11 сентября с.г. увидел свет новый Указ Президента Украины «О внесении изменений в Указы Президента Украины от 10 декабря 2003 года № 1425 и от 30 июня 2004 года № 697». Данный Указ предусматривает немногочисленные, но весьма существенные изменения в процесс формирования судейского корпуса, а также формирование административного состава судов.
Что касается назначения судей на административные должности, то новшеством в этой процедуре станет создаваемый реестр кандидатов на админдолжности. В соответствии с вышеуказанным нормативным актом в Верховном Суде Украины и высших специализированных судах по представлению председателей апелляционных судов будет формироваться резерв кандидатов на замещение административных должностей в судах общей юрисдикции (кроме админдолжностей в ВСУ). По новым правилам, судья не может быть назначен на административную должность в суд до истечения шестимесячного срока пребывания в резерве.
Очевидно, создание подобного резерва было обусловлено случаями, когда информация о кандидатах на админдолжности появлялась в самый последний момент, а некоторые назначения были весьма внезапными. Думается, сюрпризы в судебной системе — явление не самое приятное, поэтому заранее собранная информация обо всех кандидатах может стать залогом того, что решение о назначении на админдолжность будет более взвешенным.
Вышеприведенный тезис о мотивах создания реестра также подтверждается тем, что своим Указом Виктор Ющенко поручил Секретариату Президента Украины осуществлять специальную проверку информации, подаваемой кандидатом на административную должность. А теперь об этом новом полномочии Секретариата Президента Украины подробнее.
Секретариат Президента является постоянно действующим органом, созданным специально для осуществления Президентом Украины его полномочий. Основной целью данного органа является организационное, правовое, консультативное, информационное и прочее обеспечение деятельности Президента Украины. С учетом того, что назначение судей на административные должности в суды общей юрисдикции (кроме ВСУ) входит в полномочия Президента Украины, подобная проверка указанной информации на первый взгляд кажется вполне легитимной. Более того, процедура назначения судей на административные должности, согласно Закону «О судоустройстве Украины» (Закон), предусматривает только запрет на ее несоблюдение. Поэтому введение абсолютно новых положений в дополнение к прежним не нарушает нормы Закона.
Но настораживает тот факт, что подобная проверка является обязательной в процедуре назначения судьи на админдолжность. Несмотря на то что такие специальные проверки могут проводиться Секретариатом Президента только по согласию кандидата, в случае отсутствия согласия кандидата на проверку вопрос о назначении не рассматривается.
Весьма спорным может также показаться положение Указа, которым к данной проверке привлекается Государственная налоговая администрация Украины, Министерство внутренних дел Украины и Служба безопасности Украины. Права и обязанности данных органов прописаны в законах Украины и положениях, и среди них нет полномочий по проверке информации о кандидатах в судьи. Поэтому, принимая подобный Указ, следовало предварительно внести изменения в нормативные акты, которыми устанавливаются полномочия вышеуказанных органов.
Как указывалось выше, изменения затронули также процедуру назначения на должность судьи впервые. По своей сути, они частично дублируют изменения в порядок назначения на административные должности в суде. А именно: вводится специальная проверка информации о кандидате на должность судьи. Данная проверка, как и в предыдущем случае, будет проводиться Секретариатом Президента Украины совместно с ГНАУ, МВД и СБУ.
По новым изменениям кандидату на должность судьи и кандидату на административную должность в суде предоставляется возможность изложить свои замечания по поводу результатов специальной проверки или обратиться непосредственно в орган с требованием предоставить ему разъяснения по вопросам, возникшим в ходе проверки. В то же время изменения нигде не предусматривают, могут ли вноситься корректировки в результаты специальной проверки по итогам рассмотрения замечаний или разъяснений.
Из отмеченого выше о новом Указе Президента Украины можно сделать вывод, что этот акт вызовет немалый резонанс в судейских кругах и в других государственных органах. Особенно актуальным станет исполнение данного Указа в Высшем хозяйственном суде, в котором вопрос о назначении председателя остается открытым уже практически полгода и, очевидно, будет оставаться таким по меньшей мере еще такое же время, в случае если изменения, внесенные Президентом Украины в Положение о порядке рассмотрения вопросов о назначении судей на административные должности в судах общей юрисдикции, останутся в силе.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…