Уделяя массу внимания решению газового вопроса в сфере внешней политики Украины, правительство, тем не менее, пытается не забывать и о недостаточном регулировании процессов оборота собственного природного газа внутри страны.
С намерением внести ясность в процедуру продажи природного газа, добытого на территории Украины, 28 августа 2006 года Министерством экономики Украины был издан приказ № 282 «О порядке и условиях проведения специализированного конкурса по определению биржи, на базе которой будут проводиться аукционы по продаже природного газа» (Приказ № 282), который вступит в силу 18 сентября 2006 года. Появления такого документа газовый рынок ожидал уже достаточно долго, так как порядок продажи природного газа посредством аукционов был установлен еще в апреле 2000 года постановлением Кабинета Министров Украины № 599 «О внедрении аукционов по продаже нефти, газового конденсата, сжиженного газа и угля».
До настоящего времени весь природный газ, добываемый на территории Украины, реализовывался через Украинскую аграрную биржу. А после принятия весной этого года Кабинетом Министров Украины решения об увеличении числа бирж, на которых предприятия с принадлежащим государству контрольным пакетом акций смогут сбывать нефть и газовый конденсат собственной добычи, возник вопрос о том, на каких еще биржах можно проводить аукционы по продаже газа.
Приказ № 282 издан на основе вышеуказанных актов КМУ и направлен на регламентацию проведения конкурса по определению необходимой биржи. В нем отражен вопрос создания и функционирования комиссии, критерии отбора участников конкурса, условия участия в конкурсе и процедура его проведения.
А теперь подробнее…
Комиссия
Приказ № 282 устанавливает необходимость создания комиссии по проведению специализированного конкурса по определению биржи, на базе которой будут проводиться аукционы (Комиссия). В ее состав входят представители НАК «Нафтогаз Украины», Министерства экономики Украины, Министерства топлива и энергетики Украины, сотрудник отдела энергетического обеспечения и энергетической безопасности. Председателем Комиссии назначен первый заместитель министра экономики Украины Сергей Романюк.
Комиссия состоит из 7 членов, кандидатуры которых утверждены Министерством экономики Украины. Срок ее функционирования ограничен моментом подписания договора с победителем конкурса — иными словами, она работает до тех пор, пока в ней не исчезнет необходимость. Комиссия рассматривает кандидатуры и принимает решения в режиме заседаний, которые признаются правомочными в случае присутствия на них 6 членов Комиссии из 7 существующих.
Решения Комиссии оформляются в виде протоколов и принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов. В случае равного количества голосов при решении вопроса председателю предоставлено право решающего голоса. По окончании заседания все члены Комиссии, присутствующие на заседании, должны подписать протокол.
В обязанности Комиссии, согласно Приказу № 282, входит утверждение формы заявления на участие в конкурсе и текста объявления о его проведении. Приказ установил дату публикации такого объявления в газете «Урядовый курьер» – не позднее 5 дней с даты регистрации Приказа в Министерстве юстиции Украины (а это — 12 сентября с.г.). Опубликовано же оно было только 14 сентября.
К обязанностям Комиссии также относятся: получение и регистрация документации, поступающей от претендентов на участие; определение участников конкурса на основе полученных заявок; определение даты, времени и места проведения самого конкурса, определение и обнародование информации о победителе.
Условия конкурса
Участие в конкурсе предусматривает соответствие претендентов ряду организационных и технических условий. Среди организационных условий — наличие у заявителя торгово-операционных залов, необходимых вспомогательных помещений, как-то: конференц-зал, гардероб; наличие опыта работы на соответствующем рынке (речь идет об опыте в сфере проведения торгов и аукционов). Важными техническими условиями являются оборудование рабочих мест участников торгов, наличие необходимых для проведения торгов электронно-технических средств, таких как электронное табло, телефонная и модемная связь. Приветствуется и наличие веб-страницы в сети Интернет.
Немаловажной характеристикой отбора кандидатов также является расчет стоимости проведения аукциона с привлечением к организации именно этого предприятия.
Для кандидатов, соответствующих всем требованиям конкурса, Комиссией установлен перечень документов и порядок их подачи на рассмотрение, необходимых для участия. В этот перечень входят: сведения о претенденте — о его местонахождении, полном наименовании, руководителе юридического лица-соискателя; информация о соответствии всем конкурсным условиям; нотариально удостоверенные копии регистрационных документов предприятия, включая свидетельство о государственной регистрации, справку из органов государственной статистики о присвоении идентификационного номера, справку о взятии на учет в налоговых органах, учредительные документы; а также баланс за последний отчетный период; копия заключения аудиторской проверки и обоснование расчета стоимости проведения аукциона. Также необходимо предоставить Комиссии доверенность на имя лица, представляющего предприятие для участия в конкурсе.
Весь перечень документов подается в двух экземплярах в запечатанных конвертах. Документы должны быть изложены на украинском языке.
Также комментируемым приказом установлено, что прием заявок начинается с момента опубликования объявления о проведении конкурса и заканчивается 27 сентября 2006 года в 12 часов 00 минут. По истечении этого срока Комиссия не вправе принимать заявки на участие.
Всем соискателям предоставлено право отзыва конкурсной документации до окончания срока ее приема.
Определение победителя
На основании информации, поданной соискателями, Комиссия определяет победителя. Это решение принимается на закрытом заседании на следующий день по окончании срока, предусмотренного для подачи заявки, то есть — 28 сентября с.г.
Решение об определении победителя может быть принято только на основании полных и исчерпывающих данных об участнике. В случае если Комиссия сочтет наличествующую информацию недостаточной, она уполномочена обращаться к соискателям за пояснениями и дополнительными данными. При таком обращении Комиссия вправе отложить принятие решения о победителе конкурса, но не более чем на 10 дней.
Победитель определяется на основании соответствия формальным критериям и оценки Комиссии. Для этого, прежде всего, необходимо его полное соответствие условиям конкурса. Исходя из качественных характеристик соответствия, Комиссия определяет оптимальный вариант. Немаловажным для высокой оценки является соответствие требуемых условий и стоимости проведения аукциона.
После определения победителя и составления протокола Комиссии Министерству экономики предписывается провести с победителем переговоры о существенных условиях договора.
Приказ № 282 устанавливает, что договор с победителем должен быть подписан не позднее 15 дней после того, как он был определен по результатам проведения конкурса.
Если в силу каких-либо причин договор не был подписан в течение указанного срока, Министерство экономики Украины может на собственное усмотрение принять решение о продлении этого срока или об отмене результатов конкурса. Приказ не предусматривает порядка разрешения ситуации в случае отмены результатов конкурса, но, исходя из существующей практики, можно предположить, что в этом случае конкурс будет объявлен снова и процедуру необходимо будет повторить.
В целом, стоит отметить, что Министерство экономики рассчитывает осуществить выбор биржи для проведения аукционов по реализации газа в достаточно сжатые сроки. Тяжело определить заранее, насколько эффективным окажется выбор, сделанный в такой спешке. Это покажет только время. Но скорость, с которой правительство нынче подошло к этому вопросу, говорит о том, что в нашем государстве существует объективная необходимость в существовании специализированных «топливных» бирж.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…