Сейчас главным «законодателем моды» в отечественном нормотворчестве является Президент. Именно глава государства задает тон для дальнейших реформ: его подпись под любой инициативой становится залогом ее успешного прохождения в парламентских стенах, а определенное им направление усовершенствования пользуется большим спросом у народных депутатов. Кроме этого, обозначенные Президентом Украины приоритеты становятся руководством к действию для представителей не только законодательной, но и исполнительной и судебной власти. Очередную почву — кому для размышлений, а кому и для активных действий — глава государства дал в своем ежегодном послании о внутреннем и внешнем положении Украины. Даже при беглом ознакомлении с этим официальным посылом, насчитывающим около 600 страниц, становится понятно, что внутренняя и внешняя политика государства будет осуществляться в одном направлении — западном. На пути подписания соглашения об ассоциированном членстве и зоне свободной торговли с Европейским Союзом Украина планирует реализовывать реформы внутри страны по европейскому рецепту. Одним из приоритетных векторов был и остается правовой, и, проанализировав президентское послание, становится понятно, какие законодательные формы обретет дальнейшая судебно-правовая реформа.
Так, одним из «важных вызовов современности», по убеждению Виктора Януковича, является необходимость реформирования системы правоохранительных органов. Основой таких изменений должно стать формирование новой идеологии деятельности правоохранительных институтов — идеологии приоритета прав человека. «Для комплексного реформирования системы правоохранительных органов необходима Концепция реформирования правоохранительных органов, которая будет основываться на европейском опыте их функционирования», — отмечается в президентском послании. При этом приоритетом должно стать усиление основного оперативного звена за счет перераспределения кадрового и ресурсного обеспечения обслуживающих и руководящих подразделений.
Наряду с тем, что в прошлом году уже принимались законодательные меры по «осовремениванию» органов прокуратуры, в частности Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам совершенствования деятельности прокуратуры», процесс реформирования прокуратуры будет продолжаться. Причем, по замыслу главы государства, он должен быть не локальным, а комплексным. Следует отметить, что сейчас судьба новой редакции закона о прокуратуре овеяна ореолом таинственности. Известно только, что работа ведется по нескольким направлениям, в том числе и по линии деятельности Конституционной ассамблеи. Ее представители уже высказались за то, чтобы положения, посвященные прокуратуре, предусмотреть в отдельном, специальном разделе Основного Закона, который будет называться «Органы охраны Конституции и государственного контроля». В этот раздел, помимо прокуратуры, предлагается включить Конституционный Суд Украины, Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека и Счетную палату.
В послании Виктора Януковича много лесных слов адресовано новому Уголовному процессуальному кодексу (УПК) Украины. Помимо положительных оценок функционирования на Украине новой модели уголовного процесса, в документе отмечается, что на этот момент необходимо сосредоточиться на формировании правильной практики применения нового законодательства, обеспечении его успешного функционирования. Для этого предлагается проводить мониторинг процесса применения нового законодательства на практике и в дальнейшем. При этом глава государства называет одним из важнейших вопросов институционального обеспечения реформирования правоохранительных органов реализацию «отсроченных» положений Кодекса о создании Государственного бюро расследований Украины. Напомним, что в компетенцию этого органа будет входить расследование преступлений, совершенных высокопоставленными чиновниками, сотрудниками правоохранительных органов и судьями. Заключительными положениями УПК Украины установлено, что новый орган должен быть создан на Украине не позднее чем через пять лет с момента вступления в силу нового Кодекса. С целью создания такого органа досудебного расследования Виктор Янукович обращает внимание парламента на необходимость принятия соответствующего закона, который должен определить способ формирования, задачи, функции, принципы деятельности, полномочия и процедуру их реализации, гарантии независимости и другие правовые основы деятельности Государственного бюро расследований.
Требует принципиального обновления и законодательство об административной ответственности, состояние правового регулирования которого, по мнению главы государства, не соответствует современным требованиям, формирующимися реалиями экономических отношений. Эта реформа должна быть направлена на минимизацию чрезмерного административного давления на субъектов хозяйствования и разгрузку судов от десятков тысяч дел, в которых отсутствует спор относительно законности привлечения к ответственности (то есть гражданин признает правомерность действий органов власти относительно привлечения его к административной ответственности).
Законодательного урегулирования, по убеждению главы государства, требуют и вопросы внедрения пробации, являющейся элементом системы уголовной юстиции во многих европейских странах и доказавшей свою эффективность как действенный превентивный механизм. Одним из актуальных вопросов государственной политики является и обеспечение права каждого лица, независимо от его имущественного состояния, на правовую помощь. Важной законодательной основой для достижения этой цели Виктор Янукович называет принятый в 2012 году Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» и отмечает, что все необходимые меры, направленные на развитие системы бесплатной правовой помощи, должны применяться и в дальнейшем.
Не осталась без внимания главы государства и судебная система. Еще бы, ведь именно несовершенство последней было и остается предметом критических замечаний со стороны экспертных институций Совета Европы. И очевидно, что судебная реформа будет осуществляться в заданном (причем еще в 2010 году) направлении — направлении усовершенствования конституционного регулирования сферы правосудия. «Введение на Украине новейших демократических стандартов судопроизводства не может быть осуществлено без внесения изменений в Основной Закон» — таким был законодательный посыл три года назад, когда принимался Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», таким он остается и сейчас. Правда, сейчас становится понятно, о каких именно конституционных изменениях идет речь. Отметим, что «ЮП» уже не единожды писала о нормотворческих метаморфозах, которые происходят в стенах (и вокруг них) Конституционной ассамблеи. Сейчас этому органу приписывают авторство, точнее — соавторство, трех документов: первый — проект Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей» (официально был презентован в ходе третьего пленарного заседания Ассамблеи 6 декабря 2012 года), второй — законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усовершенствования судебной системы и принципов осуществления правосудия на Украине» (самый скандальный документ, который профильным рабочим органом Ассамблеи — Комиссией по вопросам правосудия — рассматривался за закрытыми дверями), и наконец, третий документ, который был предметом анализа указаной Комиссии совсем недавно — это предложения к разделу VII («Судебная власть») Концепции модернизации Конституции Украины.
Сомнения относительно того, какая же модель усовершенствования конституционного регулирования судебной системы (к слову сказать, соответствующие концептуальные основы уже утверждались Ассамблеей) ляжет в основу реформы, развеял Президент Украины. В своем послании, говоря о предстоящей реформе судебной власти, он обращает внимание законодателей на один документ, самый первый из вышеперечисленных, относительно усиления гарантий независимости судей. Глава государства акцентирует внимание на необходимости внесения следующих изменений:
— образование, реорганизация и ликвидация судов должны осуществляться законами, а не указами Президента Украины;
— отменить пятилетний срок назначения на должность судьи впервые, при этом предусмотрев, что назначения на должность судьи будут осуществляться главой государства только на основании и согласно представлению Высшего совета юстиции (ВСЮ);
— изменить перечень полномочий ВСЮ, состав и порядок его формирования, закрепив, что 12 из 20 его членов составляют судьи, избранные на Съезде судей Украины, также в состав этого органа по должности должны входить председатели Конституционного, Верховного Судов Украины и Совета судей Украины;
— увеличить предельный возраст пребывания в должности судьи (с 65 до 70 лет) и установить процедуру отбора кандидатов на должность судьи на конкурсной основе;
— изменить существующий порядок снятия судейской неприкосновенности, чтобы не парламент, а ВСЮ давал согласие на арест судьи;
— лишить Верховный Совет Украины права участвовать в избрании судей на должности и в освобождении их от должностей.
Следует отметить, что последний пункт, в котором речь идет о необходимости лишить народных депутатов рычагов влияния на формирование судейского корпуса, является одним из главных законодательных посылов главы государства. Он заключается в существенном ограничении полномочий парламента и прав народных депутатов с тем, чтобы выполнить рекомендации экспертов Совета Европы и минимизировать влияние политических институций на разные сферы, в том числе и правовую. Скажем, в своем послании Президент Украины предлагает парламентариям поделиться нормотворческими функциями с народом: предусмотреть не только возможность принимать и отменять законы с помощью референдумов, но и право законодательной инициативы при условии, что за проект закона будет собрано 80 тысяч подписей.
Вполне вероятно, что именно эти президентские предложения станут камнем преткновения для народных депутатов, ведь они неохотно расстаются со своими полномочиями. Например, в прошлом году, когда глава государства задал курс на усиление гарантий независимости судей, внеся соответствующий законопроект, в котором предлагалось детализировать процедуру рассмотрения вопросов назначения и бессрочного избрания судей и свести функции Президента и народных депутатов Украины по этим вопросам к чисто церемониальным, в здании под куполом эту нормотворческую идею поддержали только в части сужения президентских полномочий.
Возвращаясь к вышеупомянутым предложениям по усовершенствованию конституционного регулирования судебной деятельности, то, по убеждению Виктора Януковича, в случае их принятия «отечественная судебная власть получит новую систему гарантий независимости, которая будет отвечать всем действующим сегодня высоким европейским стандартам в сфере судопроизводства». Понятно, что оценивать качество этой нормотворческой техники будут не только отечественные, но и международные специалисты. К слову, планируется, что уже на ближайшем заседании 95 сессии Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) будут представлены заключения по трем украинским законопроектам, в числе которых есть и предложения по внесению изменений в раздел «Правосудие» Конституции Украины. И, по предварительной информации, европейская оценка этого законодательного творения будет в целом позитивной.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…