Сыграть в ящик — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Сыграть в ящик

Ввиду тенденции распространения на лутбоксы требований законов об азартных играх, представителям игровой индустрии следует пересмотреть свои политики или искать другие пути монетизации видеоигр
По прогнозам Juniper Research, индустрия вокруг лутбоксов к 2022 году будет стоить 50 млрд долл. США

Вступивший в августе в силу Закон Украины «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» № 768-IX может вынудить разработчиков некоторых видеоигр поменять юрисдикцию, чтобы избежать лицензирования. Однако общемировые тренды в этой сфере говорят о том, что, возможно, скоро бежать будет некуда.

Маленький сундук большого счастья

Главный герой этой статьи — лутбокс (англ. loot box — «коробка добычи»). Это всегда виртуальный предмет из компьютерных игр, часто представляющий собой своего рода сундук или коробку, из которой (при использовании которой) игрок может получить случайные виртуальные предметы различной ценности и назначения, называемые добычей (англ. loot). Спектр этих предметов довольно широк: от простых модификаций внешнего вида персонажа или аватара игрока вплоть до изменяющих ход игры предметов, например оружия или брони.

Лутбокс характерен прежде всего для так называемых бесплатных (free-to-play) игр. Эти игры, как и приобретаемые за деньги, создаются большой командой: от писателя-сценариста и композитора до аниматора и текстурщика, каждому из которых нужно платить зарплату. Как раз лутбокс и позволяет монетизировать игру, то есть получать прибыль от номинально бесплатной игры.

Лутбоксы используются в массовых многопользовательских онлайн-играх (MMO), начиная, по крайней мере, с 2007 года, но так как количество условно бесплатных игр стало расти, эта система монетизации все чаще используется в других играх. Купить лутбокс можно или за реальные деньги, или за «игровую валюту» (которую в свою очередь можно купить за реальные деньги или накопить в ходе длительной и упорной игры).

По прогнозам Juniper Research, индустрия вокруг лутбоксов к 2022 году будет стоить 50 млрд долл. США. В настоящее время она стоит около 30 млрд долл.

Чтобы в игре не выигрывала всегда горстка самых богатых игроков, а также для вовлечения гораздо большего количества участников обычно все эти игровые преимущества изначально не продаются напрямую. Можно купить именно «черный ящик» с неизвестным содержимым: или обойма для заурядного игрового пистолета, или супероружие сокрушительной силы. Игрок не знает, какие конкретные предметы он получит, пока не купит лутбокс. Если вдуматься, это похоже на типичную лотерею, азартную игру, эдакое онлайн-казино.

Определение азартных игр в законодательстве большинства стран примерно одинаково: это игра, условием участия в которой является внесение игроком ставки, дающее право на получение выигрыша, зависящего от случайности. Трата реальных денег на покупку того, что по сути является возможностью участвовать в азартной игре, заставляет многих прийти к выводу, что ящики с лутом являются формой азартных игр в Интернете. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда виртуальные предметы, полученные в лутбоксах в некоторых играх, могут быть предметом обмена между игроками, в том числе и на валюту реального мира (на сторонних платформах). Таким образом, лутбоксы обретают ценность в мире реальных денег.

Новый украинский закон несет еще большую угрозу для игр с лутбоксами, ведь согласно статье 1 азартная игра — это любая игра, условием участия в которой является внесение игроком ставки, дающее право на получение выигрыша (приза), вероятность получения и размер которого полностью или частично зависит от случайности, а также знаний и мастерства игрока. Таким образом, у нас уже не сработает аргумент издателей видеоигр во многих странах о том, что если для выигрыша нужна не только удача, но и игровые навыки, то это уже не азартная игра.

Когда некуда бежать

Нормы законов о регулировании азартных игр во многих юрисдикциях возникли десятки лет назад, когда не было ни лутбоксов, ни видеоигр, ни компьютеров вообще. И первые десять лет своего существования лутбоксы «жили» вполне комфортно, никому не приходило в голову оценить их с точки зрения законодательства об азартных играх, пока некоторых издателей не подвела жадность.

Большой скандал возник в игровой индустрии в конце 2017 — начале 2018 года. Ведущий издатель игр Electronic Arts (EA) планировал внедрить платные лутбоксы во всемирно известную игру-блокбастер Star Wars Battlefront II, которая сама по себе продавалась за деньги. Во многих странах игроки, возмущенные такой двойной монетизацией, засыпали жалобами местных регуляторов рынка азартных игр.

И вот здесь ненароком выяснилось, что лутбоксы могут подпадать под законодательное определение азартной игры. Менее чем через несколько месяцев Нидерланды объявили некоторые всемирно известные игры с лутбоксами азартными играми, что требовало получения соответствующей лицензии. Вскоре и Бельгия приняла такое же решение.

Ведущие мировые издатели игр попытались спорить. Так, вице-президент EA по правовым и управленческим вопросам Керри Хопкинс (Kerry Hopkins) настаивал на том, что их лутбоксы — это виртуальные игрушки-сюрпризы вроде тех, что кладут в шоколадные яйца от Kinder. Но в итоге им ничего не оставалось, кроме как с помощью геотаргетирования заблокировать доступ к своим играм на территории Бельгии и Нидерландов.

За последние два года ситуация с запретами все больше напоминает снежный ком.

В июле этого года Специальный комитет Палаты лордов Великобритании по социальному и экономическому воздействию игорной индустрии потребовал немедленно приравнять правовой статус систем монетизации на основе лутбоксов к казино. «Мы повторяем выводы доклада уполномоченного по правам детей, что, если продукт выглядит, как азартная игра, и ощущается, как азартная игра, он должен регулироваться, как азартная игра», — говорится в отчете.

Французский игровой регулятор ARJEL пока не стал называть лутбоксы азартными играми, но заявил, что необходим «объединенный и скоординированный» план действий разных государственных органов для работы с лутбоксами.

В рамках ЕС на данный момент существует большой пробел законодательного регулирования в части игорного бизнеса. Действуют только общие нормы, все конкретные правила азартных игр принимаются на национальном уровне каждого государства-члена. Однако Бельгия и Нидерланды заявили, что уже работают над правовым регулированием лутбоксов в ЕС. Это только вопрос времени, когда ЕС решит пересмотреть и обновить правила азартных игр.

В США сенатор-республиканец Джош Хоули (Joshua David Hawley) подготовил законопроект, направленный на запрет лутбоксов. Учитывая федеративное устройство страны, ограничительные законы разрабатываются в штатах Калифорния, Миннесота, Индиана, Вашингтон и Гавайи.

В Японии сам механизм лутбокса не находится под запретом, однако японское агентство по делам потребителей требует раскрывать в четких цифрах шансы получить ценные предметы в игре.

Китай еще в 2016 году принял закон, согласно которому издатели должны четко раскрывать процентную вероятность получения каждого предмета для случайных лутбоксов. Также там запрещена продажа лутбоксов за реальные деньги.

В апреле 2018 года Комиссия по справедливой торговле Южной Кореи наложила штрафы в размере около 1 млн долл. США на трех местных разработчиков игр за то, что они обманывали клиентов в отношении шансов получения ценных лутбоксов.

В феврале этого года Постоянный комитет Палаты представителей Австралии по социальной политике и правовым вопросам призвал правительственные ведомства изучить способы ограничения доступа к лутбоксам для лиц моложе 18 лет.

Спасение индустрии —  дело самой индустрии

Как видим, это лишь вопрос времени, когда лутбоксы столкнутся с более жесткими ограничениями по всему миру. Хотя они стали важным источником дохода для многих разработчиков и издателей видеоигр, проблемы, связанные с зависимостью от азартных игр, безусловно, нуждаются в решении. Это особенно верно, если учесть легкость, с которой маленькие дети приобретают лутбоксы в популярных играх, а также обнаруженную учеными угрозу трансформации детской игровой зависимости в серьезные проблемы во взрослом возрасте.

Много шума наделала история американского школьника под ником Kensgold, который за три года потратил на лутбоксы порядка 13 тыс. долл. США: подросток учился в школе и подрабатывал официантом, а всю зарплату тратил в играх. В какой-то момент ему даже пришлось устроиться на вторую работу, чтобы иметь возможность тратить на лутбоксы еще больше денег. Избавиться от своей зависимости и начать нормальную жизнь ему удалось только с помощью психоаналитика. В открытом письме к EA он призвал остановить втягивание детей в азартные игры через лутбоксы. В прошлом году Всемирная организация здравоохранения впервые официально признала игровую зависимость болезнью. Так что у издателей выбор небольшой:

– одну за одной покидать юрисдикции, где вводятся ограничения на лутбоксы. Понятно, что этот путь приведет к постепенному сворачиванию бизнеса.

– получить лицензию на азартные игры. Этот вариант маловероятен. Получение лицензии предполагает, что издатель игры возьмет на себя множество дополнительных обязательств: от ограничений по организационно-правовой форме до усиленного финансового мониторинга.

– искать другие пути монетизации игр. Там есть свои проблемы — это уже тема другой статьи.

Более мягкий вариант — саморегулирование. Очевидно, что вмешательство государства (или надгосударственных органов) может оказаться чрезмерным, что мы и наблюдаем во многих сферах и странах. У индустрии остается совсем немого времени взять на себя обязательства в этой сфере, чтобы у правительств не было повода для вмешательства. Эти обязательства очевидны и уже периодически звучат в разных странах: меньшая зависимость игрового прогресса от лутбоксов; четкое определение вероятности получения ценного приза; более четкая маркировка игр с лутбоксами; тщательная возрастная проверка подлинности игрока; большая видимость возрастных рейтингов; наличие бесплатных альтернатив для получения тех же призов.

Возможно, также имеет смысл ввести жесткий лимит на количество покупок лутбоксов на игрока (ежечасно/ежедневно/еженедельно) — так называемые таймеры обязательного охлаждения. Пару месяцев назад мой шестилетний сын за 10 минут успел на своем планшете, привязанном к моему Google-аккаунту, потратить 1450 грн с моих банковских карт на лутбоксы из игры. При наличии таймера обязательного охлаждения списание средств не произошло бы столь молниеносно (после списания первых 50 грн родители могли бы заметить утечку денег).

Пока что отдельные участники рынка, прежде всего самые крупные, то есть заметные для государственных органов, добровольно берут на себя определенные ограничения. Apple и Google требуют от разработчиков приложений для App Store и Google Play соответственно раскрывать шансы получения каждого типа виртуальных предметов в лутбоксе (правда, это не спасло Apple от коллективного иска, поданного в июне этого года в Окружной суд Северного округа штата Калифорния, с требованием полностью запретить лутбоксы и компенсировать родителям потраченные детьми на лутбоксы средства).

Саморегулирование уже однажды доказало свою эффективность в индустрии видеоигр. В 1994 году в результате угрозы законодательного вмешательства в регулирование видеоигр в США (особенно видеоигр с насильственным контентом) Ассоциация развлекательного программного обеспечения учредила Совет по рейтингу развлекательного программного обеспечения (ESRB), который получил поддержку от разработчиков, издателей, производителей и продавцов приставок. Тогда эта саморегулируемая рейтинговая система успешно спасла США от государственного регулирования содержания видеоигр.

Таким образом, хоть новый украинский закон о регулировании азартных игр и несет определенные угрозы для разработчиков/издателей видеоигр, простая смена юрисдикции не выглядит долговременным решением. Гораздо разумнее было бы на глобальном уровне принять участие в разработке мер саморегулирования индустрии, пока не поздно.

 

ЯКУБЕНКО Вячеслав — адвокат, к.ю.н., г. Киев

Вячеслав ЯКУБЕНКО • Специально для «Юридической практики»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA