Практика обращения органов налоговой службы в хозяйственные суды с исками о признании соглашений недействительными уже давно никого не удивляет. Как не удивляет и то, что количество подобных обращений в хозяйственные суды возрастает.
При этом органы налоговой службы иногда «забывают», что с исками о признании соглашений недействительными они могут обращаться далеко не всегда.
Так, Государственная налоговая инспекция в Гагаринском районе г. Севастополя обратилась в Хозяйственный суд г. Севастополя с иском к двум предприятиям о признании соглашения, заключенного между ними, недействительным на основаниях, предусмотренных статьей 48 Гражданского кодекса УССР. Решением Хозяйственного суда г. Севастополя от 24 марта 2003 года в удовлетворении указанного иска было отказано. Это решение оставлено в силе постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 12 июня 2003 года.
Не согласившись с таким положением дел, ГНИ в Гагаринском районе г. Севастополя подала кассационную жалобу с просьбой постановление Севастопольского хозяйственного суда от 12 июня отменить и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Высший хозяйственный суд Украины, рассмотрев доводы кассационной жалобы, пришел к выводу, что она не подлежит удовлетворению по следующим причинам.
Согласно статье 19 Конституции Украины, органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основаниях, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Статус государственной налоговой службы на Украине, ее функции и правовые основы деятельности определены Законом Украины «О государственной налоговой службе на Украине». Согласно пункту 11 статьи 10 этого Закона, государственная налоговая инспекция может подавать в хозяйственные суды иски к предприятиям о признании соглашений недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким соглашениям.
Исковые требования ГНИ в Гагаринском районе г. Севастополя о признании соглашения недействительным были заявлены на основании статьи 48 ГК УССР. В соответствии с частью 2 этой статьи последствиями признания соглашения недействительным, на предусмотренных этой статьей основаниях, является вменение судом в обязанность сторон соглашения вернуть друг другу все полученное по соглашению.
Таким образом, поскольку статья 48 ГК УССР не предусматривает взыскание в доход государства средств, полученных по недействительному соглашению, то у ГНИ в Гагаринском районе г. Севастополя при таких обстоятельствах отсутствуют полномочия относительно подачи иска о признании недействительным соглашения, заключенного между ответчиками.
Интересы предприятий-ответчиков в судах представляли аудиторская фирма «ЛаВи-аудит» (г. Севастополь) и юридическая фирма «Дельфин» (г. Севастополь).
Директор юридической фирмы «Дельфин» Борис Колесников, комментируя указанное постановление Высшего хозяйственного суда Украины, сказал следующее: «Это постановление для нас является принципиальным. Отстаивая законные интересы предприятий в спорах с государственными контролирующими органами, часто приходится приводить в качестве аргумента положения статьи 19 Конституции Украины, которая предписывает органам государственной власти и их должностным лицам действовать исключительно в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
В данном случае мы сопоставили содержание статьи 19 Конституции Украины и статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине» и пришли к выводу, что право органов Государственной налоговой службы подавать иски о признании соглашений недействительными связано со взысканием средств в доход бюджета. А такое взыскание предусмотрено лишь в случае признания сделки недействительной на основаниях, изложенных в статье 49 ГК УССР.
Высший хозяйственный суд Украины своим постановлением подтвердил и утвердил такую правовую позицию. Поскольку статья 48 ГК УССР (соглашения, не соответствующие требованиям закона) не предусматривает взыскание средств в доход бюджета, у Государственной налоговой службы отсутствуют основания для обращения в суд с исками о признании таких сделок недействительными.
Считаем, что аргументы, приведенные в постановлении Высшего хозяйственного суда Украины, будут полезными для многих предприятий, соглашения которых органы государственной налоговой службы пытаются признать недействительными согласно статье 48 ГК УССР с целью доначисления налоговых обязательств».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…