Повышение самообороны — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 36-37 (1185-1186) » Повышение самообороны

Повышение самообороны

Рубрика Тема номера
В борьбе с рейдерами бизнесу, как и раньше, надо полагаться на собственные силы, повышая уровень защиты своих активов и прав

Сегодня существованию и развитию отечественного бизнеса угрожает не только пандемия коронавируса, но и не менее серьезная эпидемия — рейдерство.

Эта волна, захлестнувшая украинский бизнес около шести лет назад, приобрела угрожающий для экономической безопасности государства масштаб как по материальному признаку, так и по инструментарию захватов.

За первое полугодие 2020 года в Украине произошло на 33 % больше случаев рейдерства в сравнении с их количеством за весь 2019 год.

Эти цифры свидетельствует о том, что государство не может полноценно гарантировать незыблемость права собственности, а органы, на которые возложена обязанность защищать это право (такие как судебная и правоохранительная системы, система государственной регистрации), не справляются с их обязанностями.

Причины рейдерского разгула

Обеспечивая правовую защиту клиентов от рейдерских атак на их активы и бизнес, могу с уверенностью сказать, что пенять лишь на текущую политико-экономическую ситуацию в Украине, несовершенство законодательства и винить в разгуле рейдерства исключительно государственные институты неправильно.

Наряду с этими проблемами необходимо выделять недостаточное правосознание, а порой и умышленное пренебрежение самими же бизнесменами элементарными юридическими правилами организации бизнес-процессов.

Типичная черта украинского менталитета выражена пословицей «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Этот принцип, который многие из наших бизнесменов исповедуют по отношению к организации правовой, корпоративной и экономической безопасности своего бизнеса, еще долго будет верным союзником рейдеров и в ближайшее время точно не оставит их без  работы.

В чем можно обвинять бизнес:

— в несовершенстве, а порой и откровенном разгильдяйстве в корпоративной структуре, финансах и организации внутренних бизнес-процессов;

— в несоответствии юридической стороны организации бизнес-процессов их бизнес-логике и фактическим обстоятельствам (иными словами, правовая безграмотность бизнесменов);

— в том, что внимание юридической стороне защиты активов и правильности организации бизнес-процессов уделяется по остаточному принципу;

— в привычке «работать с Фунтами», регистрируя на них свой бизнес и активы, и в безответственности в вопросе регистрации бизнеса на реального бенефициара;

— в отсутствии системы корпоративной безопасности бизнеса;

— в «решении вопроса» в случае необходимости, вместо того чтобы наладить бизнес-процессы и устранить риски с помощью юристов, аудиторов и специалистов по безопасности;

— в отсутствии должного контроля за кадрами и закрывании глаз на кражи и внутригрупповое мошенничество менеджмента компаний, что повышает их аппетиты и дает уверенность в безнаказанности, подталкивая тем самым к завладению активами своего работодателя.

В чем можно обвинить государство:

— в коррупции (справедливости ради необходимо отметить значительную «заслугу» в этом вопросе самого же бизнеса);

— в ненадлежащем функционировании правоохранительной и судебной систем;

— в ненадежности системы регистрации прав и невозможности обеспечить незыблемость права собственности;

— в несовершенстве законодательных и правовых механизмов защиты бизнеса;

— в нестабильности политической ситуации, аппарата государственных служащих;

— в перераспределении собственности и сфер влияния;

— в отсутствии реального наказания за рейдерство;

— в фактической потере государством монополии на применение силы, при том что позиция правоохранительных органов остается неизменной: право на применение силы имеет только государство;

— в наличии у населения незарегистрированного оружия, в отсутствии должной системы реабилитации и работы с ветеранами АТО/ООС;

— в наличии проблемы «мертвых душ» и оккупированных территорий;

— в значительном ослаблении институтов государственной власти и их авторитета.

Все вышеизложенные причины нынешнего рейдерства нужно рассматривать в комплексе. Точечная борьба не даст реального системного результата.

Власть и бизнес: работаем сообща

Власти без поддержки бизнес-сообщества рейдерство не искоренить. Бизнесу важно самому противостоять захватам и максимально способствовать сокращению их численности, параллельно давая государству регулярную четкую обратную связь.

Последнее, в свою очередь, должно слышать бизнес и учитывать его позиции при разработке и реализации реформ, проведении государственного управления и кадровой политики.

Для целей борьбы однозначно позитивно можно оценить такой инструмент защиты прав, или, лучше сказать, механизм устранения дефектов, фейлов и просто несовершенства действующей регистрационной системы прав, как решения Коллегии по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации Министерства юстиции Украины (Антирейдерская коллегия).

Однако количество жалоб, которые на текущий момент уже находятся на ее рассмотрении, а также объем новых объективно указывает на значительное несоответствие спроса на работу Антирейдерской коллегии с ее физическими возможностями.

Такой ажиотаж, касающийся услуг Антирейдерской коллегии, является прекрасным мерилом того, насколько «эффективна» политика государства по борьбе с рейдерством.

А сам не плошай

Понимая это, а также оценивая те изменения к законодательству, которые сегодня предлагают отдельные парламентарии и профильное министерство, можем заключить, что в борьбе государства с рейдерами бизнесу, как и раньше, надо пока еще полагаться по большей мере на собственные силы в вопросе защиты своих активов и прав.

Однако анонсированные Минюстом некоторые возможности, которые должны появиться в связи с запуском работы нового Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, могут на практике оказаться действенными инструментами защиты данных, содержащихся в указанном реестре.

Таким образом, вооружаемся знаниями качественных юристов, проводим антирейдерские аудиты, ставим на мониторинг активы и данные реестров, смотрим, кто у нас партнеры, устраняем риски и ждем светлого будущего, которое, мы все надеемся, не за горами.

 

ПОЗЫЧАНЮК Кузьма — старший юрист Sayenko Kharenko, адвокат, г. Киев

 


МНЕНИЕ

Снижают риски

Василий КИЙКО, советник KPMG Law Ukraine

В течение пос­ледних двух лет Вер­­ховная Рада Ук­­раины и Кабинет Министров Ук­раины осуществили ряд положительных законодательных изменений, которые усложнили возможности для совершения рейдерских действий, а работа Коллегии по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации имела положительное влияние на динамику уменьшения количества случаев рейдерства в Украине.

Однако, как показывают аналитика статистики подачи заявлений в Антирейдерскую коллегию (более 2,5 тысячи за 8 месяцев 2020 года) и последние случаи попыток рейдерских захватов бизнесов, широко освещаемые в СМИ, рейдерство как явление в Украине никуда не исчезло и продолжает существовать, даже несмотря на все нововведения законодателей и правительства.
Последние изменения, связанные с началом работы нового Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (ЕГР), в частности обновление программного обеспечения ЕГР, усовершенствование процессов регистрации, защита системы от вмешательства в случае удаленного управления рабочим местом регистратора, контроль наличия сканированной копии представленного документа, подтверждение операций в системе с использованием квалифицированной электронной подписи, как и другие изменения, обусловленные принятием так называемых антирейдерских законов, которые вступили в силу со 2 ноября 2019 года и 16 января 2020 года (прекращение деятельности аккредитованных субъектов, одновременность совершения нотариального действия и государственной регистрации прав, использование нотариальных бланков при совершении регистрационных действий, введение обязательности нотариального удостоверения договоров об отчуждении корпоративных прав и т.д.) оказывают положительное влияние и снижают риски внесения незаконных изменений в государственные реестры, однако не исключают их.

Для того чтобы уберечь себя от незаконных посягательств на свою собственность со стороны третьих лиц, важным является осуществление комплекса превентивных мер, которые станут дополнительной защитой бизнеса и значительно минимизируют вероятность стать жертвой рейдеров. В частности, важны надлежащее оформление учредительных документов компании, разработка механизмов недопущения корпоративных конфликтов и создания искусственной финансовой задолженности, постоянный мониторинг судебных дел в отношении компании и статуса ее имущественных прав (с использованием специализированных ресурсов), оптимизация и создание защищенной структуры бизнеса и/или инвестиций, разработка политик сотрудничества с контрагентами и обращения с конфиденциальной информацией и т.д.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA