко прибегали к данному механизму, например, Пакистаном, Таиландом и Малайзией.
Сегодня Украина применяет ряд антидемпинговых пошлин (например, в отношении нитрата аммония (аммиачной селитры), метанола (метилового спирта), асбестоцементных листов из Российской Федерации, лимонной кислоты (моногидрата), труб бесшовных нержавеющих из Китайской Народной Республики, деревоволокнистных плит из Республики Беларусь), специальных (защитных) пошлин независимо от страны происхождения (в отношении стальных бесшовных труб обсадных и насосно-компрессорных, посуды и приборов столовых или кухонных из фарфора), а также компенсационные (антисубсидиционные) пошлины в отношении легковых автомобилей из Российской Федерации.
В целях преодоления дефицита платежного баланса на протяжении 2015 года до последующей отмены с 1 января 2016 года Украиной применялся дополнительный импортный сбор в размере 5 % на промышленные товары и 10 % на сельскохозяйственную продукцию. Правовым основанием применения указанного дополнительного импортного сбора служили положения статьи XII ГАТТ и Договоренности о положениях ГАТТ 1994 года относительно платежного баланса. Соответствие данного сбора требованиям соглашений ВТО было подтверждено Генеральным советом ВТО 29 июля 2015 года. В то же время применение дополнительного импортного сбора не в полной мере соответствовало обязательствам Украины перед МВФ и Европейским Союзом.
Нетарифные меры
В условиях общего сокращения количества и размера таможенных пошлин количество применяемых разными странами нетарифных мер по-прежнему остается значительным, при этом многие из них носят достаточно завуалированный характер, выступая при этом реальными барьерами, ограничивающими свободу торговли, например, вплоть до искусственного ограничения количества портов, через которые может осуществляться поставка товаров. Наиболее часто на практике применяются такие нетарифные барьеры, как технические стандарты и нормы, а также санитарные и ветеринарные нормы. Соглашения ВТО, как правило, требуют соблюдения принципа недискриминации при введении каких-либо нетарифных мер, а также соблюдения иных условий их применения.
Сегодня на Украине наиболее часто применяются такие виды нетарифных мер, как эмбарго в отношении отдельных видов товаров из Российской Федерации, квотирование, лицензирование импорта и экспорта отдельных товаров, регистрация внешнеэкономических контрактов (договоров) на осуществление экспортных операций с металлоломом и иные меры.
Нетарифные меры, ограничивающие свободу торговли отдельными категориями товаров, получили широкое распространение в мире. Например, к числу введенных в последнее время нетарифных мер можно отнести регистрацию импортеров арматуры в Арабскую Республику Египет в Генеральной организации экспортно-импортного контроля, неавтоматические лицензии на импорт арматуры независимо от страны происхождения, выдаваемые Министерством промышленности в Алжире, и другие меры.
Таким образом, сегодня в контексте положений национального законодательства и права ВТО в мире применяется значительное количество как тарифных, так и нетарифных мер.
ВАРАНЧУК Ирина — юрист МЮФ Baker & McKenzie, г. Киев
Камень преткновения
Александра БРОВКО, юрист практики международной торговли ЮФ Sayenko Kharenko
С 1 января 2016 года начался новый этап торговых отношений между Украиной и ЕС. На смену автономным торговым преференциям ЕС пришла всеобъемлющая зона свободной торговли (DCFTA). За период существования автономных торговых преференций (с апреля 2014 года) украинские экспортеры смогли ощутить все прелести торговли с Европой без пошлин. Но вот меры нетарифного регулирования (технические регламенты, санитарные и фитосанитарные меры) еще долго будут камнем преткновения на пути украинского экспорта в ЕС.
Если график гармонизации санитарных и фитосанитарных норм еще не был согласован, то на пути реформирования технического регулирования уже сделаны первые шаги. Так, в декабре 2015 года Министерство экономического развития и торговли Украины отменило почти 13 тысяч ГОСТов. Для постепенной адаптации бизнеса к новым условиям большинство отмененных ГОСТов будут действовать до начала 2018 года. При этом параллельно с отменой ГОСТов (принятых до 1992 года) Украина должна постепенно внедрять свод европейских стандартов (EN) в качестве национальных.
Важно, что переход на европейские стандарты затронет не только предприятия, экспортирующие товары в ЕС, но и те компании, которые ориентируются на внутренний рынок Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…