прапор_України

Генеральний партнер 2022 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (431) » Judiciary по-украински…

Judiciary по-украински…

22 марта 2006 года состоялось 6-е пленарное заседание Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права, на повестке дня которого было два вопроса. Точнее, две концепции — усовершенствования правосудия и формирования бесплатной правовой помощи. Напомним, что, в соответствии с решением Национальной комиссии от 14 февраля с.г., утвержденная ею Концепция усовершенствования судоустройства и обеспечения справедливого судопроизводства на Украине в соответствии с европейскими стандартами была направлена для предоставления предложений и замечаний в Секретариат Президента Украины, во все суды, Государственную судебную администрацию Украины (ГСА Украины), Совет судей Украины, в Совет Европы на экспертизу, а также обнародована на сайте Министерства юстиции Украины для ознакомления общественности. На данном же заседании должно было состояться обсуждение внесенных судами и другими заинтересованными органами и организациями предложений по усовершенствованию Концепции. Как отметил председатель Национальной комиссии Сергей Головатый, на рассмотрение поступило 254 предложения, которые были обработаны на заседаниях рабочей группы. Впрочем, по словам г-на Головатого, в большинстве отзывов не содержалось возражений.

Докладчик по этому вопросу Игорь Колиушко проинформировал членов комиссии, что поступившие предложения и замечания преимущественно касались актуальности создания высших гражданского и уголовного судов, судьбы военных судов, целесообразности ликвидации системы хозяйственных судов, подчинения аппарата судов ГСА и необходимости создания системы дисциплинарных комиссий судей отдельно от квалификационных. На заседании рабочей группы, занимавшейся доработкой Концепции, было принято решение не вносить изменения в Концепцию, за исключением положений относительно военных судов. Таким образом, согласно Концепции, пока на должном законодательном уровне не будут урегулированы вопросы ликвидации военных судов, последние будут осуществлять судопроизводство, но только по уголовным делам. Отметим, что наиболее резонансные положения Концепции — относительно ликвидации хозяйственных судов — не были предметом обсуждения на 6-м пленарном заседании Национальной комиссии, хотя и вызвали наибольшее количество негативных отзывов в судейском корпусе.

Остальные спорные вопросы были вынесены на пленарное заседание Национальной комиссии, поскольку по ним в рабочей группе не был достигнут консенсус. Как сообщил г-н Головатый, перед заседанием в Национальную комиссию поступило письмо из Верховного Суда Украины с предложениями и замечаниями относительно Концепции, в котором приведены 9 спорных пунктов Концепции, требующих обсуждения. Но Национальная комиссия, посчитав, что письмо поступило поздно и конкретных предложений не содержит, не стала рассматривать его. Хотя ВСУ в своем письме указывал на то, что реализация Концепции повлечет внесение изменений в Конституцию Украины, что для ее реализации средств государственного бюджета недостаточно и что она фактически делает номинальной административную должность председателя суда. При этом в Общей декларации о независимости правосудия (Монреаль, 1983) указано, какими полномочиями должен быть наделен председатель суда.

После долгих дискуссий члены Национальной комиссии смогли принять только одно концептуальное решение — и записать в Концепции более полный перечень принципов судопроизводства.

Кстати, перечень этих принципов установлен в статье 129 Конституции Украины, и установление иных принципов будет противоречить Основному Закону нашего государства. Между прочим, относительно того, требует ли реализация Концепции внесения изменений в Конституцию Украины, Национальная комиссия тоже не определилась.

Самые же долгие дискуссии вызвало изменение названия самой Концепции. Предлагалось введение в обиход нового термина «судівництво» (аналог существует в английском языке — он вынесен в заголовок статьи), которым охватывается и понятие системы судов, и понятие судопроизводства как процесса осуществления правосудия. Несмотря на предостережения отдельных членов комиссии, в частности Николая Полуденного, Советника Президента Украины — Руководителя главной службы правовой политики Секретариата Президента Украины, о том, что это название не согласовывается с текстом Указа Президента Украины от 20 марта с.г. «О плане мероприятий на 2006 год относительно усовершенствования судоустройства и обеспечения справедливого судопроизводства на Украине в соответствии с европейскими стандартами», в тексте которого прямо указано, какую концепцию Национальная комиссия должна разработать, большинством голосов было утверждено название «Концепція удосконалення судівництва для утвердження справедливого суду в Україні відповідно до європейських стандартів».

В итоге после «доработки» Концепция существенных (концептуальных) изменений не претерпела, в результате чего она фактически содержит те идеи, которые вносились в порядке законодательной инициативы одним из членов Национальной комиссии — Виктором Шишкиным, в то время когда он был народным депутатом. Учитывая то, что Президент Украины уже утвердил план первоочередных мероприятий по усовершенствованию правосудия, в случае изменения Концепции пришлось бы изменять и упоминаемый Указ Президента.

Отметим, что даже после утверждения указом Президента Украины Концепции ее положения хотя и будут носить нормативный характер, но будут иметь силу подзаконного нормативного акта. В то же время вопросы судоустройства на Украине, согласно Конституции, регулируются Основным Законом или законами Украины. Следовательно, последнее слово в реализации Концепции останется за Верховным Советом Украины.

Также Национальная комиссия утвердила Концепцию формирования бесплатной правовой помощи на Украине. Оба этих документа направлены на утверждение Президенту Украины вместе с проектами соответствующих Указов.

Напомним, что Национальная комиссия была создана Указом Президента Украины от 5 июля 2005 года, этим же указом был назначен и ее председатель — Сергей Головатый. Личный же состав Национальной комиссии был утвержден Президентом Украины Указом от 31 августа 2005 года по представлению председателя Национальной комиссии. В ее состав входят 33 человека, но на 6 пленарном заседании присутствовало только 19.

P.S. 24 марта с.г. состоялось заседание Совета судей Украины, на котором было принято решение о направлении обращения к Президенту Украины с просьбой отменить Указ от 20 марта с.г. и воздержаться от поспешного утверждения Концепции, а также пересмотреть личный состав Национальной комиссии с целью введения в ее состав представителей от ВСУ, высших специализированных судов, а также от Совета судей Украины. Кроме того, в обращении указано, что в случае если Президент Украины не исполнит их просьбу, Совет судей намерен инициировать созыв VIII Внеочередного Съезда судей Украины, на котором планируется утвердить альтернативный вариант концепции реформирования судоустройства, который разрабатывает Совет судей.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

tg-10
4_TaxForce600_90
covid
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
top50_2020_600x90
ULF_0002
Vacancies_600x90_ua
doroszab2

Зміст

Государственная практика

Верховный Совет себя регламентировал

В дисциплинарном производстве все равны!

Деловая практика

«Необремененная» ГИС

Законодательная практика

«Заложники» своего статуса

Историческая практика

Актриса ушла по-английски

«Драконовы» законы о труде

Комментарии и аналитика

Проблемы разграничения юрисдикции

Неделя права

АМКУ принял полномочия

За теракт заплатит государство

Что ФГИУ хочет от КСУ

Компьютер на страже закона

Как наказать туристического агента?

Реестр событий

Судьи готовятся к выборам

Judiciary по-украински...

За верность закону — награда

До стажировки пройди конкурс!

Совет коллеги

На усмотрение, но все же с обоснованием

Кто же компетентен: суд или начальник?

Судебная практика

Все специальное — инвестору

О добросовестном использовании прав

Судебные решения

О вопросах, возникающих при передаче исполнительного производства от одного органа государственной исполнительной службы в другой

О законных сроках исполнения решений

Какие могут быть основания для применения санкций?

Об особенностях регистрации дополнительного выпуска акций

О нарушениях на рынке ценных бумаг

Тема номера

Обеспечение учета прав собственности

Вексельный долг платежом красен

Частная практика

Зачем юристу СМИ нужны?

Правовая помощь «в деньгах»

Юридический форум

Нужно управлять эффективно

Как НЕправильно реорганизовать

Інші новини

PRAVO.UA