Достаточно большое количество представителей рынка юридических услуг в последние два года перешли на госслужбу, заняв должности во всех ветвях власти. Карьеры их складываются по-разному: одни вполне успешно реализуют заявленные цели, другие ушли с госслужбы и вернулись в юридический бизнес. О мотивах, подтолкнувших практикующих юристов поработать на государство, препятствиях в деятельности, взаимодействии с экспертной юридической средой, а также о перспективах возврата в юридический бизнес на Форуме Ассоциации юристов Украины дискутировали заместитель Главы Администрации Президента Украины Алексей Филатов, народные депутаты Украины Андрей Журжий, Елена Сотник, Виктория Пташник, председатель Высшей квалификационной комиссии судей Украины Сергей Козьяков, исполняющий обязанности министра экологии и природных ресурсовУкраины Анна Вронская, заместитель министра экономического развития и торговли Украины — торговый представитель Украины Наталия Микольская, заместитель министра юстиции Украины по вопросам исполнительной службы Сергей Шкляр.
Условия эффективности
Анализируя условия, при которых представители юридического бизнеса будут эффективными управленцами, Алексей Филатов отметил, что практически равнозначными являются несколько факторов. Причем личное желание госслужащего — это даже не условие, а предусловие эффективности. «Без личного желания что-то изменить вообще нечего делать на госслужбе. Она ничего дать вам не сможет, кроме возможности реализовать изменения, поменять правила игры, сложившиеся на рынке», — прокомментировал г-н Филатов.
Для Сергея Шкляра основным и единственным мотивом похода во власть также было стремление что-то поменять, провести вполне конкретные реформы. Такого же мнения придерживается Виктория Пташник, подчеркивая также важность наличия команды единомышленников.
Анна Вронская свой случай назвала уникальным, поскольку министерство экологии не является очевидным вариантом продолжения юридической карьеры. Но без юридического образования было бы очень сложно, отметила и.о. министра, подчеркнув влияние на эффективность госслужащего таких факторов, как наличие команды единомышленников и поддержка коллег по юридическому рынку: «Мы уже по ту сторону баррикады и пытаемся изменить систему. Менять ее изнутри очень сложно. Для этого нужны люди, единомышленники. Нужна поддержка».
«Без команды и без нормальных зарплат система не будет стабильной и не сможет работать», — прокомментировала Наталия Микольская. По ее мнению, без изменения концептуальных основ государственной службы все реформы будут реализоваться на энтузиазме, который рано или поздно закончится. Необходимо привлечение высококвалифицированных и надлежащим образом мотивированных людей.
Елена Сотник среди факторов, препятствующих переменам, назвала «иллюзию волонтерства». Она объяснила, что можно поработать на волонтерских началах год или два, тратя средства своей семьи, но качественный менеджмент предполагает соответствующий уровень заработной платы. Также для г-жи Сотник важно наличие команды единомышленников: «Система не хочет меняться. И чтобы ее поменять, нужна критическая масса людей».
«Полтора года назад нас всех привел во власть определенный романтизм. Я выделяю три условия эффективности — желание перемен, возможность сформировать команду и достойная оплата труда», — прокомментировал Андрей Журжий.
Подводные камни работы на государство
Наталия Микольская: «Отсутствие четкого мандата и понимания направления движения всеми ветвями власти является большой проблемой. Если такого мандата нет, все инициативы будут попросту гулять коридорами и застревать в отдельных кабинетах. Другая проблема — распределение полномочий, в том числе между Кабинетом Министров и министрами. КМУ не хватает времени заниматься важными стратегическими вопросами. Если посмотреть онлайн-трансляцию заседания правительства, увидим: большую часть времени занимают вопросы, которые успешно могут быть решены на уровне отдельного министра и приняты на уровне молчаливого согласия. Также должен быть определенный иммунитет от взаимной критики».
Мнение г-жи Микольской поддержал и Андрей Журжий: «По моему мнению, министр в своем министерстве имеет право делать все, что угодно, для достижения заявленной цели. Заместителей ему не должен назначать КМУ — если вы считаете, что он может назначить недостойного, надо увольнять министра. То же в части бюджетов, зарплат и всего остального».
Елена Сотник в своем комментарии отметила необходимость построения эффективной политической системы: «Эффективности деятельности препятствуют очевидные вещи. Прежде всего это отсутствие прозрачности и понятных правил. Слово «юрист» в парламенте у большинства вызывает негативную реакцию — для всех создают проблемы, еще и заставляют следовать каким-то правилам. Второе — создание в стране нормальной политической системы».
«Надо повышать зарплату госслужащим, одновременно сокращая их количество. В прошлом году Минюст сократился с 26 тыс. сотрудников примерно до 12 тыс., и перегруза мы не заметили. Госорганы раздуты, и их надо сокращать», — прокомментировал г-н Шкляр. Андрей Журжий при этом добавил, что ничего страшного не случится, если уволить даже 90 % сотрудников фискальной службы: «Они себя не окупают». Аналогично можно оптимизировать и штатную численность других госорганов. Причем сокращение должно затрагивать не только персонал, но и функции. А освобождающиеся средства следует направить на повышение зарплат оставшимся чиновникам.
Сергей Козьяков рассказал о проблемах, с которыми столкнулся в ВККС, и о нетрадиционных вариантах их разрешения. Так, комментируя ситуацию с депутатскими запросами, он отметил, что со своей стороны направляет депутатам обращения, в которых просит информировать, как запрошенная ими информация («200 страниц или 2000») помогла в работе. Он также поделился опытом избавления от очередей депутатов в приемной председателя ВККС.
Алексей Филатов, говоря подводных камнях госслужбы, подчеркнул, что очень большое влияние на многие процессы и их динамику оказывает популизм и соображения политической целесообразности: «Попробуйте поднять не очень популярный в народе вопрос, например, увеличения зарплат судей — вы услышите очень много интересного по поводу того, насколько ваше предложение соответствует интересам той или иной политической силы или государства в целом». По его словам, в государственную систему пришло пока мало людей с ценностями и интересами, привычными в частном бизнесе. «У людей, которые выросли, воспитаны и всю жизнь проработали в государственной системе, в большинстве своем другие ценности и интересы. И этот ценностный конфликт очень тормозит процессы, которые мы хотели бы запускать и доводить до конца намного быстрее», — прокомментировал г-н Филатов.
Оценка эффективности
В завершение участникам дискуссии было предложено оценить как собственную эффективность, так и эффективность взаимодействия с юридическим сообществом.
Елена Сотник: «Из всего того, что я планировала реализовать, когда шла в парламент, реализовано процентов десять». Анна Вронская также достаточно строга в оценках: «Ожидания от рынка оправдались где-то на 10 %. И не потому, что рынок не работает, а потому что он еще не понял, насколько это перспективная тема (экология — прим. ред.)». Собственную эффективность г-жа Вронская оценила несколько выше — 15%, с той же мотивацией: «Очень специфическая сфера деятельности».
По мнению Сергея Шкляра, рынок может быть гораздо активнее в поддержке реформ. «Чем больше компаний будут в этом участвовать на добровольных началах, тем будет лучше всем нам». Г-н Шкляр не стал оценивать собственную эффективность, но пообещал провести такую оценку, когда будет уходить с госслужбы.
Виктория Пташник отметила, что реальности парламентской деятельности безусловно, отличаются от ее ожиданий, но, оставаясь еврооптимистом, она призвала юристов активнее реагировать на законодательные инициативы и вносить свои предложения.
Наталия Микольская говорила о тенденциях сотрудничества, которое развивается по нисходящей: если сначала наблюдался трудовой энтузиазм, то сейчас темпы замедлились. «Пользы от этому нет никому: ни мне, ни юридическому сообществу. Мне хотелось бы больше поддержки и системных решений, а юррынок заинтересован в развитии, к примеру, практики международной торговли. Но она развиваться не будет, если системно не вкладывать средства и ресурсы», — прокомментировала г-жа Микольская.
Алексей Филатов: «Я, как и, наверное, все остальные, недоволен тем, что происходит в государстве, ни коэффициентом полезного действия юристов, пришедших на госслужбу из частного бизнеса (своим в том числе). Не могу сказать, что я получаю поддержку и инициативы от юрсообщества в том объеме, как ожидал полтора года назад, когда шел на госслужбу. Все на самом деле в наших руках. Если мы будем относиться к изменениям как к чему-то, что должен сделать кто-то, ничего не произойдет».
Примечание. Материал подготовлен по итогам панельной дискуссии на XII ежегодном форуме Ассоциации юристов Украины «Развитие рынка юридических услуг на Украине 2016», 25 февраля с.г., Киев
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…