С августа 2012 года вступил в силу Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (Закон), вызвавший в адвокатском сообществе шквал дискуссий. В новом Законе есть довольно интересные новеллы, которых нет в предыдущем и во многих профильных законах даже демократической Европы, видимо, потому, что проблемы, возникающие при осуществлении адвокатской деятельности на Украине, просто невозможно представить в действительно демократических странах.
Одной из новелл Закона является предоставление органам адвокатского самоуправления права составления протоколов об административном правонарушении за нарушение одной из гарантий осуществления адвокатской деятельности, а именно: получения ответов на адвокатские запросы, — основной формы обеспечения права адвоката на сбор доказательств. Преимущество нового Закона — четко регламентированный срок предоставления ответов на запрос и предусмотренная ответственность за непредоставление такого ответа или его несвоевременное предоставление. Но и в бочке меда нашлась ложка дегтя. Речь идет о маленькой ремарке, которая при желании может перекрыть все положительное статьи 24 профильного Закона: «кроме информации с ограниченным доступом и копий документов, в которых содержится информация с ограниченным доступом». Здесь сразу чувствуется «крепкая рука» правоохранителей.
Вопреки расплывчатости сроков, большой массе нормативной базы, регулирующей информационные вопросы, при профессиональном подходе адвоката возможно доказать, что государственные органы или предприятия отнесли ту или иную информацию к информации с ограниченным доступом без законных на то оснований. Критику адвокатского сообщества вызывает тот факт, что на органы адвокатского самоуправления, не являющиеся государственными учреждениями, возложена не свойственная им публичная функция — привлечение к административной ответственности. К сожалению, реалии доказали откровенное игнорирование органами прокуратуры, ранее уполномоченными на привлечение к ответственности за нарушения в сфере предоставления информации, обращений адвокатов за защитой своих нарушенных прав. Поэтому надеяться на прокурорскую защиту адвокатам не приходится.
Несмотря на определенное несовершенство профильного Закона, он способствовал внесению «самозащитных» норм. Заключительными положениями Закона были внесены изменения в статью 2123 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) и дополнена статья 255 пунктом 9.1. Законодатель наделил правом составлять протоколы об административных правонарушениях председателя Совета адвокатов Автономной Республики (АР) Крым, областей, городов Киева и Севастополя или уполномоченного члена такого совета за неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное ее предоставление, предоставление информации, не соответствующей действительности, причем не ограничивая круг субъектов правонарушения. Так что перед законом все равны.
В целях обеспечения реализации предусмотренного Законом права киевским адвокатским сообществом были подготовлены проект Порядка оформления председателем Совета адвокатов АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя или уполномоченным советом члена совета адвокатов материалов об административных правонарушениях, проекты бланков протоколов, журналов учета и выдачи протоколов, которые позднее были утверждены Советом адвокатов Украины. Таким образом, подготовительный этап реализации прав, предусмотренных профильным Законом и КУоАП, в Совете адвокатов г. Киева успешно завершился. Полученные ранее материалы с жалобами адвокатов переданы уполномоченным членам совета в работу.
Два первых протокола по жалобе адвоката АФ «Ильяшев и Партнеры» были составлены относительно непредоставления и несвоевременного предоставления ответов на адвокатские запросы должностными лицами Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг. К сожалению, в связи с долгим подготовительным периодом, предшествовавшим составлению таких протоколов, должностные лица фактически уйдут от административной ответственности. Судом были рассмотрены указанные протоколы и действия чиновника признаны противоправными, а гарантии адвокатской деятельности, предусмотренные статьей 24 Закона, нарушенными. Но к административной ответственности должностные лица привлечены не были в связи с истечением сроков. Однако это была лишь первая победа адвокатского самоуправления и всего адвокатского сообщества в борьбе за свои права и гарантии.
Всего в период с января по май с.г. в Совет адвокатов г. Киева (Совет) поступили 33 материала, в суд направлены девять. Специальные требования к таким заявлениям и перечень прилагаемых материалов Совет не выдвигает. Но необходимо обратить внимание на то, что адвокатские запросы должны строго соблюдать требования статьи 24 профильного Закона. К адвокатскому запросу обязательно должны быть приложены копия свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью и ордер (или его копия). Сам запрос не должен содержать требования о предоставлении разъяснений по правовым вопросам. Адвокатский запрос должен быть адресован четко идентифицированному по должности или фамилии лицу. Доказательства направления запроса получателю должны быть задокументированы надлежащим образом. Отсутствие ответа на запрос также желательно доказывать документально, поскольку Совет адвокатов г. Киева законодательно не наделен правом требовать и получать ответы от организаций или должностных лиц относительно подтверждения или опровержения информации, предоставленной адвокатом. Несмотря на это, адвокаты направляли и направляют запросы, получают ответы на них, хотя и с некоторым опозданием.
Если адвокат получает ответ с отказом в удовлетворении адвокатского запроса на основании того, что запрашиваемая информация имеет ограниченный доступ, и не согласен с отнесением запрашиваемого к такой категории информации, он может обратиться с жалобой в региональный совет адвокатов. В своем обращении в Совет со ссылкой на нормативные документы он может изложить основания несогласия с указанным решением. В случае возникновения спорных вопросов уполномоченный член Совета обязательно будет контактировать с заявителем. Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе, следовательно, имеют ограниченное количество времени для обработки документов заявителей, поэтому желательно, чтобы полное обоснование позиции заявителя уже содержалось в заявлении. Также в нем необходимо четко идентифицировать лицо, непосредственно нарушившее права адвоката на получение информации с указанием данных, необходимых для составления протокола об административном правонарушении, что значительно ускорит рассмотрение заявлений.
С целью преодоления указанной законодательной проблемы Советом адвокатов г. Киева на одном из последних заседаний поддержан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно реализации профессиональных прав адвокатов)» от 29 апреля 2013 года № 2947, поданный народным депутатом Украины Олегом Канивцом.
Несмотря на все проблемы, возникающие в этой сфере, активными действиями при поддержке адвокатского сообщества возможно преодолеть сопротивление отдельных чиновников обеспечению реализации адвокатами своих прав. Без поддержки адвокатов ни председатель Совета, ни его члены не смогут эффективно защищать права адвокатов.
ГРАБОВСКИЙ Юрий — адвокат, секретарь Совета адвокатов г. Киева, первый заместитель председателя Общественного совета при Министерстве юстиции Украины, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…