Скоро исполнится два года, как пилотным решением Европейского суда по правам человека по делу «Юрий Николаевич Иванов против Украины» наше правительство обязали предпринять меры системного характера, дабы разрешить вопрос с накопившимися и исключить предпосылки для дальнейшего неисполнения государством решений, принятых национальными судами в пользу граждан. Однако закон пока не принят, а ситуация с исполнением решений никак не улучшилась.
Впрочем, при детальном изучении предложенного правительством решения сохранение действующего порядка является скорее меньшим из зол.
Стоит оговориться, что речь не идет о неких громких процессах или заоблачных суммах. В подавляющей массе неисполненными остаются решения на суммы до 3000 грн, которые полагается взыскать с государственных органов, учреждений, организаций и предприятий. Как правило, это социальные выплаты и компенсации за определенные условия труда (например, Юрию Иванову, военному, уволенному в запас, несколько лет не могли выплатить чуть более 1000 грн компенсации за форменную одежду). Другая часть — решения в пользу физических и юридических лиц по искам против предприятий, доля государства в которых составляется от 25 %, то есть распространяется мораторий на принудительное удовлетворение требований кредиторов государственных предприятий. Еще одна категория — аналогичные требования к предприятиям топливно-энергетического комплекса, которые принудительно удовлетворить нельзя, поскольку они пребывают в процедуре взаиморасчетов предприятий ТЭК.
Разрешать проблему правительство предложило довольно необычным образом: 14 января 2011 года был зарегистрирован проект Закона «О гарантиях государства относительно исполнения решений суда» (Закон) № 7562, но после того как он получил дурную славу своими переходными положениями, ограничивающими социальные права граждан, правительство зарегистрировало другой одноименный проект под № 9127 (Проект), похожий на предыдущий как брат-близнец. Причем второй Проект был зарегистрирован поздним вечером 8 сентября, 9 сентября рано утром согласован, а к обеду — принят за основу.
Впрочем, процедурная эквилибристика — цветочки по сравнению с сутью Проекта, скорому принятию которого во втором чтении воспрепятствовала активная позиция наименее защищенных слоев населения, чьи социальные гарантии оказались под угрозой упразднения.
Так, на первый план традиционно выдвигаются прогрессивные нормы с упором на их важность для европейского курса Украины — Закон значительно упростит исполнение решений, должниками по которым являются государство, государственные органы и даже государственные предприятия, что будет фактическим исполнением пилотного решения Европейского суда. Если должником является государственный орган, в исполнительную службу надо подать только исполнительный лист, и в течение трех месяцев выплата поступит на указанный заявителем счет. Если не добровольно, то принудительно списанная со счета такого должника. Если и списать будет нечего, с государства взыщут пеню (которая, правда, куда ниже даже уровня инфляции).
Ежели ваш должник — государственное предприятие, исполнения решения потребуется ждать чуть дольше, но это тоже не ваши проблемы: если в течение тех же трех месяцев исполнительная служба не сможет взыскать с должника полагающееся, она спишет средства в вашу пользу из госбюджета (для этого даже планируется выделить средства, правда, неизвестно в каком объеме), с теми же гарантиями и компенсациями за просрочку. Как дальше пойдет процесс регрессного возвращения — не ваши, граждане, проблемы.
Безусловно, по сравнению с нынешними мытарствами, такая норма — манна небесная, однако, на этом приятные новости закончились. Дальше, перефразируя известные анекдоты, последуют плохая и очень плохая.
Первая неприятность — для тех, кто уже и так по нескольку лет ждет исполнения принятого в его пользу решения: после вступления в силу Закона им полагается в течение трех месяцев снова собрать все документы и передать в ГИС. Там деньги посчитают и с 2013 года начнут выплачивать. Кто документ не подаст — того обязательство считается выполненным. Как вам упрощение и гарантии? В принятом (но пока не подписанном) Законе о Госбюджете на 2012 год эти расходы финансировать, очевидно, не намерены.
Дальше, безусловно, немалой проблемой является вызвавшее праведный гнев всех льготников и социально-незащищенного населения предложение КМУ перебрать на себя право устанавливать размеры всех льгот и надбавок, которые ныне гарантированы законами, на каждый бюджетный период исходя из предполагаемых доходов бюджета. При этом стоит отметить, что ежегодно Закон о Госбюджете утверждается со значительным дефицитом средств. Следовательно, надбавки, которые сможет обеспечить КМУ, — мизерны. Это, собственно, ставит под сомнение возможность реализации и всего прогрессивного механизма взыскания с государства.
А судиться потом будет сложнее. Впрочем, почему «потом»? 17 ноября 2011 года парламент принял Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усовершенствования отдельных положений административного судопроизводства)», который 26 декабря 2011 года был подписан главой государства. Среди множества изменений, которые должны ускорить и внести четкость в рассмотрение административных дел, им исключаются из постановлений административного суда, принятых в порядке сокращенного производства, которые могут быть обращены к немедленному исполнению, решения по делам по социальным спорам (часть 8 статьи 1832 КАС Украины). При этом в Кодексе, призванном защищать граждан от произвола власти, предлагают ввести институт немедленного обращения к исполнению решений по делам по искам органов налоговой службы.
Впрочем, если завуалировать сужение социальных льгот не удалось, то менее заметным для широких масс осталось снятие моратория с удовлетворения требований кредиторов предприятий ТЭК. С момента вступления в силу потенциального закона его попросту не будет — из Закона «О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» предлагают убрать пункт 3.7, запрещающий банкротство предприятий ТЭК и удовлетворение требований кредиторов, не связанное с выплатами заработных платежей в социальные фонды.
Такой отмены моратория с нетерпением ждет бизнес. Помимо того, что предприятия ТЭК являются крупнейшими должниками в принципе (если не считать «социального» долга государства перед населением), установление моратория нарушает принципы гражданского права, да и не совсем согласуется с предписаниями Конституции Украины. На это недавно указала в своем обращении к народным депутатам Ассоциация юристов Украины с предложением внести соответствующее конституционное представление.
С другой стороны, неизвестно, как в результате пострадает население. То есть фактически уже со второго дня после снятия моратория счета и имущество подавляющего большинства предприятий ТЭК будет арестовано, и им не останется ничего иного, как подать заявление о собственном банкротстве. На первый взгляд, это было бы «рыночным решением». Но нетрудно догадаться, что в результате облэнерго, которые пока находятся в государственной или не в той «частной» собственности, будут быстрее и дешевле приватизированы или скуплены заинтересованными лицами. Причем перед государством, напомним, долгов предприятия ТЭК не имеют — более 24 млрд грн суммарного долга (за 1997 — 2010 годы) были по христианской традиции «прощены» Законом Украины «О некоторых вопросах задолженности за потребленный природный газ и электрическую энергию» от 12 мая 2011 года (вступил в силу с 4 июня 2011 года)…
Но это отнюдь не означает, что с отменой моратория украинский ТЭК не постигнет масштабный передел собственности. Отметим, однако, что вряд ли это является предметом регулирования закона о гарантиях исполнения решений национальных судов, которого уже второй год требует Европейский суд.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…