В соответствии с нормами действующего налогового законодательства Украины, регламентирующими порядок налогообложения доходов физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, налогооблагаемым доходом таких лиц является совокупный чистый доход, то есть разница между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для осуществления определенного вида независимой профессиональной деятельности. Но о том, что же будет относиться к таким расходам, законодатель не упоминает.
С точки зрения государственной налоговой службы Украины по данному вопросу, изложенной ею в ряде ответов в Единой базе налоговых знаний, а также в письме № 5673/7/17-0717 от 28 февраля 2011 года, к составу расходов налогоплательщиков, осуществляющих индивидуальную адвокатскую деятельность, относятся расходы на оплату труда наемных работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, уплата взносов в Пенсионный фонд Украины, единого социального взноса, в том числе на фонд оплаты труда наемных работников, арендная плата за пользование помещением, являющимся рабочим местом адвоката, расходы на изготовление печатей и штампов, их замену, на участие в мероприятиях по повышению профессионального уровня, организуемых Министерством юстиции Украины.
В позиции главного фискального органа государства в данной ситуации настораживает сразу несколько моментов. Во-первых, исчерпывающий характер данного перечня, в принципе не предполагающий какого-либо его дополнения. Во-вторых, ограниченность установленного круга расходов.
Да, налоговым органом допускается включение в состав расходов стоимости изготовления печатей и штампов, но это не те расходы, которые адвокат вынужден нести каждый день для осуществления своей профессиональной деятельности. Тем более, если учесть, что наличие у адвоката собственных штампов и печатей не является обязательным. Почему в разъяснениях налогового органа ничего не сказано о расходах, связанных с содержанием офисной техники, приобретением канцелярских принадлежностей, платой за пользование электронными базами законодательства, без которых в своей деятельности не обходится ни один адвокат? Кроме того, уже практически невозможно себе представить работу современного адвоката без использования мобильной связи и Интернета. Однако и об этих расходах нет ни единого упоминания.
Отдельного внимания требуют транспортные расходы адвоката. Зачастую, когда в течение одного дня необходимо посетить несколько мест (суды, правоохранительные и контролирующие органы, клиенты), расположенных в разных районах города, без дополнительных транспортных расходов просто не обойтись. Отсутствие последних в указанном перечне наводит на мысль о том, что включение транспортных расходов в число необходимых для осуществления адвокатом его профессиональной деятельности, с точки зрения налоговиков, имеет достаточно слабую перспективу.
На данный момент уже предпринимались некоторые попытки законодательного урегулирования рассматриваемого вопроса. В частности, еще в апреле текущего года в парламенте был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налогообложения доходов самозанятых лиц)» № 8424, внесенный народным депутатом Украины Забарским В.В. Народный депутат предлагал относить к перечню расходов самозанятых лиц, непосредственно связанных с получением доходов, все документально подтвержденные расходы, включаемые в расходы производства (оборота) согласно разделу III Налогового кодекса Украины. Но, к сожалению, на данный момент законопроект Верховным Советом Украины снят с рассмотрения.
В свою очередь, решением Высшей квалификационной комиссии адвокатуры (ВККА) № VI/4-97 от 18 марта 2011 года были утверждены рекомендации относительно налогообложения адвокатских объединений и адвокатов как самозанятых лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность. В приложении к указанному решению ВККА изложила свое видение рассматриваемого вопроса. В частности, с целью установления единого подхода к формированию перечня расходов, связанных с организацией независимой профессиональной деятельности адвокатов как самозанятых лиц, она рекомендует учитывать следующие документально подтвержденные расходы:
— на содержание, эксплуатацию и ремонт собственного или арендованного офисного помещения (платежи за предоставление коммунальных услуг, арендная плата, страхование арендованного помещения, расходы, связанные с текущим ремонтом и амортизацией);
— на амортизацию, модернизацию и обслуживание офисной техники, приобретение расходных материалов;
— на приобретение канцелярских принадлежностей, бумажной и документальной продукции;
— на содержание легкового автомобиля (собственного, а также арендованного), который используется при ведении основной профессиональной деятельности адвоката (приобретение горюче-смазочных материалов, стоянка, парковка, страхование, амортизация, ремонт);
— на связанные с адвокатской деятельностью транспортные и иные расходы (железнодорожные, авиабилеты и др.), если они не компенсированы на основании соглашения (соглашений) с клиентом (клиентами);
— на оплату услуг связи (почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс, сотовая связь и иные подобные расходы) и пользования Интернетом;
— на изготовление печатей и штампов, их замену;
— плата за расчетно-кассовое обслуживание и иные услуги банков;
— на оплату труда наемных работников по трудовым соглашениям;
— на суммы начисленных обязательных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом Украины, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, в том числе за наемных работников;
— на командировки наемных работников;
— на подписку и приобретение профессиональных изданий, в том числе рекомендуемых ВККА;
— на приобретение и использование электронной базы законодательства;
— на приобретение и разработку, а также обслуживание программного обеспечения, необходимого для осуществления профессиональной адвокатской деятельности;
— на оплату консультационных, информационных, аудиторских, экспертных и иных услуг, получаемых адвокатом для обеспечения своей профессиональной деятельности;
— связанные с повышением квалификации адвоката и наемных работников; а также иные расходы, которые носят капитальный характер.
По моему мнению, рекомендуемый ВККА перечень наиболее четко отражает реальную картину в части расходов практикующего адвоката. Считаю, что до момента надлежащего законодательного урегулирования вопроса о том, какие же из своих расходов адвокат имеет право учитывать, а какие нет при налогообложении доходов, полученных от своей профессиональной деятельности, именно вышеприведенные рекомендации ВККА должны быть четким ориентиром в данном вопросе для каждого адвоката. Хочется верить в то, что наш законодатель не оставит этот важный вопрос без своего внимания, и в скором времени мы избавимся от существующего пробела в законодательстве.
ГЕТМАНЦЕВ Владимир — адвокат, г. Николаев
В свое время Министерство юстиции Украины своим письмом № 31-35/20 от 2 февраля 2006 года уже пыталось четко очертить перечень расходов, связанных с организацией работы частных нотариусов. Более того, на данный момент именно этот перечень и является ориентиром для частных нотариусов при определении круга своих расходов, связанных с нотариальной деятельностью.
Так, согласно вышеуказанному письму, к расходам частного нотариуса могут быть отнесены: плата за пользование помещением (плата за аренду, за предоставление коммунальных услуг и другие обязательные платежи), являющимся рабочим местом частного нотариуса (статья 25 Закона Украины «О нотариате»); за пользование телефонной связью; за получение специальных бланков нотариальных документов, книг учета и реестров, необходимых в работе нотариуса; за изготовление печатей и штампов, а также их замену (статья 26 Закона Украины «О нотариате»); за заключение договора служебного страхования или внесение страхового залога (статья 28 Закона Украины «О нотариате»); за приобретение канцелярских принадлежностей; за информационно-технические услуги по использованию государственных реестров, действующих в системе нотариата; за модернизацию и обслуживание компьютерной и копировальной техники, приобретение комплектов картриджей; за приобретение официальных изданий, рекомендованных Министерством юстиции Украины, за прохождение учебы по повышению профессионального уровня; за использование электронной базы законодательства; а также оплата труда наемных работников по трудовым соглашениям; уплата взносов в Пенсионный фонд Украины, в том числе в интересах наемных работников, и фонды общеобязательного государственного социального страхования.
Однако адвокаты не могут руководствоваться данным перечнем при формировании своих расходов, поскольку Министерством юстиции Украины был четко очерчен круг лиц, на которых распространяются данные им разъяснения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…