Согласно статье 83 Конституции Украины, порядок деятельности Верховного Совета Украины определяется Основным Законом и Регламентом Верховного Совета. Именно от Регламента, от качества этого акта зависит, будет ли прозрачной и эффективной процедура принятия нормативно-правовых актов единственного законодательного органа нашей страны.
16 марта с.г. Верховный Совет Украины «принял постановление, которым принял новый Регламент». Такая формулировка содержится в соответствующем проекте постановления.
Стоит отметить, что в перечне нормативных актов, которые может принимать парламент, нет регламента. Регламент должен утверждаться, а не приниматься, нормативно-правовым актом. Однако сейчас Регламент все же был «принят».
До сего момента действовал Регламент, утвержденный парламентом еще в 1994 году, акт несовершенный, содержавший немало недостатков. А со вступлением в силу изменений в Конституцию Украины, наделивших парламент новыми полномочиями, принятие рассматриваемого нами акта стало жизненно необходимым.
По сравнению с актом 1994 года новый Регламент регулирует вопросы деятельности коалиции депутатских фракций (так называемого большинства), а также порядок назначения Кабинета Министров Украины — то есть полномочия, «появившиеся» у парламента с проведением конституционной реформы.
Каким актом должен утверждаться Регламент?
В Конституции Украины, до внесения в нее изменений многими критикуемым Законом от 8 декабря 2004 года «О внесении изменений в Конституцию Украины», содержалась норма, согласно которой порядок работы парламента устанавливается законом о регламенте Верховного Совета Украины. Однако парламент так и не смог принять соответствующий закон. Возможно, именно такая «несостоятельность» законодательного органа подтолкнула авторов законопроекта о внесении изменений в Конституцию исключить из ее текста вышеупомянутую норму. Каковы бы ни были причины исключения нормы об обязательности утверждения Регламента Верховного Совета законом, но важнее сам результат. В действующем тексте Основного Закона предусмотрено лишь, что Регламент утверждается Верховным Советом.
В то же время статья 6 Основного Закона предусматривает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с Законами Украины. Кроме этого, статья 19 Конституции предусматривает, что органы государственной власти обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Исходя из этих норм, Регламент должен все же утверждаться законом.
В чем же главный недостаток Регламента, «принятого» постановлением парламента? Прежде всего в том, что он не требует подписания Президентом Украины и обнародования. Такая процедура не является демократичной.
Итак, вопрос о статусе акта, которым должен утверждаться Регламент Верховного Совета Украины, остается открытым. Безусловно, принятие Закона о Регламенте сняло бы рассмотренные нами вопросы и не порождало бы противоречий между нормами Конституции.
Есть неточности…
В результате проведения оценки проекта Регламента Главное научно-экспертное управление Верховного Совета рекомендовало принять проект за основу при условии обязательного учета замечаний и предложений при его доработке.
Замечания и предложения Главного научно-экспертного управления учтены не были, проект был принят в целом. Итак, новый Регламент, как и предыдущий, содержит много неточностей. Есть и существенные недостатки, порой, как было отмечено Управлением, противоречащие здравому смыслу. Так, Регламентом предусмотрено, что окончательная юридическая экспертиза законопроекта проводится после его принятия. Логично было бы проводить данную экспертизу до принятия законопроекта.
Неточно и определение альтернативных законопроектов по Регламенту. Согласно данному акту, альтернативными являются законопроекты, повторяющие по своей сути положения относительно регулирования одних и тех же общественных отношений. А если одни и те же общественные отношения двумя проектами предлагается урегулировать по-разному, то такие проекты не считаются альтернативными?
В изобилии неточности содержатся и в названиях статей Регламента, дефинициях и формулировках отдельных положений. Весьма нечетко и противоречиво определена процедура рассмотрения и принятия проектов постановлений.
Очевидно, что парламент «поспешил», не прислушавшись к замечаниям, содержащимся в заключении Главного научно-экспертного управления, и не доработав содержащий неточности проект Регламента. Можно прогнозировать, что в новопринятый нормативный акт потребуется внести изменения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…