Имплементировать европейские стандарты в действующее законодательство необходимо во многих сферах, в том числе и в сфере банкротства.
Речь идет о правительственном законопроекте «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам банкротства (относительно обеспечения европейских стандартов в сфере восстановления платежеспособности должника и упрощения процедуры ведения бизнеса на Украине)». К слову, необходимость внесения существенных изменений в профильный закон назрела давно, поскольку уже после первого года действия редакция Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», вступившая в силу 19 января 2013 года, у представителей бизнеса, банковского сектора, судей хозяйственных судов и арбитражных управляющих вызвала много дискуссионных вопросов.
Следует отметить, что последняя редакция профильного закона действительно содержала множество новелл, но в результате их применения вскрылся целый пласт недочетов, часть из которых по-прежнему требует урегулирования.
Предлагаемый Кабинетом Министров Украины законопроект, зарегистрированный в парламенте в конце сентября с.г., предусматривает внесение ряда изменений именно в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
В частности, в статье, содержащей перечень и определение терминов закона, уточняются некоторые из них, а также добавляются новые. К примеру, вводится понятие «банкрот» — им считается должник, несостоятельность которого выполнить свои денежные обязательства установлена хозяйственным судом.
В части уточнения понятия должника предусматривается, что таким лицом не могут быть обособленные структурные подразделения юридического лица (филиалы, представительства, отделения и т.д.).
Инициаторами законопроекта предпринята попытка сократить сроки процедур банкротства. Отметим, что это одна из многочисленных проблем, которая, по мнению экспертов, нуждается в решении в первую очередь. Так, в документе предлагается закрепить, что хозяйственные суды могуть продлевать срок процедуры санации не более одного раза.
Контроль осуществления процедур банкротства, ликвидации и санации предприятий по-прежнему будет осуществлять государственный орган по вопросам банкротства. В то же время инициаторы законопроекта уточнили его полномочия и расширили их перечень.
Существенные изменения коснулись и процедуры санации. Так, предполагается, что процедура санации должника до открытия производства по делу о банкротстве может быть введена при наличии соответствующего письменного согласия должника, если санация должника до открытия производства по делу о банкротстве инициируется кредитором, или при наличии соответствующего письменного согласия собственника имущества должника либо органа, уполномоченного управлять имуществом должника, если должник владеет имуществом на праве хозяйственного ведения.
В случае если план санации не был письменно согласован одним или несколькими обеспеченными кредиторами, на них не распространяется режим моратория на удовлетворение требований кредиторов в процедуре санации до открытия производства по делу о банкротстве.
Множество претензий к действующей редакции было и у арбитражных управляющих в части организации их работы, получения свидетельства о праве на занятие соответствующей деятельностью, сдачи квалификационных экзаменов и пр. В предложенном документе предусматривается создание единой комиссии по вопросам выдачи свидетельств о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего и их аннулирования.
В то же время следует отметить, что сегодня на рассмотрении парламента находится еще один законопроект, разработанный группой народных депутатов, который предусматривает внесение изменений в действующее законодательство, связанных с повышением эффективности процедур банкротства.
К слову, как следует из заключения Главного научно-экспертного управления, необходимо эти два законопроекта согласовать, поскольку в большинстве случаев они предусматривают внесение изменений в одни и те же статьи Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
Какой из законопроектов будет принят, сказать пока сложно. Совершенствовать законодательство о банкротстве необходимо, но как изменения будут работать на практике, покажет только время.
Тень банкротства
Юлиан ХОРУНЖИЙ, партнер ЮФ Ario Capital Group
Проект закона разрабатывался при участии общественности, но на финальном этапе его обработки в Министерстве юстиции Украины испытал значительные изменения, основным из них стала имплементация в проект закона положений проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно улучшения бизнес-климата на Украине)», который не случайно несколько раз был отклонен парламентом, в основном по причине возможных негативных последствий для сферы банкротства.
Предлагаемые изменения можно разделить на три группы. К первой группе относятся технические изменения действующей редакции профильного закона, устраняющие неточности. Такие изменения хоть и не влияют на ход производства по делу о банкротстве, однако улучшают его нормотворческую технику.
Ко второй группе необходимо отнести изменения, которые в целом направлены на усовершенствование существующей процедуры банкротства. К ним относятся: предоставление арбитражным управляющим допуска к государственным реестрам вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, урегулирование и облегчение открытия производства по делу о банкротстве, усовершенствование процедуры утверждения реестра требований кредиторов, процедуры созыва и проведения собраний и заседаний комитета кредиторов, увеличение прав обеспеченных кредиторов, в первую очередь в вопросе влияния на процедуру реализации имущества должника, оптимизация процедуры реализации имущества.
Вместе с тем негатива этот проект несет не меньше. Так, в частности, Минюст не открывает реестр предприятий, относительно которых возбуждено дело о банкротстве, непризнанные судом кредиторы получают право на избрание арбитражного управляющего при открытии производства по делу о банкротстве, процедура назначения арбитражного управляющего вместо усовершенствования значительно усложняется, вводится на уровне закона новая коррупционная и абсолютно лишняя составляющая в виде присвоения Минюстом уровней специализации арбитражных управляющих. Чуть ли не главная проблема — вознаграждение арбитражного управляющего остается в тени, что и в дальнейшем будет ухудшать положение кредиторов и должника. Не менее проблемным вопросом является присвоение Минюстом «драконовских» полномочий в сфере контроля за деятельностью арбитражного управляющего по сути с неограниченными возможностями относительно инициирования проверок и оснований для аннулирования их свидетельств. А с учетом значительного уменьшения круга полномочий саморегулируемых организаций и формирования Минюстом в ручном режиме состава квалификационной комиссии это фактически узурпация министерством власти в сфере неплатежеспособности.
Жаль, что предлагаемый проект не прошел надлежащего общественного обсуждения, поскольку изложенное выше — лишь небольшая часть замечаний к его тексту. Закон в случае его принятия еще больше загонит банкротство в тень, а арбитражными управляющими будут руководить не стороны в деле, а Минюст и суд.
Устранить коллизии
Иван БОЖКО, адвокат, днепропетровский офис ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Исходя из правового анализа законопроекта № 3163, следует отметить, что в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в случае его принятия обретет «прокредиторскую» направленность, поскольку существенно расширит права именно этой категории участников процедуры банкротства. Кроме того, планируется сократить сроки процедуры банкротства и сделать ее более прозрачной.
Также инициатором изменений были учтены некоторые коллизии действующего нормативного акта, регламентирующего процедуру банкротства.
В частности, законопроектом предлагается устранить противоречия, содержащиеся в части 4 статьи 42 и части 4 статьи 44. Согласно данным нормам действующей редакции Закона, продажа имущества в виде целостного имущественного комплекса фактически невозможна в случае, если часть этого имущества является предметом обеспечения одного из кредиторов. Инициатор законопроекта предлагает внести изменения в соответствующие положения, предусмотрев, что ликвидатор осуществляет реализацию активов и определяет состав имущества таким образом, чтобы обеспечить отчуждение имущества по наивысшей цене, что, в целом, должно упростить процедуру реализации активов банкрота, устранив дополнительные, обременяющие ее условия.
Кроме того, было проработано вызывающее множество нареканий коллизионное положение части 1 статьи 43 Закона — относительно порядка оценки имущества, подлежащего реализации в ликвидационной процедуре. Изменения, вносимые законопроектом в данную норму, позволят кредиторам, в лице комитета кредиторов, изначально требовать оценки с привлечением субъектов оценочной деятельности в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных правах и профессиональной оценочной деятельности на Украине». Таким образом, во-первых, будет существенно оптимизирована процедура подготовки имущества к продаже, во-вторых, кредиторы получат реальную гарантию объективной оценки активов должника.
В то же время инициатор законопроекта оставил без внимания противоречивые положения, касающиеся способов реализации имущества, а именно: не корреспондируются между собой нормы статей 44 и 49, что влечет неодинаковое их толкование и, как результат, разное применение.
Подводя итог, можно сказать, что в целом положения законопроекта имеют прогрессивный характер, призваны оптимизировать процедуру банкротства и обеспечить дополнительные гарантии кредиторам, а также могут устранить некоторые коллизии, содержащиеся в действующем Законе.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…