Авторское право на гастролях — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (732) » Авторское право на гастролях

Авторское право на гастролях

Во все времена музыка, песни (то есть музыкальное творчество) занимали важное место в жизни каждого человека, влияли на его духовное развитие, эстетическое удовлетворение. В мифах разных народов музыка отождествляется с могущественной силой, способной управлять природой, укрощать зверей, исцелять людей.

Отношение к музыкальному творчеству и его роль в жизни человека со временем не изменились, скорее, наоборот — оно стало профессиональной деятельностью многих людей (авторов, композиторов, исполнителей). Более того, нынче музыкальное творчество является предметом осуществления хозяйственной деятельности и способом получения внушительной прибыли, в частности, музыкальными издательствами, телеканалами, радиостанциями, организаторами гастрольных мероприятий и др. В рамках данной статьи коснемся некоторых вопросов деятельности именно организаторов гастрольных мероприятий, в ходе которой используются музыкальные произведения (объекты авторского права).

Также следует отметить, что в основном гастрольные мероприятия проводятся с использованием различных объектов авторского права и смежных прав, таких как: музыкальные, хореографические, драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, другие сценические произведения, а также исполнения, фонограммы и видеограммы. Поэтому организаторы гастрольных мероприятий несут ответственность за соблюдение положений законодательства Украины об авторском и смежных правах (часть 3 статьи 2 Закона Украины «О гастрольных мероприятиях на Украине»).

В соответствии со статьей 426 Граж­данского кодекса Украины использование объекта права интеллектуальной собственности другим лицом осуществляется с разрешения лица, которому принадлежит исключительное право разрешать использование такого объекта. Право на передачу каким-либо лицам неисключительных прав на использование произведений имеют организации коллективного управления (ОКУ), которым субъекты авторского права передали полномочия на управление своими имущественными авторскими правами (часть 5 статьи 32, пункт «б», часть 1 статьи 49 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» ).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Украины об авторском и смежных правах использование организаторами гастрольных мероприятий объектов авторского права и смежных прав возможно только при получении разрешения от субъекта авторского права или ОКУ, в ином случае это будет нарушением имущественных авторских прав, и как следствие — основанием для обращения в суд за защитой нарушенных прав.

Очень часто организаторы гастрольных мероприятий, осуществляя хозяйственную деятельность, нарушают Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» (Закон), то есть проводят концертные мероприятия без получения соответствующего разрешения авторов (собственников имущественных прав) или ОКУ на использование объектов авторских прав и, соответственно, без выплаты авторского вознаграждения. Главными доводами в защиту бездоговорного использования объектов авторских прав такими организаторами является то, что последние не используют музыкальные произведения способом публичного исполнения в организованных ими концертах, поскольку исполнителями на концертах являются артисты (музыканты, певцы). Но данное утверждение не соответствует действующему законодательству Украины.

Так, согласно статье 1 Закона, пуб­личное исполнение — представление с согласия субъектов авторского права и­(или) смежных прав произведений, исполнений, фонограмм, передач организаций вещания путем декламации, игры, пения, танца и другим способом как непосредственно (в живом исполнении), так и с помощью каких-либо устройств и процессов (за исключением передачи в эфир или по кабелям) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым этой семьи, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в одно и то же время или в различных местах и в различное время.

При этом из данного определения следует, что публичное исполнение — это не просто исполнение музыкального произведения артистом (исполнителем) непосредственно или с помощью технических средств, публичное исполнение — это действие, так называемое представление третьим лицом (организатором) с согласия субъектов авторского права и(или) смежных прав произведений, исполнений путем декламации, игры, пения и пр. То есть представление — это обеспечение при согласии субъектов авторского права и(или) смежных прав необходимых условий для исполнения артистом (певцом, музыкантом) музыкальных произведений путем декламации, игры, пения, танца и другим способом.

Исполнитель же — это актер (театра, кино), певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое исполняет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте, танцует или каким-либо другим способом исполняет произведения литературы, искусства или народного творчества, цирковые, эстрадные, кукольные номера, пантомимы и т.п., а также дирижер музыкальных и музыкально-драматических произведений. Исполнитель — это лицо, с помощью которого осуществляется публичное исполнение.

Из анализа Закона, а именно — определения «публичное исполнение», следует, что представление может осуществляться непосредственно (в живом исполнении), когда на сцене присутствует исполнитель (артист, музыкант, певец) и с помощью своего голоса, музыкальных инструментов исполняет музыкальное произведение. Также представление может осуществляться при помощи каких-либо устройств и процессов (например, проигрыватель, с помощью которого осуществляется так называемое исполнение «под фанеру»). Проводя аналогию между живым исполнением и исполнением с помощью технических устройств, мы видим, что любой из них является только способом представления организатором гастрольного мероприятия музыкального произведения публике.

То есть независимо от того, как осуществляется исполнение — вживую или с помощью технических устройств, — это в любом случае требует действий третьих лиц — организаторов гастрольных мероприятий, которые в соответствии с законодательством Украины о гастрольных мероприятиях обеспечивают такое исполнение: создают соответствующие условия, получают разрешительные документы, арендуют помещения, рекламируют гастрольное мероприятие, обеспечивают распространение билетов, оплачивают проживание и работу артиста.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что именно организатор обеспечивает представление и использует музыкальные произведения путем публичного исполнения, и именно он обязан выплатить авторское вознаграждение их авторам, которые своим творческим, интеллектуальным трудом создали данные произведения и имеют законное право на оплату своего труда.

Данное утверждение ­неоднократно подтверждалось судебной практикой Украины. Так, в решении Хозяйственного суда г. Киева от 26 января 2011 года по делу № 9/346 указано, что организатор гастрольных мероприятий является пользователем музыкальных произведений. Организатор гастрольного мероприятия за счет авторов произведений получает прибыль по факту их использования путем публичного исполнения, и потому обязательство по выплате авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений возложено на организатора, поскольку он является лицом, реализовавшим право на публичное исполнение произведений.

Таким образом, именно на организатора возложено обязательство обеспечивать соблюдение авторских и смежных прав во время проведения гастрольных мероприятий, получать разрешения (лицензионные договоры) на использование произведений и выплачивать авторское вознаграждение за их использование.

ЦАРИК Олеся — начальник юридического управления Государственного предприятия «Украинское агентство по авторским и смежным правам», г. Киев


Правовое регулирование

Две стороны гастролей

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О гастрольных мероприятиях на Украине» гастрольные мероприятия — это зрелищные мероприятия (фес­тивали, концерты, представления, лекционно-концертные, развлекательные программы, выступления передвижных цирковых коллективов, передвижные механизированные аттракционы типа «Луна-парк» и т.п.) заведений, предприятий, организаций культуры, творческих коллективов, в том числе временных, отдельных исполнителей за пределами их стационарных сценических площадок.

С одной стороны, гастрольные мероприятия — это культурно-художественные мероприятия, направленные на развитие творческого, духовного потенциала граждан Украины, с другой — такие мероприятия, за исключением благотворительных, проводятся с целью получения прибыли их организаторами. Организаторами гастрольных мероприятий могут быть субъекты хозяйственной деятельности, занимающиеся организацией таких мероприятий и уставными документами которых предусмотрена такая деятельность.

Порядок организации и проведения гастрольных мероприятий регулируется постановлением КМУ «Об утверждении Порядка организации и проведения гастрольных мероприятий» № 35 от 15 января 1994 года, приказом Министерства культуры и искусств Украины «Об утверждении Порядка оформления и выдачи свидетельств о проведении гастрольных мероприятий» № 155 от 23 марта 2004 года. В соответствии с вышеуказанными нормативными актами проведение гастрольного мероприятия возможно только после получения свидетельства, которое выдается уполномоченным управлением культуры и искусства соответствующей администрации (областной, городской).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Протестные настроения

Актуальный документ

Документы и аналитика

Прекращение производства

Акцент

Из богатого родовида

Государство и юристы

Как закалялись кадры

ТЭК держать!

Государство и юристы

Новости законотворчества

Мораторий на отчуждение с/х земель продлен

Фиксации процесса без разрешения суда не будет?

Полномочия БТИ продлены до 1 января 2013 года

Президент Украины подписал Закон о Госбюджете-2012

Деловая практика

KPI — ключи для эффективности

Документы и аналитика

Авторское право на гастролях

Арендная плаха

Договор дороже курса

От долга за регистрацией не укрыться

Адвокатура идет в расход

Зарубежная практика

Частное исполнение по-голландски

Книжная полка

Автотранспортные преступления

Неделя права

Асоциальное толкование

Лекарство от недобросовестности

Неделя права

Новости из-за рубежа

Главбуха Верховного Суда Бурятии осудили за хищения

Nokia урегулировала спор с Seiko Epson

В Италии на 900 тыс. евро оштрафовали Apple

Неделя права

Пленумы обобщили практику

Передали на полгода

Новости из зала суда

Судебная практика

Осужден руководитель одного из госпредприятий Министерства обороны Украины

Перевод выступлений народных депутатов Украины должен обеспечивать Аппарат парламента

Суд не может перейти к рассмотрению дела по сути без третьих лиц

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует «Кернел» по вопросам приобретения «Енселко»

АО Arzinger подготовило пособие по правовому регулированию водоснабжения

ЮФ Arbitis завершила правовой аудит производителя древесного угля

Владислав Подоляк провел семинар, посвященный защите персональных данных

Отрасли практики

Капитал поднялся в цене

Бизнес пошел по рукам

Курс взят на картель

Суд в ассортименте

Налоговый коллапс

Персоны особого внимания

Третейский лишний

Договор: битва за право

Позиция

Блеск и нищета адвокатуры

Рабочий график

Год грядущий готовит

Законы, вступающие в силу с 2012 года

Юридические мероприятия 2012 года

Решения недели

Судебная практика

Надлежащее изложение требований

Виноват не Президент

Присутствие не предусмотрено

Самое важное

«Дело Тимошенко»: галопом — в Европу

Окончен год, но не реформы

Судебная практика

Судебные решения

Ограничение права на защиту подрывает справедливость процесса в целом

О праве страховщика на регрессное возмещение

Судебная практика

С высоты опыта

Судебная практика

Судебные решения

Переоборудование чердаков без согласия всех собственников дома является нарушением их прав

Судебная практика

Наказать рублем

Тема номера

В ответе за тех, кому поручили

С долями на выход

А и Б сидели в юрлице

Частная практика

Локализированная помощь

Проверочные рекомендации

Третейские судьи провели съезд

Юридический форум

Новогодняя увертюра

Інші новини

PRAVO.UA