прапор_України

Генеральний партнер 2022 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (431) » Верховный Совет себя регламентировал

Верховный Совет себя регламентировал

Согласно статье 83 Конституции Украины, порядок деятельности Верховного Совета Украины определяется Основным Законом и Регламентом Верховного Совета. Именно от Регламента, от качества этого акта зависит, будет ли прозрачной и эффективной процедура принятия нормативно-правовых актов единственного законодательного органа нашей страны.

16 марта с.г. Верховный Совет Украины «принял постановление, которым принял новый Регламент». Такая формулировка содержится в соответствующем проекте постановления.

Стоит отметить, что в перечне нормативных актов, которые может принимать парламент, нет регламента. Регламент должен утверждаться, а не приниматься, нормативно-правовым актом. Однако сейчас Регламент все же был «принят».

До сего момента действовал Регламент, утвержденный парламентом еще в 1994 году, акт несовершенный, содержавший немало недостатков. А со вступлением в силу изменений в Конституцию Украины, наделивших парламент новыми полномочиями, принятие рассматриваемого нами акта стало жизненно необходимым.

По сравнению с актом 1994 года новый Регламент регулирует вопросы деятельности коалиции депутатских фракций (так называемого большинства), а также порядок назначения Кабинета Министров Украины — то есть полномочия, «появившиеся» у парламента с проведением конституционной реформы.

Каким актом должен утверждаться Регламент?

В Конституции Украины, до внесения в нее изменений многими критикуемым Законом от 8 декабря 2004 года «О внесении изменений в Конституцию Украины», содержалась норма, согласно которой порядок работы парламента устанавливается законом о регламенте Верховного Совета Украины. Однако парламент так и не смог принять соответствующий закон. Возможно, именно такая «несостоятельность» законодательного органа подтолкнула авторов законопроекта о внесении изменений в Конституцию исключить из ее текста вышеупомянутую норму. Каковы бы ни были причины исключения нормы об обязательности утверждения Регламента Верховного Совета законом, но важнее сам результат. В действующем тексте Основного Закона предусмотрено лишь, что Регламент утверждается Верховным Советом.

В то же время статья 6 Основного Закона предусматривает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с Законами Украины. Кроме этого, статья 19 Конституции предусматривает, что органы государственной власти обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Исходя из этих норм, Регламент должен все же утверждаться законом.

В чем же главный недостаток Регламента, «принятого» постановлением парламента? Прежде всего в том, что он не требует подписания Президентом Украины и обнародования. Такая процедура не является демократичной.

Итак, вопрос о статусе акта, которым должен утверждаться Регламент Верховного Совета Украины, остается открытым. Безусловно, принятие Закона о Регламенте сняло бы рассмотренные нами вопросы и не порождало бы противоречий между нормами Конституции.

Есть неточности…

В результате проведения оценки проекта Регламента Главное научно-экспертное управление Верховного Совета рекомендовало принять проект за основу при условии обязательного учета замечаний и предложений при его доработке.

Замечания и предложения Главного научно-экспертного управления учтены не были, проект был принят в целом. Итак, новый Регламент, как и предыдущий, содержит много неточностей. Есть и существенные недостатки, порой, как было отмечено Управлением, противоречащие здравому смыслу. Так, Регламентом предусмотрено, что окончательная юридическая экспертиза законопроекта проводится после его принятия. Логично было бы проводить данную экспертизу до принятия законопроекта.

Неточно и определение альтернативных законопроектов по Регламенту. Согласно данному акту, альтернативными являются законопроекты, повторяющие по своей сути положения относительно регулирования одних и тех же общественных отношений. А если одни и те же общественные отношения двумя проектами предлагается урегулировать по-разному, то такие проекты не считаются альтернативными?

В изобилии неточности содержатся и в названиях статей Регламента, дефинициях и формулировках отдельных положений. Весьма нечетко и противоречиво определена процедура рассмотрения и принятия проектов постановлений.

Очевидно, что парламент «поспешил», не прислушавшись к замечаниям, содержащимся в заключении Главного научно-экспертного управления, и не доработав содержащий неточности проект Регламента. Можно прогнозировать, что в новопринятый нормативный акт потребуется внести изменения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

tg-10
4_TaxForce600_90
covid
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
top50_2020_600x90
ULF_0002
Vacancies_600x90_ua
doroszab2

Зміст

Государственная практика

Верховный Совет себя регламентировал

В дисциплинарном производстве все равны!

Деловая практика

«Необремененная» ГИС

Законодательная практика

«Заложники» своего статуса

Историческая практика

Актриса ушла по-английски

«Драконовы» законы о труде

Комментарии и аналитика

Проблемы разграничения юрисдикции

Неделя права

АМКУ принял полномочия

За теракт заплатит государство

Что ФГИУ хочет от КСУ

Компьютер на страже закона

Как наказать туристического агента?

Реестр событий

Судьи готовятся к выборам

Judiciary по-украински...

За верность закону — награда

До стажировки пройди конкурс!

Совет коллеги

На усмотрение, но все же с обоснованием

Кто же компетентен: суд или начальник?

Судебная практика

Все специальное — инвестору

О добросовестном использовании прав

Судебные решения

О вопросах, возникающих при передаче исполнительного производства от одного органа государственной исполнительной службы в другой

О законных сроках исполнения решений

Какие могут быть основания для применения санкций?

Об особенностях регистрации дополнительного выпуска акций

О нарушениях на рынке ценных бумаг

Тема номера

Обеспечение учета прав собственности

Вексельный долг платежом красен

Частная практика

Зачем юристу СМИ нужны?

Правовая помощь «в деньгах»

Юридический форум

Нужно управлять эффективно

Как НЕправильно реорганизовать

Інші новини

PRAVO.UA