27 декабря 2005 года Президент Украины Виктор Ющенко издал Указ «Вопросы Службы безопасности Украины» (Указ). Этим Указом утверждается организационная структура СБУ. Кроме этого, установлена процедура назначения руководителей департаментов, управлений борьбы с терроризмом, а также защиты участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов, оперативного документирования, следственного, работы с личным составом, региональных органов СБУ, Антитеррористического центра при СБУ. Назначение на эти должности и увольнение с них осуществляется Президентом Украины.
Таким образом, Президент Украины имеет большое влияние на СБУ. В принципе, это логично в свете оставления за Президентом функции обеспечения национальной безопасности. Но если учесть, что конституционная реформа была направлена на урезание полномочий главы государства, представляется странным, что Президент собственнолично не может назначить председателя СБУ, а вот его подчиненных назначает без каких-либо представлений.
Но через несколько дней после издания Указа вступили в силу изменения в Конституцию Украины. В конституционных изменениях содержится норма, которая раньше была закреплена только в Законе Украины «О Службе безопасности Украины» — председатель СБУ назначается на должность парламентом по представлению Президента. Интересно, что для назначения начальников подразделений Центрального управления СБУ установлен другой порядок. Обратимся к нормам Закона Украины «О Службе безопасности Украины» (Закон). Начальники подразделений разведки, контрразведки и др. назначаются главой государства по представлению председателя СБУ. В случае с руководителями региональных органов вообще непонятно, как они должны назначаться. В Законе написано, что они назначаются Президентом по представлению председателя СБУ, а в Указе — что они назначаются Президентом без представлений. И еще, кроме этого, согласно Закону, порядок назначения должностных лиц СБУ, не определенных в Законе, определяется председателем СБУ. Ни о каком назначении должностных лиц СБУ непосредственно Президентом без представлений в Законе речи не идет. Очевидно, что действовать должен акт высшей юридической силы — Закон. В связи с этим непонятно, чем руководствовался Президент Украины, издавая свой Указ.
Вопрос назначения и увольнения руководителей подразделений и органов СБУ, безусловно, должен быть решен путем ликвидации пробелов в нормативно-правовых актах. Возможно, следуя логике конституционной реформы, необходимо отнести вопросы назначения и увольнения всех руководителей подразделений и органов СБУ к компетенции ее председателя.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…