ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Органы Государственной налоговой службы имеют право обращаться в хозяйственный суд с исками о признании соглашений, заключенных между субъектами предпринимательской деятельности, недействительными на основаниях, по которым действующее законодательство предусматривает как следствие взыскание в доход государства средств, полученных по таким соглашениям
Высший хозяйственный суд Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции в Гагаринском районе г. Севастополя на постановление Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 12 июня 2003 года по делу № 20-3/037 Хозяйственного суда города Севастополя по иску Государственной налоговой инспекции в Гагаринском районе г. Севастополя к ООО «М», к предприятию «П» о признании соглашения недействительным, установил следующее.
Решением Хозяйственного суда г. Севастополя от 24 марта 2003 года (судья Ю.М. Гоголь) отказано в иске Государственной налоговой инспекции в Гагаринском районе г. Севастополя к ООО «М» и предприятию «П» о признании соглашения недействительным на основаниях, предусмотренных статьей 48 ГК УССР.
Это решение оставлено в силе постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 12 июня 2003 года (судьи Л.М.Заплава, В.С. Голик, Т.П.Фенько).
Не согласившись с постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 12 июня 2003 года, Государственная налоговая инспекция в Гагаринском районе г. Севастополя подала кассационную жалобу, в которой просит отменить постановление Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 12 июня 2003 года и принять новое решение, которым иск удовлетворить. Свое требование Государственная налоговая инспекция в Гагаринском районе г. Севастополя мотивирует тем, что апелляционным хозяйственным судом нарушен пункт 32 статьи 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным хозяйственным судом норм материального и процессуального права, Высший хозяйственный суд Украины приходит к выводу, что кассационная жалоба Государственной налоговой инспекции в Гагаринском районе г. Севастополя не подлежит удовлетворению, учитывая следующее.
Статьей 19 Конституции Украины предусмотрено, что органы Государственной власти и их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Статус Государственной налоговой службы на Украине, ее функции и правовые основы деятельности определены Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине».
В соответствии с пунктом 11 статьи 10 Закона Украины «О Государственной налоговой службе» на Государственную налоговую инспекцию, кроме других, возложено функцию подавать в хозяйственные суды иски к предприятиям, учреждениям, организациям о признании соглашений недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким соглашениям. Таким образом, органы Государственной налоговой службы имеют право обращаться в хозяйственный суд с исками о признании соглашений, заключенных между субъектами предпринимательской деятельности, недействительными на основаниях, по которым действующее законодательство предусматривает как следствие взыскание в доход государства средств, полученных по таким соглашениям.
Исковые требования были заявлены о признании соглашения недействительным на основании статьи 48 ГК УССР. В соответствии с частью 2 этой статьи следствием признания соглашения недействительным на предусмотренных этой статьей основаниях является вменение судом в обязанность сторон соглашения возвратить одна другой все полученное по соглашению. То есть данная правовая норма не предусматривает как результат признания таких соглашений недействительными взыскания в доход государства средств, полученных по таким соглашениями.
Поскольку статья 48 ГК УССР не предусматривает взыскания в доход государства средств, полученных по недействительному соглашению, то у Государственной налоговой инспекции отсутствуют при таких обстоятельствах полномочия относительно признания недействительным соглашения, заключенного между ответчиками.
Преамбулой Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» установлено, что Закон определяет виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, порядок их лицензирования, устанавливает государственный контроль в сфере лицензирования, ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования.
Согласно статье 1 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», термин «хозяйственная деятельность» употребляется в таком значении: хозяйственная деятельность — любая деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, связанная с производством (изготовлением) продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ. Таким образом, хозяйственная деятельность — это действия вышеупомянутых лиц относительно осуществления услуг.
За осуществление субъектами хозяйствования хозяйственной деятельности без лицензии статьей 22 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» установлена ответственность, а именно: применяются финансовые санкции в виде штрафов, которые направляются в Государственный бюджет Украины.
Частью 1 статьи 111-10 ХПК Украины определено, что основаниями для отмены или изменения решения местного или апелляционного хозяйственного суда или постановления апелляционного хозяйственного суда являются нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права. Поскольку апелляционным хозяйственным судом нормы материального и процессуального права нарушены не были, то основания для отмены обжалованного постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 111-5, 111-7, пунктом 1 статьи 111-9, статьями 111-10, 111-11 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Высший хозяйственный суд Украины постановил:
кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции в Гагаринском районе г. Севастополя оставить без удовлетворения, постановление Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 12 июня 2003 года по делу № 20-3/037 — без изменений.
(Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 26 августа 2003 года. Дело № 20-3/037. Председательствующий — Грек Б.Н. Судьи — Жаботина Г.В., Чупрун В.Д.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…