600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (431) » В дисциплинарном производстве все равны!

В дисциплинарном производстве все равны!

Осознание того, что неправомерные действия не останутся безнаказанными, довольно часто является решающим фактором при выборе модели поведения субъектами любых правоотношений. Действенный механизм привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в связи с этим переоценить было бы сложно.

Ныне вопросы привлечения судей к дисциплинарной ответственности за нарушение ими своих обязанностей, присяги судьи регулируются Законами Украины «О судоустройстве Украины» и «О Высшем совете юстиции». Частью 6 статьи 100 и частью 1 статьи 101 Закона «О судоустройстве Украины», а также статьей 46 Закона Украины «О Высшем совете юстиции» определен круг лиц, имеющих право на обжалование решений соответствующей квалификационной комиссии судей относительно привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. При этом в круг таких лиц входят лишь судьи, относительно которых было возбуждено дисциплинарное производство и принималось соответствующее решение. Право обжалования лицами, инициирующими вопрос привлечения к дисциплинарной ответственности, решений квалификационных комиссий судей законодательно не установлено. Таким образом, можно говорить об определенной несправедливости при рассмотрении дел о привлечении судьи к уголовной ответственности, поскольку одна из сторон лишена возможности реализации своих прав в полном объеме, так как у нее отсутствует право на обжалование решений квалификационной комиссии.

На практике это приводит к возможности избежания судьей ответственности за совершение им нарушений действующего законодательства. Судья заинтересован в обжаловании лишь решения относительно его привлечения к дисциплинарной ответственности. Получается, если региональная квалификационная комиссия судей приняла решение об отказе в привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, никто это решение обжаловать не сможет (за исключением практически нереальной ситуации, когда сам судья решит обжаловать такое решение).

Законодатель решил исправить такую ситуацию. 16 марта с.г. Верховный Совет Украины принял в целом законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» (относительно привлечения судьи к дисциплинарной ответственности).

Законопроект, принятый во втором чтении, призван привести в соответствие с Конституцией Украины нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы привлечения судьи к дисциплинарной ответственности путем предоставления возможности обжалования решения квалификационных комиссий судей разных уровней теми субъектами, которые имеют право выступать инициаторами дисциплинарного производства относительно судьи. Отметим, что, согласно статье 97 Закона «О судоустройстве Украины», право инициировать вопрос о дисциплинарной ответственности принадлежит народным депутатам Украины, Уполномоченному Верховного Совета Украины по правам человека, Председателю Верховного Суда Украины (председателю высшего специализированного суда — относительно судьи соответствующего специализированного суда, за исключением инициирования увольнения судьи), министру юстиции Украины, председателю соответствующего совета судей, а также членам Совета судей Украины.

Такое решение законодателя призвано обеспечить права указанных должностных лиц именно как сторон в дисциплинарном производстве. Согласно заключению Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины, наличие у вышеуказанных должностных лиц права на обжалование решения о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в Высший совет юстиции при определенных условиях устранит основания для их обращения в суд по этому же вопросу. Принятое по их жалобе решение Высшим советом юстиции может полностью их удовлетворить и быть окончательным.

Реализация данного законопроекта в случае его подписания Президентом Украины позволит избежать возможности уклонения судьи от ответственности за совершение им проступка или нарушения, за которые предусматривается дисциплинарная ответственность, что в свою очередь будет сдерживающим фактором относительно совершения таких нарушений судьями и повысит общий уровень и качество судопроизводства в целом.

Данный законопроект разрешает лишь небольшую часть проблем, существующих ныне в судебной власти Украины, однако он, несомненно, может способствовать улучшению работы квалификационных комиссий и более тщательному рассмотрению вопроса по поводу оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

unnamed
tg-10
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
Slide

Зміст

Государственная практика

Верховный Совет себя регламентировал

В дисциплинарном производстве все равны!

Деловая практика

«Необремененная» ГИС

Законодательная практика

«Заложники» своего статуса

Историческая практика

Актриса ушла по-английски

«Драконовы» законы о труде

Комментарии и аналитика

Проблемы разграничения юрисдикции

Неделя права

АМКУ принял полномочия

За теракт заплатит государство

Что ФГИУ хочет от КСУ

Компьютер на страже закона

Как наказать туристического агента?

Реестр событий

Судьи готовятся к выборам

Judiciary по-украински...

За верность закону — награда

До стажировки пройди конкурс!

Совет коллеги

На усмотрение, но все же с обоснованием

Кто же компетентен: суд или начальник?

Судебная практика

Все специальное — инвестору

О добросовестном использовании прав

Судебные решения

О вопросах, возникающих при передаче исполнительного производства от одного органа государственной исполнительной службы в другой

О законных сроках исполнения решений

Какие могут быть основания для применения санкций?

Об особенностях регистрации дополнительного выпуска акций

О нарушениях на рынке ценных бумаг

Тема номера

Обеспечение учета прав собственности

Вексельный долг платежом красен

Частная практика

Зачем юристу СМИ нужны?

Правовая помощь «в деньгах»

Юридический форум

Нужно управлять эффективно

Как НЕправильно реорганизовать

Інші новини

PRAVO.UA