Одним из основных вопросов в договорах экспедирования международных перевозок является ответственность сторон за своевременное и полное исполнение обязательств. Трансграничный характер отношений, привлечение агентов, предоставляющих услуги перевозки на отдельных этапах следования груза, многократно усложняют и так не самую простую процедуру доказывания понесенных убытков и установления ответственных за это лиц.
В то же время национальное транспортное законодательство в вопросах сроков доставки груза традиционно отсылает к безнадежно устаревшим транспортным кодексам и уставам, которые не регламентируют международные перевозки. И если в перевозках автомобильным транспортом существует устоявшаяся судебная практика, поскольку Украина является участником Женевской конвенции о договорах международной автомобильной перевозки грузов и достаточно востребованным транспортным коридором, что позволяет проследить некоторый общий подход к рассмотрению данной категории дел, то в международных перевозках морским транспортом судебная практика фактически отсутствует, что усложняет рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности за несвоевременную доставку.
Так, Высший хозяйственный суд Украины исходит из презумпции, что требования о взыскании убытков либо штрафных санкций за несвоевременную доставку груза автотранспортом подлежат удовлетворению, если стороны предусмотрели согласованный срок доставки. В таком случае ответственность за его нарушение должна быть предусмотрена условиями договора или же наступает только в случае прямой вины перевозчика (постановление от 30 сентября 2015 года по делу № 910/27007/14).
А вот в вопросе трансграничных морских перевозок ситуация патовая — к основным международным конвенциям о морских перевозках Украина не присоединялась (речь идет о Гамбургских правилах и правилах Гаага-Висби), что делает их применение весьма ограниченным, а статья 160 Кодекса торгового мореплавания Украины содержит бланкетную норму и отсылку к разумным срокам доставки. В свою очередь практика линейных морских перевозок исключает ответственность судоходной линии за возможное изменение маршрута и длительность следования конкретного рейса, что оговаривается в коносаментах. Поскольку нормативно сроки доставки не установлены, а обычаи торгового мореходства говорят только об ориентировочном характере сроков доставки, единственным способом обезопасить себя от издержек, связанных с несвоевременной доставкой, является установление такой компенсации непосредственно в договоре.
КИЦЕНКО Денис — к.ю.н., партнер МЮФ Integrites, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…