Актриса ушла по-английски — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (431) » Актриса ушла по-английски

Актриса ушла по-английски

Известная актриса Сара Бернар, в самый разгар ее славы, в 1880 году, за одну из исполненных ролей подверглась жесткой критике некоей парижской газеты. Насколько заслуженной была критика, сейчас, по прошествии стольких лет, судить сложно. Но после этого неприятного события актриса решила уйти из театра «Комеди Франсез» (Comedie Francaise). В тот же день, когда в газете появилась «разгромная» статья, г-жа Бернар подала заявление об отставке. На тот момент Сару Бернар и театр связывал договор. Расторжение его в одностороннем порядке предусмотрено не было. Согласно уставу «Комеди Франсез», а также Московскому декрету (акту, изданному Наполеоном Бонапартом во время его пребывания в Москве), в качестве участника театрального общества актриса обязана была отслужить в театре 20 лет. Отставка члена театрального общества возможна лишь через 10 лет службы, и о такой отставке артист должен заявить дважды в течение одного года. Директор театра обратился с иском в Гражданский суд департамента Сены в Париже, прося взыскать с г-жи Бернар 300 тыс. франков в качестве компенсации за убытки, понесенные театром вследствие нарушения договора, и признать договор нарушенным по вине актрисы.

Интересы театра представлял известный французский адвокат Эдуард Аллу (1820—1888), впоследствии прославившийся и как политический деятель.

Во время рассмотрения описываемого дела во Франции прокуратура была наделена функцией предоставлять заключения по всем делам, в том числе и гражданским. В этом деле прокурор дал заключение в пользу истца.

Все фикция в театральном мире… кроме договоров

Как отметил г-н Аллу, актриса должна была быть недовольна не критикой, а исключительно собой.

По словам адвоката, «все фикция в театральном мире, все, кроме договоров, заключаемых артистами, которые должны исполняться добросовестно и честно, как и все договора на свете».

Сара Бернар за 7 лет своего пребывания в «Комеди Франсез» стала полноправным членом театрального общества, хотя обычно для этого требуется 10 лет. Надо заметить, что в зависимости от прав членства в этом обществе определялся размер вознаграждения, получаемого актерами. Руководство театра было к г-же Бернар благосклонно и ценило ее талант и упорство в постижении актерского мастерства. Именно в «Комеди Франсез» актриса достигла зенита своей славы.

В судебном заседании представитель истца сделал все для того, чтобы известную актрису, любимицу публики, пользующуюся благосклонностью всех парижан (в том числе и судей), представить перед судом в качестве обычного физического лица — стороны договора, к тому же нарушившей этот договор неоднократно. Как стало известно, Сара Бернар, пользуясь привилегированным положением в театре, сама определяла, какие роли она будет играть, и нередко, выбрав роль, сама же отказывалась от нее, заставляя организаторов спектаклей менять планы.

А как относительно дел финансовых? Согласно договору, актриса не имела права давать спектакли, кроме как в театре «Комеди Франсез», за исключением гастролей театра или группы его артистов, на которые получено разрешение руководства театра. Однако, пребывая на гастролях с другими актерами «Комеди Франсез» в Брюсселе, Сара Бернар, пользуясь услугами стороннего антрепренера, долгое время выступала самостоятельно и получала за это вознаграждение не из источников, предусмотренных договором между ней и театром. Такие нарушения прощались актрисе, так как театр, очевидно, не был заинтересован в потере своей примадонны.

Представители ответчицы обратили внимание суда на то, что театр тоже не исполнял своих обязательств по договору. Нередко Сара Бернар вынуждена была играть в спектаклях, поставленных по пьесам начинающих писателей, которые не отвечали ее высокому актерскому уровню. Кроме этого актрису вынуждали играть в спектаклях, когда она болела. Некоторые роли навязывались г-же Бернар почти перед самими спектаклями, и, таким образом, у нее не было времени на репетиции. Такое недобросовестное отношение со стороны театра должно являться веской причиной для расторжения договора. Актриса несколько раз собиралась уйти из театра. Директор не пошел у нее на поводу и, ссылаясь на положения устава театрального общества, отказался расторгнуть договор.

Эдуард Аллу не согласился с тем, что руководство театра не соблюдало условия договора. Также г-н Аллу поставил под сомнение серьезность предыдущих попыток актрисы уйти из театра. Он предоставил суду переписку Сары Бернар с директором театра. Годом ранее, в 1879-м, она написала письмо, в котором заявляла о немедленном уходе из театра. Мотивировала она это желание опять-таки неблагосклонностью критиков к ролям, которые она исполняет. Директор театра отвечал ей, что критика не должна являться причиной отставки, и ей следует подумать, прежде чем принимать решение. Сара Бернар отмела эти доводы и выразила намерение покинуть театр, даже вопреки договору. Однако затем она продолжила играть в спектаклях «Комеди Франсез». В своих письмах к директору театра она то высказывала желание уйти, то, наоборот, благодарила директора театра за хорошие условия, которые он создал в «Комеди Франсез». В общем, по мнению истца, ответчица вела себя непоследовательно, и поэтому нельзя было предположить ее уход из театра, который явился неожиданностью и разрушил все планы по спектаклям на ближайшие месяцы.

Написав последнее письмо об уходе из «Комеди Франсез», актриса не стала дожидаться ответа руководства и сразу же сообщила в парижские газеты о том, что она больше не будет играть в этом театре и что она на время уезжает из Парижа. Директор театра на следующий день послал к ней пристава, чтобы убедиться в ее отсутствии. Сара Бернар уехала, не дождавшись решения театрального общества. Общество решило принять отставку актрисы и обратиться с иском в суд о возмещении ущерба, причиненного нарушением договора.

Изложив обстоятельства дела, г-н Аллу напоследок объявил решающее доказательство недобросовестного отношения Сары Бернар к договору с «Комеди Франсез». Оказывается, решающей причиной ее ухода стало заключение контрактов о выступлении с иностранными антрепренерами. Поэтому актриса и объявила об отставке из «Комеди Франсез».

Договоры нужно соблюдать

Суд, выслушав доводы сторон, решил, что Сара Бернар, послав уведомление об отставке директору театра «Комеди Франсез» и оставив затем свою службу в театре, пренебрегла обязательствами по договору между ней и театром. Указанные ею мотивы ухода из театра являются недостоверными и опровергаются предоставленными истцом документами. Ответчица, таким образом, теряет все денежные преимущества, связанные со статусом участника театрального общества.

Но, определяя сумму компенсации, суд также принял во внимание и сумму пенсионного обеспечения, на которую имела бы право г-жа Бернар как пайщик общества и которая остается в кассе общества.

Согласно решению суда, Сара Бернар лишалась всех прав и преимуществ, связанных с ее договором с театром «Комеди Франсез». В качестве возмещения убытков, понесенных театром, г-жа Бернар была обязана выплатить 100 тыс. франков, а также на нее возлагались судебные издержки.

Решение Гражданского суда департамента Сены осталось окончательным, так как ответчица его не обжаловала.

Данное решение можно назвать знаковым. Оно отображает конфликт между творческой профессией, которая не всегда поддается пониманию на основании законов логики (в чем и состоит особенность творчества) и законом, который обеспечивает нерушимость договора, заключенного между сторонами. Безусловно, рассматриваемый конфликт возник во многом благодаря несовершенству договора, который не регламентировал порядок досрочного его прекращения.

С момента рассмотрения парижским судом дела по иску «Комеди Франсез» к Саре Бернар европейское право претерпело изменения, и подобная ситуация, если бы она возникла в наши дни, могла бы быть решена сторонами и без обращения в суд. Законодательство защищает интересы сторон договора, однако договоры, ограничивающие свободу воли его сторон, считаются недействительными. Кстати, в украинских театрах актеры работают на основании трудовых договоров, которые могут быть расторгнуты в том числе и по желанию одной из сторон.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Верховный Совет себя регламентировал

В дисциплинарном производстве все равны!

Деловая практика

«Необремененная» ГИС

Законодательная практика

«Заложники» своего статуса

Историческая практика

Актриса ушла по-английски

«Драконовы» законы о труде

Комментарии и аналитика

Проблемы разграничения юрисдикции

Неделя права

АМКУ принял полномочия

За теракт заплатит государство

Что ФГИУ хочет от КСУ

Компьютер на страже закона

Как наказать туристического агента?

Реестр событий

Судьи готовятся к выборам

Judiciary по-украински...

За верность закону — награда

До стажировки пройди конкурс!

Совет коллеги

На усмотрение, но все же с обоснованием

Кто же компетентен: суд или начальник?

Судебная практика

Все специальное — инвестору

О добросовестном использовании прав

Судебные решения

О вопросах, возникающих при передаче исполнительного производства от одного органа государственной исполнительной службы в другой

О законных сроках исполнения решений

Какие могут быть основания для применения санкций?

Об особенностях регистрации дополнительного выпуска акций

О нарушениях на рынке ценных бумаг

Тема номера

Обеспечение учета прав собственности

Вексельный долг платежом красен

Частная практика

Зачем юристу СМИ нужны?

Правовая помощь «в деньгах»

Юридический форум

Нужно управлять эффективно

Как НЕправильно реорганизовать

Інші новини

PRAVO.UA