Оппозиция или коалиция? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (457) » Оппозиция или коалиция?

Оппозиция или коалиция?

Вопросами законодательного обеспечения оппозиционной деятельности народные депутаты озадачились совсем недавно, зато массово. Так, 25 мая с.г. зарегистрирован законопроект депутатов Партии Регионов «Об оппозиционной политической деятельности» (законопроект № 1011), а 4 сентября с.г. депутаты от Блока Юлии Тимошенко внесли альтернативный законопроект «О парламентской оппозиции» (законопроект № 10111). Как народные депутаты смотрят на оппозицию и оппозиционную деятельность, мы и попытаемся выяснить.

О терминологии

Казалось бы, исходя из названия, можно судить о том, что регулирует каждый из законопроектов. Однако название законопроекта № 1011 предусматривает оппозиционную деятельность вообще на Украине, а само его содержание определяет лишь оппозиционную деятельность в парламенте. А вот законопроект № 10111 призван регулировать деятельность парламентской оппозиции не только в парламенте, но и в других сферах.

Если сравнить определения объединенной оппозиции и оппозиционной деятельности, то становится ясно, что разные партии вообще по-разному понимают смысл этих терминов. Так, законопроект № 10111 определяет объединенную оппозицию как объединение на добровольной основе политических партий парламента, которые не вошли в парламентское большинство и не соглашаются с его политическим, социальным, экономическим курсом или политическим, социально-экономическим курсом сформированного коалицией правительства и, в свою очередь, предлагают альтернативную программу (концепцию) развития государства. Иными словами, оппозиций в парламенте может быть несколько. В то же время законопроект № 1011 преду­сматривает количественное ограничение для объединенной оппозиции: это не все несогласные, а объединение оппозиционных фракций в парламенте, в состав которого входит не меньше трети народных депутатов Украины от конституционного состава парламента.

Оппозиционная политическая деятельность определяется как добровольная деятельность, направленная на защиту гарантированных Конституцией Украины прав и свобод граждан в случае их нарушения, несоблюдения или ненадлежащего выполнения требований Конституции Украины действующей государственной властью, несоответствия официального курса влас­ти задекларированным ею программным целям и задачам. Подобное определение подходит больше негосударственным правозащитным и правоохранительным организациям. Кроме этого, речь в нем идет о деятельности в сфере реализации не только политических прав граждан, а вообще всех конституционных прав граждан и о возможной оппозиционности всех субъектов общественной жизни Украины к любой из ветвей государственной власти. Так, в случае недовольства любого субъекта общественной жизни деятельностью любого органа, входящего в систему законодательной, исполнительной или судебной власти, у первого возникает право на осуществление оппозиционной политической деятельности.

С определением оппозиционной деятельности в законопроекте № 10111 тоже не все гладко: оппозиционной деятельностью считается политическая деятельность парламентской оппозиции, направленная на обеспечение реализации альтернативной политической воли граждан, в том числе путем применения методов, не применяющихся правительством Украины. Начнем с того, что в задачи правительства, определенные Конституцией Украины, не входит реализация политической воли граждан. А вот фраза о «методах, которые не применяются правительством», кроме мысли об очень недемократических методах, порождает желание узнать, какие все-таки методы наше правительство применяет.

Один в поле не воин?

Законопроект № 1011 к субъектам права на оппозиционную политическую деятельность относит политические партии и их депутатские фракции в парламенте и в органах местного самоуправления, коалиции политических партий и объединения депутатских фракций; а также общественные организации и их объединения, группы граждан и отдельных граждан, объединяющихся на тождественных или близких политических позициях и осуществляющих свою оппозиционную деятельность при обязательном условии — поддержке той или другой политической партии, находящейся в оппозиции к действующей власти. Но как именно осуществляется эта «поддержка», в законопроекте не предусмотрено.

Законопроектом № 10111 определяются субъекты парламентской оппозиции, к которым относят: политические партии (блоки) парламента или их депутатские фракции (группы), которые не вошли в парламентскую коалицию и не соглашаются с официальным политическим, социально-экономическим курсом парламентской коалиции, правительства и приняли решение о переходе к оппозиционной деятельности. Автор законопроекта № 10111 предусмотрел некоторое ограничение для субъектов оппозиционной деятельности — ими не могут быть отдельные народные депутаты или их группы. Видимо, имеются в виду депутаты и их группы, которые вышли из парламентских фракций.

Деятельность в парламенте…

Положения статей 9—15 законопроекта № 1011 напрямую связаны с нормами Регламента Верховного Совета Украины, а поэтому их эффективная реализация возможна лишь при внесении соответствующих изменений в Регламент. То же можно сказать и о положениях законопроекта № 10111, которые регулируют деятельность парламентской оппозиции в Верховном Совете.

Интересными представляются основания для исключения из состава парламентской оппозиции законопроекта № 10111. Основанием для исключения народного депутата Украины из парламентской оппозиции может быть осуществление им деятельности, которая прямо противоречит программным целям парламентской оппозиции, то есть действия или бездеятельность народного депутата Украины, которые содействовали парламентской коалиции, должностным лицам органов исполнительной власти в реализации ими собственных политических целей. Данное положение содержит оценочные суждения, которые можно применять, исходя из своих субъективных представлений, иначе как можно определить, что именно составляет «реализацию политических целей», а что — выполнение своих служебных обязанностей?

… и не только

В обоих законопроектах содержится немало спорных положений относительно статуса парламентской оппозиции. Часть задекларированных в законопроектах прав объединенной парламентской оппозиции явным образом выходят за пределы оппозиционной деятельности, ведь их никак нельзя связать с основной функцией оппозиции — критикой правительственного курса и методов его реализации.

В частности, к недопустимым полномочиям можно отнести право оппозиции на представительство в комитетах, временных специальных и следственных комиссиях парламента, в составе Совета Национального банка Украины; Национального Совета по вопросам телевидения и радиовещания; Высшего Совета юстиции, которые назначаются Верховным Советом Украины. Оппозиции также гарантируется право на замещение должностей председателей комитетов парламента по вопросам бюджета; свободы слова и средств массовой информации; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и борьбы с коррупцией. Кроме этого, представители оппозиции должны быть председателями не менее чем одной трети комитетов парламента.

Нельзя не отметить некоторые симпатии по отношению к органам со специальным статусом со стороны автора законопроекта № 10111. Так, предполагается право оппозиции на замещение руководящих должностей в госорганах со специальным статусом: по вопросам антимонопольного контроля и регулирования; государственного регулирования рынка ценных бумаг; фондового рынка; рынка финансовых услуг, осуществляющих деятельность по предотвращению легализации средств, полученных незаконным путем. Данным законопроектом предлагается, чтобы представители оппозиции занимали руководящие должности и в Счетной палате, а также возглавляли парламентские комитеты по вопросам прав человека и регламента. Авторы законопроекта № 1011 были скромнее — представители оппозиции должны быть в составе Конституционного Суда Украины.

Ознакомившись с законопроектами, можно прийти к выводу, что оба писались под конкретную ситуацию в стране. Так как альтернативный законопроект был подан уже осенью, у его автора было время исследовать законопроект № 1011 и, учитывая все его недостатки, разработать свой. Кроме этого, альтернативный законопроект разрабатывался партией, которая, наиболее вероятно, будет в оппозиции. Вывод по законопроекту № 1011 Главного научно-экспертного управления неутешителен для его авторов — законопроект предлагают отклонить. Это должно стать сигналом и для автора альтернативного законопроекта: скорее всего, выводы управления будут аналогичными.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Специальная проверка судей

Министр по связи с «общественностью»

Деловая практика

Создание «топливных» бирж

Законодательная практика

Оппозиция или коалиция?

Зарубежная практика

Подоходный налог в Германии

Пересекая границы…

Историческая практика

Можно ли оскорбить банк

Подлог завещания... невинной супругой

Комментарии и аналитика

Юридическая природа амнистии

Корпоративные войны

Неоднозначная юриспруденция…

Неделя права

Бюджетный вопрос борьбы с коррупцией

Сотрудничество прокуроров

Пересмотр кандидатур грядет

Чьи деньги, того и гарантии!

Контрасcигновать не буду?!

Старым авто владеть невыгодно

Реестр событий

Кадровый курс меняется...

КСУ возглавлен. Неужели?

Депутат отказался от мандата

Тет-а-тет с судьями

Тема номера

Типовые условия брачного контракта

Частная практика

Защищайтесь депозитом

Их испортил жилищный вопрос?

Юридический форум

Уважение с издевкой

Юрисконсульт

Об аспектах раздела имущества бывшими супругами

Об основаниях для освобождения от уплаты алиментов

Об аспектах лишения родительских прав

Возмещение ущерба государством

Об основах процессуального права

Ограничение прав землепользователей

Четырехпроцентный норматив

Об отступлении от принципа равенства при разделе имущества супругов

Інші новини

PRAVO.UA