Для многих предприятий актуален вопрос возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) из бюджета, поскольку государство в лице органов Государственной налоговой службы и Государственного казначейства Украины не спешит исполнять требования налогового законодательства, всячески затягивая процесс. Большинство предприятий не осмеливаются подавать иски в суд, боясь расправы со стороны местных налоговых органов, и предпочитают решать эту проблему неофициальным путем. Однако заставить чиновника уважать закон — вполне реальная перспектива. Более того, мы считаем, что это не право, а обязанность каждого сознательного человека. Ведь органы государственной власти существуют за счет налогоплательщиков, поэтому есть все основания защищать свои права и законные интересы, требуя от чиновника выполнения закона.
Несколько слов о процедуре возмещения НДС из бюджета. Согласно части 2 подпункта 7.7.3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», а также пункту 2.2 Порядка возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденного совместным приказом Государственной налоговой администрации и Главного управления Государственного казначейства Украины от 2 июля 1997 года, основанием для получения возмещения НДС являются данные только налоговой декларации за отчетный период. То есть правоустанавливающим юридическим фактом является именно подача налоговой декларации за отчетный период.
Согласно части 1 подпункта 7.7.3 данного Закона, сумма НДС подлежит возмещению налогоплательщику на протяжении одного месяца после подачи декларации. Таким образом, имея на руках налоговую декларацию со штампом налоговой инспекции, свидетельствующем о дате подачи данного документа, и отсчитав 30 дней от этой даты, субъект хозяйствования имеет достаточно оснований для того, чтобы претендовать на возмещение НДС из бюджета. Согласно части 5 подпункта 7.7.3 Закона, плательщик имеет право в любой момент после возникновения бюджетной задолженности обратиться за защитой своих прав в суд. Более того, на сумму бюджетной задолженности начисляется 120 % от учетной ставки Национального банка Украины, установленной на момент ее возникновения.
Возмещение НДС осуществляется путем подачи заключения органами налоговой инспекции в органы Государственного казначейства Украины, согласно пункту 4.2 Порядка возмещения налога на добавленную стоимость, не позднее, чем за 5 рабочих дней до окончания срока возмещения НДС. На основании этого заключения органы Государственного казначейства осуществляют перечисление средств с бюджетного счета на счет налогоплательщика.
В большинстве случаев как раз на этом этапе происходит сбой: органы налоговой инспекции не подают заключения отделам Государственного казначейства, а те, в свою очередь, не имеют законных оснований для перечисления бюджетных средств на счет налогоплательщика.
В недалеком прошлом эту проблему решали путем предъявления неимущественного иска к органам налоговой инспекции. В иске предусматривалось требование обязать налоговую инспекцию подать соответствующие заключения органам Государственного казначейства.
Согласно существующей на данный момент (довольно противоречивой) судебной практике, на наш взгляд, необходимо предъявлять имущественный иск к Государственному казначейству Украины и налоговой инспекции. В частности, согласно постановлению Киевского апелляционного хозяйственного суда от 28 октября 2002 года по делу № 25/1382, предъявление неимущественного иска к органам Государственной налоговой инспекции с требованием обязать налоговую инспекцию предоставить заключения органам Государственного казначейства не соответствует материально-правовому способу защиты нарушенного права, указанному в Законе. При этом суд указывает на то, что право налогоплательщика на возмещение НДС, предусмотренное подпунктом 7.7.3 статьи 7 Закона, существует безотносительно к наличию или отсутствию заключений органов налоговой инспекции.
Поэтому, чтобы минимизировать риск отказа в признании исковых требований, необходимо предъявлять имущественный иск, а в качестве соответчиков привлекать Государственную налоговую инспекцию и районный отдел Государственного казначейства. При этом более логично судебные издержки возлагать на органы налоговой инспекции, поскольку именно по их вине субъект хозяйствования вынужден обращаться за защитой своих прав и законных интересов в суд. В исковых требованиях следует предусмотреть пункт о взыскании с налоговой инспекции суммы уплаченной государственной пошлины, а также сумму, уплаченную за информационно-техническое обеспечение судебного процесса.
К каким аргументам могут прибегнуть ответчики в ходе рассмотрения подобного иска, мы можем проиллюстрировать на материалах конкретного дела. Так, общество с ограниченной ответственностью «Васт-транс» предъявило имущественный иск в Хозяйственный суд Киевской области о взыскании бюджетной задолженности, при этом в качестве ответчиков были привлечены государственная налоговая инспекция, а также районный отдел Государственного казначейства в Киево-Святошинском районе Киевской области.
Суть возражений ответчика (Государственной налоговой инспекции) сводилась к следующему. Во-первых, органами налоговой инспекции не была проведена проверка на предмет действительности сумм, указанных в налоговых декларациях, поэтому инспекция не может подтвердить сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета.
Во-вторых, истец письменно не обращался в налоговую инспекцию и казначейство с требованием возместить сумму бюджетной задолженности. В-третьих, по мнению ответчика, Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» содержит возможность начисления процентов на сумму бюджетной задолженности, а обязанность по возмещению таких процентов из Государственного бюджета отсутствует. Таким образом, по мнению ответчика, исковые требования не подлежат удовлетворению.
В решении Хозяйственного суда Киевской области от 9 июня 2003 года по делу № 117/16-2003 указано на несостоятельность аргументов ответчика. Во-первых, отсутствие документальной проверки или предъявления письма с требованием о возмещении НДС из бюджета не является препятствием для возмещения НДС из бюджета. Во-вторых, согласно положениям подпункта 7.7.3 Закона, проценты на сумму бюджетной задолженности не только начисляются, но и подлежат возмещению из бюджета.
Исходя из вышеизложенного, все исковые требования истца по данному делу были признаны и удовлетворены.
Логика судебного решения свидетельствует о том, что в соответствии с действующим законодательством сам факт отсутствия актов проверок предприятия, заключений органов налоговой инспекции, а также заявления с требованием возмещения НДС не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В делах о возмещении НДС из бюджета предъявление исполнительного документа также имеет свои особенности. Согласно части 1 статьи 32 Закона Украины «О государственном бюджете на 2003 год», исполнение решения о взыскании средств со счетов, учитывающих средства государственного бюджета, осуществляется Государственным казначейством Украины. Поэтому приказ хозяйственного суда необходимо предъявлять непосредственно в отдел Государственного казначейства Украины.
Но эта стадия также сопряжена с трудностями. Иногда государственные служащие могут даже обосновывать позицию о необязательности выполнения судебного решения без заключений органов налоговой инспекции. Такая позиция свидетельствует об уровне правовой культуры таких лиц. Ведь согласно части 1 статьи 124 Конституции Украины, юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. В соответствии с частью 5 статьи 124 Конституции Украины судебные решения постановляются именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории страны.
В случае неисполнения судебного решения, игнорирования прав и законных интересов предприятия можно инициировать вопрос о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности по признакам преступления, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 382 Уголовного кодекса Украины — «неисполнение судебного решения».
Принцип обязательности исполнения судебных решений является краеугольным камнем построения правового государства. Поэтому, при известной настойчивости, можно заставить чиновников уважать Конституцию и законы, а также права граждан. История показывает со всей очевидностью, что тот, кто не борется за свои права, чаще всего их фактически не имеет.
ТЕРТИЦА Виталий — юрист адвокатской конторы «Байбарза & Волков», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…