Курс взят на картель — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (732) » Курс взят на картель

Курс взят на картель

Украинское законодательство не содержит определения картельного сговора. Соответствую­щие действия субъектов хозяйсaтвования трактуются как антиконкурентные согласованные действия. Согласно статье 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (Закон), это понятие включает в себя:

— установление цен или других условий приобретения или реализации ­товаров;

— ограничение производства, рынков товаров или установление контроля над ними;

— распределение рынков или источников снабжения;

— искажение результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;

— устранение с рынка или ограничения доступа на рынок других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов;

— применение разных условий к равнозначным соглашениям с другими субъектами хозяйствования, ставит последних в невыгодное положение в конкуренции;

— заключение соглашений при условии принятия другими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств;

— существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективных на то причин.

Но принимая во внимание, что традиционно картельным сговором считается неформальное соглашение участников одной рыночной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене, лишь отдельные виды действий из приведенного перечня можно однозначно отнести к картельному сговору согласно его классическому определению.

Определение термина «картельный сговор» содержится в проекте Порядка освобождения от ответственности (Порядок), подготовленного Антимонопольным комитетом Украины. Согласно этому Поряд­ку, картельным сговором считаются действия субъектов по установлению цен или других условий приобретения или реализации товаров; ограничению производства, рынков товаров или установлению конт­роля над ними; распределению рынков или источников снабжения; искажению результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров. Но многие эксперты критикуют указанный термин, в частности, из-за того, что это может привести к ограниченному применению процедуры освобождения от ответственности.

Синхронность как признак сговора

Отсутствие четкого определения и, главное, регулирования картельных сговоров является существенным недостатком украинского антимонопольного регулирования. Так, трактуя картельный сговор как согласованные действия, законодатель одновременно устанавливает для всех согласованных действий единый размер штрафов, и эти штрафы не являются максимальными. Согласно статье 52 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», штраф за антиконкурентные согласованные действия устанавливается в размере до 5 % от годовой выручки субъекта хозяйствования, тогда как, к примеру, за злоупотребление монопольным положением установлен штраф в размере до 10 % от годовой выручки. В то же время современная американская и европейская практика однозначно трактует картельные сговоры как наиболее грубые нарушения конкурентного законодательства, ставя их, как минимум, на один уровень со злоупотреблениями монополистов, если не выше.

К сожалению, вопрос ответственнос­ти за картельный сговор является существенной практической проблемой. Статистика АМКУ показывает, что антиконкурентные согласованные действия составляют в среднем от 10 % до 15 % от общего количества расследованных им нарушений, и большинство этих действий содержит признаки картельного сговора. Наиболее яркие примеры картельных сговоров, повторяющихся из года в год в разных регионах Украины, наблюдаются на рынках розничной торговли нефтепродуктами и продуктами питания.

Расследования по подозрению в наличии картельного сговора, как правило, начинаются по собственной инициативе АМКУ. В процессе расследования он запрашивает у субъектов хозяйствования, действующих на рынке, информацию о продажах, ценах на товары или услуги, информацию, связанную с ценообразованием на предприятии (себестоимость, размер маржи и т.д.), а также другую информацию, которую он посчитает нужной. Одновременно Комитет получает информацию и из других источников — налоговых органов, Госкомстата и т.д. На основании полученных данных проводится корреляционный анализ действий субъектов на рынке и устанавливается наличие сговора.

С точки зрения экономических и рыночных законов ситуация, когда субъекты хозяйствования одновременно в один и тот же период увеличивают цены на одинаковую величину (или до одинаковой величины), не является нормальным состоянием рынка. Наличие «синхронности» в действиях субъектов хозяйствования и является основным признаком картельного сговора. Безусловно, в отдельных случаях одновременность в действиях субъектов хозяйствования может объясняться объективными причинами, однако на практике в случае, если соответствующие факторы будут установлены АМКУ, бремя доказывания ложится уже на самого субъекта. Именно ему придется доказывать, что для изменения цен или других действий были объективные причины, и сговор на рынке отсутствует.

Поощрение за добровольное уведомление

Важным элементом в раскрытии деятельности картелей в мире уже давно признан институт leniency, предполагающий освобождение от ответственности лица, которое первым добровольно уведомило антимонопольный орган о сговоре. К сожалению, на Украине данный институт существует лишь формально — возможность освобождения от ответственности Законом Украины «О защите экономической конкуренции» предусматривается, однако, процедура не установлена.

Разработанный АМКУ Порядок должен урегулировать данный вопрос. В нем детально прописаны процедура подачи заявления об освобождении от ответственности, требования к заявлению и основания, при наличии которых лицо может получить освобождение (уведомление АМКУ о картеле раньше других участников картеля, предоставление информации, которая позволяет доказать наличие факта картельного сговора). При этом если заявитель был инициатором картельного сговора, осуществлял руководство картелем или скрыл какую-либо информацию о картеле, которая была ему известна или которую он мог беспрепятственно получить, освобождение от ответственности не предоставляется.

Важной и эффективной процедурой, которая предлагается Порядком, является возможность подачи в АМКУ «гипотетического» заявления без раскрытия информации об участниках картеля. Подача такого заявления позволит субъектам получить от Комитета ответ в отношении того, может ли субъект претендовать на применение к нему процедуры leniency, не раскрывая одновременно фактической информации о своем участии в картеле.

Еще одним важным нововведением Порядка станет установление механизма снижения максимального размера штрафов для субъектов, которые подали заявления об участии в картеле вторыми, третьими и т.д. Этот механизм уже давно применяется в США и ЕС и доказал свою эффективность.

Есть и ряд проблемных вопросов в проекте Порядка. К примеру, не урегулирован вопрос гражданско-правовой ответственности лиц, которые получили освобождение по процедуре leniency. Статья 55 Закона устанавливает, что в случае нанесения вреда антиконкурентными согласованными действиями лица, такой вред возмещается в двойном размере. Однако по общепринятой практике лица, получившие освобождение по процедуре leniency, возмещают лишь фактический размер ущерба.

Несмотря на отдельные недостатки Порядка, его принятие позволит существенно повысить количество раскрываемых АМКУ картельных сговоров, что, безусловно, положительно скажется на развитии конкуренции на Украине. Однако для полноценного функционирования данного документа необходимо, в том числе, корректировать и действующие законы в этой сфере.

КОТ Алексей — к.ю.н., управляющий партнер ЮФ «Антика», председатель Правового комитета Общественного совета при Антимонопольном комитете Украины, г. Киев


Мнение

Позитивный эффект для общественных интересов

Виктор СКОПИНЦЕВ,
адвокат МЮФ Schoenherr

Антиконкурент­ные согласованные действия, как они именуются на Украине, или картели по законодательству ЕС и США являются самым тяжким правонарушением в антимонопольном законодательстве Украины, влекущим санкции, которые могут поставить существование самих нарушителей под угрозу. Картельный сговор несет для его участников кроме юридических и экономических рисков еще и репутационные. Поскольку АМКУ предает нарушения огласке, возможна потеря доверия клиентов и инвесторов.

Если субъекты хозяйствования планируют какие-либо согласованные действия, которые не попадают под категорию: 1) действий между лицами, связанными между собой отношениями контроля, пусть и опосредованно; 2) согласованных действий, освобожденных от необходимости получения разрешения АМКУ; 3) согласованных действий малых и средних предприятий касательно совместного приобретения товаров, 4) согласованных действий касательно использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с лицензионными договорами, то таким субъектам хозяйствования следует обратиться с письмом-запросом в АМКУ за предварительными выводами относительно планируемых действий. Получение согласия АМКУ в отношении согласованных действий возможно, если субъекты таких действий докажут, что позитивный эффект для общественных интересов превышает негативные последствия ограничения конкуренции.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Протестные настроения

Актуальный документ

Документы и аналитика

Прекращение производства

Акцент

Из богатого родовида

Государство и юристы

Как закалялись кадры

ТЭК держать!

Государство и юристы

Новости законотворчества

Мораторий на отчуждение с/х земель продлен

Фиксации процесса без разрешения суда не будет?

Полномочия БТИ продлены до 1 января 2013 года

Президент Украины подписал Закон о Госбюджете-2012

Деловая практика

KPI — ключи для эффективности

Документы и аналитика

Авторское право на гастролях

Арендная плаха

Договор дороже курса

От долга за регистрацией не укрыться

Адвокатура идет в расход

Зарубежная практика

Частное исполнение по-голландски

Книжная полка

Автотранспортные преступления

Неделя права

Асоциальное толкование

Лекарство от недобросовестности

Неделя права

Новости из-за рубежа

Главбуха Верховного Суда Бурятии осудили за хищения

Nokia урегулировала спор с Seiko Epson

В Италии на 900 тыс. евро оштрафовали Apple

Неделя права

Пленумы обобщили практику

Передали на полгода

Новости из зала суда

Судебная практика

Осужден руководитель одного из госпредприятий Министерства обороны Украины

Перевод выступлений народных депутатов Украины должен обеспечивать Аппарат парламента

Суд не может перейти к рассмотрению дела по сути без третьих лиц

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует «Кернел» по вопросам приобретения «Енселко»

АО Arzinger подготовило пособие по правовому регулированию водоснабжения

ЮФ Arbitis завершила правовой аудит производителя древесного угля

Владислав Подоляк провел семинар, посвященный защите персональных данных

Отрасли практики

Капитал поднялся в цене

Бизнес пошел по рукам

Курс взят на картель

Суд в ассортименте

Налоговый коллапс

Персоны особого внимания

Третейский лишний

Договор: битва за право

Позиция

Блеск и нищета адвокатуры

Рабочий график

Год грядущий готовит

Законы, вступающие в силу с 2012 года

Юридические мероприятия 2012 года

Решения недели

Судебная практика

Надлежащее изложение требований

Виноват не Президент

Присутствие не предусмотрено

Самое важное

«Дело Тимошенко»: галопом — в Европу

Окончен год, но не реформы

Судебная практика

Судебные решения

Ограничение права на защиту подрывает справедливость процесса в целом

О праве страховщика на регрессное возмещение

Судебная практика

С высоты опыта

Судебная практика

Судебные решения

Переоборудование чердаков без согласия всех собственников дома является нарушением их прав

Судебная практика

Наказать рублем

Тема номера

В ответе за тех, кому поручили

С долями на выход

А и Б сидели в юрлице

Частная практика

Локализированная помощь

Проверочные рекомендации

Третейские судьи провели съезд

Юридический форум

Новогодняя увертюра

Інші новини

PRAVO.UA