Хотите придать важность своему месседжу? Обязательно упомяните, что то или иное решение (предложение) способно повысить инвестиционную привлекательность государства. Значения инвестиций для развития экономики страны недооценивать нельзя, однако новые иностранные партнеры, особенно в современных нестабильных условиях, приходят в Украину скорее вопреки, чем благодаря.
Изобретение механизмов привлечения новых инвестиций напоминает поиск золотого руна или философского камня. Повышение инвестиционного климата Украины превратилось едва ли не в национальную идею, которая все больше и больше напоминает голубую мечту.
Казалось бы, зачем говорить об открытии новых возможностей для потенциальных инвесторов, если украинская власть не может найти общий язык даже со своим многолетним стратегическим партнером — Международным валютным фондом? Что говорить об улучшении инвестиционного климата государства, если уполномоченные лица не могут довести до логического завершения реформы практически в каждой сфере? Тем не менее обойти вниманием довольно свежее законотворческое предложение мы не можем. Более того, есть все основания считать, что процесс законодательного поиска механизмов привлечения нового капитала в Украину в этом году только стартовал, а законопроект «Об основах государственной поддержки новых инвестиций в Украину» № 3201 от 12 марта 2020 года, инициированный заместителем главы депутатской фракции политической партии «Всеукраинское объединение «Батькивщина» Сергеем Соболевым, — первая ласточка на этом длительном пути.
Усильное взаимодействие
Примечательно, что эта инициатива коррелируется с положениями статьи 145 Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом, что, безусловно, послужит благоприятным фактором в ходе ее рассмотрения в парламенте. Статьей 145 Соглашения предусмотрено, что с даты вступления в силу Соглашения стороны должны обеспечивать свободное движение капитала, связанного с поступлением прямых инвестиций, в соответствии с законодательством принимающей стороны.
Исходя из текста документа, законопроект № 3201 определяет принципы предоставления государственной поддержки новых инвестиций и предполагает создание нового органа — Государственного агентства поддержки новых инвестиций (Агентство). А цель инициативы заключается в повышении экономической привлекательности Украины для внутренних и внешних инвесторов, увеличении трудовой занятости, улучшении качества жизни украинских граждан и повышении доходов государственного и местных бюджетов.
Законопроектом также предусмотрено принятие некой дорожной карты для формализации правоотношений в этой сфере. Государственная программа новых инвестиций (или Государственная инвестиционная программа), по замыслу авторов инициативы, должна разрабатываться Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины и утверждаться постановлением правительства.
Среди прочего, Государственная инвестиционная программа должна определять перечень приоритетных отраслей для нового инвестирования; качественные, количественные и ценовые критерии новых инвестиционных проектов, подпадающих под программы инвестиционного стимулирования; пределы территорий приоритетного инвестирования (ТПИ) с обязательным включением в этот перечень депрессивных ТПИ (определения ТПИ и депрессивных ТПИ даются в статье 4 документа); виды хозяйственной деятельности или инвесторов, относительно которых инвестиционное стимулирование предоставляться не может; перечень действующих программ инвестиционного стимулирования и их объемы и многое другое. Перечень, который предлагается закрепить на законодательном уровне, не является исчерпывающим и может расширяться по решению Кабинета Министров Украины. Главное, чтобы эти дополнительные опции отвечали цели инициативы.
Болевые точки
Несмотря на то что определение перечня приоритетных отраслей находиться в компетенции создателей Государственной инвестиционной программы, авторы законопроекта № 3201 не упустили возможности акцентировать на них отдельное внимание.
Итак, статья 12 проекта определяет, что Государственная инвестиционная программа обязательно должна включать инвестиции в развитие транспортных сетей Украины (в этом контексте упоминаются железнодорожные пути, автомобильные дороги, речные и морские порты, аэропорты); развитие инфраструктуры интернета и космической отрасли Украины (в приоритете покрытие всей территории Украины интернетом по стандарту 3G, а областных центров Украины и центров объединенных территориальных общин — 4G, а также запуск собственных спутников для нужд вещания или для военных нужд); добычу углеводородов, руд монетарных металлов, драгоценных камней, янтаря, других полезных залежей и ископаемых (этот пункт тоже имеет свои особенности); развитие сельского хозяйства Украины (растениеводства, животноводства (птицеводства), пчеловодства (шелководства) и рыболовства); малый и средний бизнес по направлениям, определенным отдельным законом; научно-исследовательские конструкторские разработки и проекты, которые сочетают достижения фундаментальной и прикладной наук; ІТ-отрасль; экологические проекты. Этот перечень также не является исчерпывающим. Как видим, в целом акценты расставлены, с одной стороны, на самых «болезненных» отраслях, а с другой, — на наиболее перспективных для Украины.
Связующим звеном между государством Украина и инвесторами выступает Агентство, которое создается Кабинетом Министров Украины. Примечательно, что закрепление конкурсных оснований для назначения руководящего состава органа на законодательном уровне не предусматривается. В этом вопросе авторы документа предлагают пойти по накатанному пути: руководитель Агентства назначается и увольняется правительством по представлению министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины.
Среди прочего к компетенции Агентства отнесено заключение инвестиционных соглашений с новыми инвесторами; проведение текущей верификации действующих соглашений на предмет соблюдения качественных, количественных и ценовых критериев новой инвестиции; проведение переговоров с новыми инвесторами относительно внесения изменений в инвестиционные соглашения (в том числе по причине изменения законодательства); заключение от имени Украины инвестиционных гарантий и обеспечение их исполнения; предоставление консультационных и вспомогательных услуг новым инвесторам и другое.
Любое решение Агентства должно четко отвечать Государственной инвестиционной программе, иначе оно может быть изменено или приостановлено постановлением Кабинета Министров Украины или решением суда.
Законопроектом также определяется временной лаг действия инвестиционного соглашения: не меньше пяти лет, но и не больше пятнадцати. Однако инвестиционное соглашение может быть досрочно расторгнуто по инициативе Агентства (и в проекте указывается ряд соответствующих оснований) или по инициативе инвестора по любой причине.
«Инвестиционная няня»
Отдельной статьей в проекте закона прописываются механизмы решения юридических споров. А это один из важнейших пунктов для привлечения нового капитала. Итак, споры между новыми инвесторами и Агентством относительно каких-либо норм инвестиционного соглашения, порядка изменения его положений или расторжения решаются путем переговоров и/или в пределах процедур административных апелляций, а также в судебном порядке.
Для «солидных» инвесторов прописываются особые условия: если новым инвестором является налоговый нерезидент и размер его новой инвестиции составляет не менее 100 млн евро, то споры относительно такого инвестиционного соглашения могут по желанию инвестора подпадать под юрисдикцию иностранного суда или международного арбитража (трибунала), решения которых подлежат исполнению в Украине согласно Закону Украины «О международном частном праве» и/или другим международным договорам Украины по вопросам взаимного признания судебных решений.
Чем же Украина должна привлечь потенциальных соискателей? Программами стимулирования новых инвестиций. В их числе программы налогового, субсидиарного, административного стимулирования и гарантийной поддержки. При этом программа налогового стимулирования распространяется на такие налоги: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, налог (плата) за землю, не являющуюся землей сельскохозяйственного назначения.
По отраслевому принципу субсидии делятся на промышленные, аграрные и субсидии для самозанятых лиц или семейных предприятий. Субсидиарная поддержка предоставляется в виде прямых разрешенных субсидий, разрешенных субсидий под условие и субсидирования занятости.
Агентство, по замыслу авторов документа, предоставляет инвестиционные гарантии от имени Украины и при наступления гарантийного случая возмещает убытки инвестора. Такие условия связаны, во-первых, с изменением правил репатриации доходов, полученных от инвестиций, или репатриации инвестиций после истечения срока инвестирования, во-вторых, с потерей инвестиции в связи с какими-либо непредвиденными обстоятельствами (форс-мажором), связанными с изменением законодательства Украины.
А программа административного стимулирования новых инвестиций является инвестиционным попечительством для «особых клиентов». Главное условие — желание инвестировать более 10 млн евро в приоритетные отрасли. После соответствующего запроса Агентство самостоятельно, от имени и по поручению нового инвестора получает любые государственные разрешения, лицензии, регистрирует новое предприятие.
Если новый инвестор вкладывает более 100 млн евро в приоритетные отрасли, он вправе заказать себе так называемую инвестиционную няню — сотрудника Агентства, который будет выполнять юридическое и экономическое (при необходимости) сопровождение такой новой инвестиции на протяжении срока соглашения.
И хотя вопрос «инвестиционной няни» в законопроекте № 3201 детально не раскрыт, несколько удивляет то, что такая инициатива исходит не от представителей парламентского монобольшинства. А четырнадцатидневный срок на подачу альтернативных вариантов уже истек.
Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ
«Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…