Согласно статье 3 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» здравоохранение — это система мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, учреждениями здравоохранения, физическими лицами — предпринимателями, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и получили лицензию на право ведения хозяйственной деятельности по медицинской практике, медицинскими и фармацевтическими работниками, общественными объединениями и гражданами с целью сохранения и возобновления физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной продолжительности его жизни.
Здоровье и деньги
В соответствии со статьей 49 Конституции Украины каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается путем государственного финансирования соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена. Государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности. Но похоже, медицинская реформа в том виде, в котором она реализуется с 1 апреля с.г., коснется всех пунктов этой статьи.
С одной стороны, граждане, как и прежде, смогут реализовать свое право на охрану здоровья путем обращения в государственные и коммунальные учреждения здравоохранения за бесплатными медицинскими услугами. Более того, теперь такая опция доступна и в некоторых частных медицинских учреждениях по ряду услуг. Но с другой стороны, вследствие изменений, происходящих в системе здравоохранения Украины, возникает риск создания условий для нарушения конституционного права на охрану здоровья.
Ключевым изменением является новая система финансирования здравоохранения. Так, медицинские учреждения больше не будут получать субвенции, а их финансирование будет напрямую зависеть от количества и качества оказанных услуг. Кроме того, в отличие от первичной помощи, где медицинские учреждения получают гарантированную фиксированную оплату за пациента, подавшего декларацию о выборе врача, для вторичной и третичной помощи предусмотрены другие системы оплаты, а именно:
— оплата по глобальной ставке с частичной предоплатой (на основании статистических данных рассчитывается, сколько услуг будет оказано, и осуществляется предоплата их стоимости от 100 до 60 %, остальное — по факту оказания услуг);
— оплата за пролеченный случай;
— комбинирование этих двух систем.
Ограниченный ресурс
Важным условием оплаты оказанных услуг является внесение соответствующей информации в Медицинскую информационную систему. Следовательно, есть вероятность, что в случае неправильного внесения информации, технических неполадок медицинское учреждение рискует не получить оплату за уже оказанную услугу. А это чревато невозможностью обеспечения условий для последующего оказания услуг, поскольку у медицинского учреждения не будет средств для оплаты труда сотрудников, содержания и обновления материально-технической базы и т.п.
Предусмотрено, что в тариф не входит стоимость лекарственных средств и медицинских изделий, которые закупаются централизованно на средства государственного бюджета. То есть медицинские учреждения должны быть ими обеспечены отдельно. При этом одним из условий договора с Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ) является то, что медицинское учреждение обязуется обеспечить наличие всего необходимого для оказания помощи. Получается, что в случае несвоевременной централизованной закупки или поставки препаратов и медицинских изделий больницы будут вынуждены приобретать их самостоятельно.
В итоге медицинские учреждения рискуют оказаться в ситуации, когда средств, полученных от НСЗУ, не хватит на обеспечение их жизнедеятельности (особенно учитывая утвержденные тарифы на медицинские услуги). Это неизбежно приведет к банкротству, а следовательно, сокращению существующей сети коммунальных больниц. В таком случае можно говорить о несоблюдении гарантии доступности медицинской помощи, закрепленной в Конституции Украины, ведь сокращение количества больниц неизбежно приведет к дополнительным затратам временных и финансовых ресурсов со стороны пациентов для того, чтобы добраться к врачу. С другой стороны, ни для кого не секрет, что на данный момент такая доступность тоже достаточно условна — в маленьких районных больницах часто не хватает специалистов.
Также следует упомянуть об эффективности медицинского обслуживания. Может ли оно считаться эффективным, если, несмотря на наличие в районе или городе больницы, в ней нет необходимого оборудования и специалистов? В таком случае, вероятно, рациональным является перераспределение ограниченных финансовых ресурсов и обеспечение меньшего количества больниц, способных на надлежащем уровне оказать необходимую помощь пациенту.
Изменить систему
Таким образом, можно прийти к выводу, что медицинская реформа сама по себе никоим образом не нарушает права на охрану здоровья. В некоторых случаях наоборот способствует более эффективной его реализации. Но в то же время нельзя не согласиться, что новая система финансирования здравоохранения с большой долей вероятности приведет к закрытию ряда медицинских учреждений по всей стране, что в любом случае негативно скажется на доступности медицинской помощи для населения.
ЛЯШЕНКО Наталья — юрист ЮКК «Де-Юре», г. Одесса
МНЕНИЯ
Стимул для реорганизации
Алена СИДЕЙ, адвокат Pavlenko Legal Group
Доступность медицинской помощи, как гарантия права на охрану здоровья, закрепленная в Конституции Украины, это, прежде всего, гарантия на равный доступ к медицинским услугам для всех без дискриминации по признакам наличия финансовых ресурсов, места проживания, вида заболевания или времени обращения за помощью.
оценивая новую систему финансирования здравоохранения, я бы не стала говорить о несоблюдение данной гарантии в ее широком понимании. Откровенно говоря, система учреждений здравоохранения и так оставляла желать лучшего. Но большей проблемой является нехватка специалистов. Поскольку человек вправе сам выбрать, к какому врачу обратиться, он поедет в то медучреждение, где находится нужный ему врач. Новая система финансирования по принципу «деньги следуют за пациентом» – это некий стимул для проведения реорганизации сети медучреждений под реальные потребности населения. А человек как выбирал врача, у которого ему лучше лечиться, так и будет выбирать, и система финансирования на это не влияет.
Другой момент — это обеспечение больниц необходимыми лекарственными препаратами, оборудованием, медицинскими изделиями, одинаковым уровнем оказания медицинской помощи независимо от того, в какую больницу обратился человек. Вот именно это в большей степени гарантирует право человека на доступность медицинской помощи.
Сверить по документам
Алла ЦЫМАНОВСКАЯ, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
В рамках реализации медицинской реформы 25 апреля 2018 года Постановлением Кабинета Министров Украины № 411 была создана электронная система здравоохранения, которая служит не только хранилищем данных о пациенте, но и является историей оказанной медицинской помощи для подачи отчетов в НСЗУ с целью получения финансирования.
Оплата предоставления медицинских услуг по программе медицинских гарантий осуществляется на основании поданного электронного отчета, в котором указывается объем предоставленных пациентам медицинских услуг в соответствии с информацией и документами, внесенными в электронную систему здравоохранения.
На сегодняшний день электронная система только внедряется, поэтому у медицинских учреждений и врачей есть опасения, что в случае некорректной работы базы данных могут возникнуть трудности как в ее ведении, так и в подтверждении факта оказания медицинских услуг.
При этом заполнение электронной системы не освобождает врачей от ведения ранее принятых форм бумажной документации (медицинской карты пациента, истории болезни и прочего). Это может стать подтверждением фактически оказанных услуг пациентам на период, когда база данных не работала.
Постепенный переход на электронную систему автоматизирует рабочие процессы, сократит бумажную работу, а также обеспечит прозрачность финансирования системы здравоохранения на государственном уровне.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…