Договор: битва за право — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (732) » Договор: битва за право

Договор: битва за право

Сложившаяся в мире экономическая ситуация требует все более тесного сотрудничества между субъектами хозяйствования. На данный момент участники бизнеса разных государств передают имущество по договорам управления с целью более эффективной реализации права собственности.

Автономию воли загнали в рамки

Такой вид сделок, как договор управления имуществом, не нашел широкого применения на Украине. Во-первых, отсутствие четкого регулирования указанных правоотношений на нормативном уровне не позволяет достичь желаемого результата при применении конструкции договора управления имуществом. Во-вторых, законодательство на должном уровне не регулирует права доверительной собственности, что на практике приводит к возможности признания недействительной отдельной конструкции права доверительной собственнос­ти в договоре управления имуществом, а это особенно «пугает» нерезидентов. Хотя в части 2 статьи 316 и части 2 статьи 1029 Гражданского кодекса (ГК) Украины предусматривается возможность возникновения доверительной собственности, механизм ее реализации не регламентирован в самом кодексе.

Кроме того, проблемой также является и выбор компетентного права к указанным договорам с иностранным ­элементом.

При выборе права следует разграничивать применимое к правоотношениям материальное право и процессуальные нормы страны, суд которой будет рассматривать спор в случае возникновения разногласий между сторонами.

Также с целью четкого разграничения коллизионных привязок, применимых к отношениям по договору управления имуществом, следует упомянуть о видах таких договоров:

1) управление чужим имуществом без возникновения доверительной собственности на имущество, переданное в управление;

2) управление имуществом при наличии права доверительной собственности у управителя на имущество, переданное в управление.

Исходя из упомянутых видов договоров, коллизионные нормы будут применяться в зависимости от выбранной сторонами модели. При возникновении доверительной собственности применимыми будут коллизионные нормы вещного права, а в случае отсутствия доверительной собственности на имущество — нормы обязательственного права.

Что касается выбора применимого материального права, то центральное место здесь занимает принцип автономии воли (lex voluntatis). Основная проб­лема при применении указанной коллизионной привязки вытекает из самой природы отношений по договору управления имуществом. Так, с точки зрения Майданыка Р.А., из договора управления имуществом возникают обязательственные и вещные правоотношения. Обязательственные правоотношения — непосредственно между сторонами договора (доверителем и управителем), а вещные — между управителем и третьими лицами, где управитель, реализуя переданный ему доверителем правовой титул на имущество, действует в интересах последнего. Именно относительно этой группы правоотношений (правоотношений собственности) и возникает вопрос возможности распространения на них автономии воли.

В статье 5 Закона Украины «О международном частном праве» (Закон) четко не указано, что автономия воли распространяется только на договорные правоотношения. Но, согласно статье 38 Закона, право собственнос­ти и иные вещные права на движимое и недвижимое имущество определяются правом государства, в котором оно находится. Соответственно, стороны могут руководствоваться принципом автономии воли только в рамках обязательственных правоотношений.

Трасту право не давали

На практике часто применяется такая форма управления имуществом, как траст. Законодательство Украины не предусматривает указанной правовой конструкции. Согласно части 2 статьи 6 Гаагской Конвенции «О праве, применимом к трасту, и о признании трас­тов» от 1 июля 1985 года (Украиной не ратифицирована), если стороны признают компетентным право, которое не предусматривает правового регулирования трастов, то такой выбор будет недействительным. Соответственно, право Украины не может применяться к договорам о создании траста. Хотя некоторые ученые считают, что признание действительности траста судами стран с континентальной системой права возможно двумя путями (Соколова Н.В. Правовая модель доверительной собственности (траста) и использование ее в наследственном праве Франции и Швейцарии). Во-первых, путем квалификации отношений, порождаемых трас­том, по аналогии со смежными институтами внутреннего права страны суда. Во-вторых, путем применения к отношениям, которые складываются в рамках траста, норм английского права на основании Гаагской Конвенции «О праве, применимом к трасту, и о признании трастов» и признания трастов на основании положений абзаца 1 статьи 11 Конвенции. По такому пути пошла Швейцария и ряд других континентальных стран (Италия, Люксембург, Нидерланды и пр., ратифицировавшие вышеупомянутую Кон­венцию).

Структура траста не позволяет модифицировать его в договорную конструкцию, так как наряду с обязательственными правоотношениями по договору траста также существуют и вещные правоотношения, в частности отношения доверительной собственности. Поэтому для признания конструкции траста в странах романо-германской системы права целесообразно по отдельности использовать коллизионные обязательственные и вещные привязки.

Если же стороны договора управления имуществом не выбрали право, применимое к договору, то компетентным будет считаться право, которое имеет наиболее тесную связь с правоотношениями. Так, согласно пункту 15 части 1 статьи 44 Закона, управитель будет считаться стороной, которая должна совершить исполнение. Правом, имеющим наиболее тесную связь с правоотношениями, в таком случае будет считаться право страны управителя. Но если в управление передается недвижимое имущество, то применимым будет право страны, где это имущество находится.

Таким образом, при выборе применимого права к договорам управления имуществом в международном частном праве сторонам следует учитывать, возникает ли доверительная собственность у управителя на имущество и что именно является предметом такого договора.

СТАЗИЛОВА Татьяна — младший юрист МЮФ Noerr, г. Киев


Мнение

Недвижимость в норме

Елена ВОЛЯНСКАЯ,
старший юрист LCF Law Group

Учитывая особенности недвижимости как объекта, функционально связанного с землей, по общепринятому правилу межправительственных договоров к сделкам с недвижимым имуществом применяется автономное право. Существуют также диспозитивные нормы, которые определяют, что при отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению к договору в отношении недвижимости, применяется право, с которым договор наиболее тесно связан. С целью обеспечить наиболее полное признание и реализацию прав сторон договора в большинстве случаев сторонами выбирается материальное право страны местонахождения недвижимости.

Интересной разновидностью института доверительного управления имуществом в странах англосаксонского права являются трасты, функционирование которых урегулировано Гаагской Конвенцией 1985 года «О праве, применимом к трастам и об их признании», к примеру, наследственный траст, в управлении и доверительном владении которого находятся активы, подлежащие передаче в наследство.

Консолидация и управление недвижимостью и активами значительной стоимостью также осуществляется через пенсионные фонды и страховые организации, в ряде юрисдикций позволяя оптимизировать налоговые режимы относительно доходов выгодоприобретателя.

Необходимо отметить, что на рынке недвижимости развитых стран как континентального, так и англосаксонского права активно применяется институт управления имуществом, в частности недвижимостью. В США, странах Евросоюза, Канаде и других развитых странах существуют организации, которые профессионально управляют имуществом в интересах собственника, предоставляя весь спектр услуг — от эксплуатации недвижимости, управления проектами, администрирования аренды до внедрения экологических и энергосберегающих программ. Такие организации получают в управление и формируют портфолио из миллионов квадратных метров недвижимости и осуществляют их управление с наибольшей выгодой для собственников.

Отметим, что институт траста не является тождественным управлению имуществом с возникновением права доверительной собственности в праве Украины, хотя законодатель сделал попытку внед­рить в гражданское законодательство его элементы, объединив их с другими аналогами разделенной собственности континентального права.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Протестные настроения

Актуальный документ

Документы и аналитика

Прекращение производства

Акцент

Из богатого родовида

Государство и юристы

Как закалялись кадры

ТЭК держать!

Государство и юристы

Новости законотворчества

Мораторий на отчуждение с/х земель продлен

Фиксации процесса без разрешения суда не будет?

Полномочия БТИ продлены до 1 января 2013 года

Президент Украины подписал Закон о Госбюджете-2012

Деловая практика

KPI — ключи для эффективности

Документы и аналитика

Авторское право на гастролях

Арендная плаха

Договор дороже курса

От долга за регистрацией не укрыться

Адвокатура идет в расход

Зарубежная практика

Частное исполнение по-голландски

Книжная полка

Автотранспортные преступления

Неделя права

Асоциальное толкование

Лекарство от недобросовестности

Неделя права

Новости из-за рубежа

Главбуха Верховного Суда Бурятии осудили за хищения

Nokia урегулировала спор с Seiko Epson

В Италии на 900 тыс. евро оштрафовали Apple

Неделя права

Пленумы обобщили практику

Передали на полгода

Новости из зала суда

Судебная практика

Осужден руководитель одного из госпредприятий Министерства обороны Украины

Перевод выступлений народных депутатов Украины должен обеспечивать Аппарат парламента

Суд не может перейти к рассмотрению дела по сути без третьих лиц

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует «Кернел» по вопросам приобретения «Енселко»

АО Arzinger подготовило пособие по правовому регулированию водоснабжения

ЮФ Arbitis завершила правовой аудит производителя древесного угля

Владислав Подоляк провел семинар, посвященный защите персональных данных

Отрасли практики

Капитал поднялся в цене

Бизнес пошел по рукам

Курс взят на картель

Суд в ассортименте

Налоговый коллапс

Персоны особого внимания

Третейский лишний

Договор: битва за право

Позиция

Блеск и нищета адвокатуры

Рабочий график

Год грядущий готовит

Законы, вступающие в силу с 2012 года

Юридические мероприятия 2012 года

Решения недели

Судебная практика

Надлежащее изложение требований

Виноват не Президент

Присутствие не предусмотрено

Самое важное

«Дело Тимошенко»: галопом — в Европу

Окончен год, но не реформы

Судебная практика

Судебные решения

Ограничение права на защиту подрывает справедливость процесса в целом

О праве страховщика на регрессное возмещение

Судебная практика

С высоты опыта

Судебная практика

Судебные решения

Переоборудование чердаков без согласия всех собственников дома является нарушением их прав

Судебная практика

Наказать рублем

Тема номера

В ответе за тех, кому поручили

С долями на выход

А и Б сидели в юрлице

Частная практика

Локализированная помощь

Проверочные рекомендации

Третейские судьи провели съезд

Юридический форум

Новогодняя увертюра

Інші новини

PRAVO.UA