Победить вскоре — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №5 (1049) » Победить вскоре

Победить вскоре

Рубрика Тема номера

Одним из главных событий прошедшего года в юридической сфере стало вступление в силу Закона Украины «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства и другие законодательные акты» (Закон № 2147-VIII). Подобное масштабное переформатирование процессуального законодательства не могло пройти мимо стадии принудительного исполнения судебных решений, которая также претерпела ряд существенных изменений.

В данной статье мы постараемся немного приоткрыть занавес и в какой-то мере ответить на вопрос: каким будет исполнительное производство в 2018 году?

 

Новый реестр

Одна из главных новелл исполнительного производства в 2018 году — введение Единого государственного реестра исполнительных документов (Реестр исполнительных документов). Данный реестр, в соответствии с текстом Закона № 2147-VIII, будет представлять собой автоматизированную систему сбора, хранения, защиты, учета и поиска электронных исполнительных документов с возможностью получения информации. Планируется, что все исполнительные документы, на основании которых может производиться принудительное исполнение судебных решений, должны вноситься в Реестр исполнительных документов. При этом исполнительные документы должны быть внесены в Реестр не позднее дня, следующего за днем выдачи такого исполнительного документа. Электронные версии исполнительных документов будут скрепляться электронными цифровыми подписями судей (и других уполномоченных на выдачу исполнительных документов лиц). Отсутствие исполнительного документа в Реестре исполнительных документов является основанием для отказа в открытии исполнительного производства, то есть без внесения в Реестр исполнительного документа открыть по нему исполнительное производство невозможно. Также Закон № 2147-VIII содержит лишь общие положения о Реестре исполнительных документов, а разработка детального положения возлагается на Министерство юстиции и Государственную судебную администрацию.

Введение Реестра исполнительных документов должно стать в дальнейшем еще одним основанием для подтверждения подлинности исполнительных документов и одновременно значительной преградой для злоупотреблений в рамках исполнительного производства. Но можно спрогнозировать и первые сложности его функционирования. Так, кредиторы после получения исполнительных документов будут поставлены еще в одну зависимость: такие документы нельзя исполнить без внесения в Реестр, а это прямо зависит от добросовестного исполнения судьями и другими должностными лицами своих обязанностей. Такая ситуация может сказаться на скорости принудительного исполнения решений, особенно в случаях, когда оперативное открытие исполнительного производства критически важно (например, при исполнении определения суда об обеспечении иска).

 

Возврат исполнительных документов

Следующим немаловажным изменением в процессе принудительного исполнения судебных решений станет ликвидация механизма возвращения исполнительных документов. Так, в предыдущей редакции закона частью 1 статьи 37 устанавливалось 11 возможных случаев возврата исполнительного документа взыскателю, в том числе и по его собственному обращению. Новая редакция закона предоставляет нам новое название статьи 37 — «Прекращение исполнительного производства» и по сути не изменяет правовых последствий для взыскателя, потому что, как и ранее  — при возвращении исполнительного документа взыскателю, так и сейчас — при вынесении постановления о прекращении исполнительного производства, взыскатель не лишен права на повторное предъявление исполнительного документа в рамках установленного строка.

Изменения статьи 37 в большей мере связаны с введением Реестра исполнительных документов, что подтверждается одновременным вступлением данных изменений в законную силу. Сегодня исполнение судебных решений ставится в прямую зависимость от физического нахождения исполнительного документа в материалах исполнительного производства, то есть в случае его отсутствия у исполнителя любые действия в рамках производства будут считаться незаконными. Введение Реестра исполнительных документов устранит указанную необходимость, поскольку обеспечит доступ к исполнительным документам и возможность их использования посредством Реестра.

Правда, когда начнет работу Реестр исполнительных документов и вступят в силу изменения указанных статей Закона Украины «Об исполнительном производстве», пока остается вопросом. Такая неясность связана с условным сроком введения в действие данных изменений — через 30 дней со дня опубликования Государственной судебной администрацией Украины сообщения о начале функционирования Единого государственного реестра исполнительных документов в газете «Голос Украины».

Таким образом, отсутствие четких сроков введения Реестра исполнительных документов влечет за собой вполне обоснованные сомнения по поводу начала его работы в 2018 году, во всяком случае в первом полугодии.

Статьей 38 Закона «Об исполнительном производстве» также устанавливался механизм возвращения исполнительного документа суду, который его выдал. В новой редакции данной статьи, уже вступившей в силу, данный механизм был упразднен. Сегодня, согласно статье 38 Закона «Об исполнительном производстве», в случае возобновления судом срока на апелляционное обжалование или принятия к рассмотрению апелляционной жалобы на решение, по которому выдан исполнительный документ, исполнительное производство приостанавливается, о чем исполнителем выносится соответствующее постановление.

Данное изменение является достаточно важным, поскольку значительно ускорит процесс принудительного исполнения по сравнению с предыдущей редакцией закона. Ранее, в случае возвращения исполнительного документа суду для его дальнейшего исполнения государственный или частный исполнитель должны были направить постановление о возобновлении исполнительного производства в суд, а суд или орган, взыскатель, которым был возвращен исполнительный документ, в течение месяца обязаны предъявить его к исполнению. Таким образом, раньше вполне обычной была ситуация, когда исполнительные действия приостанавливались на несколько месяцев из-за бюрократических сложностей. Безусловно, это негативно влияло на процесс исполнения судебных решений, предоставляло возможность недобросовестным должникам предпринять меры, направленные на усложнение исполнения решения, и нарушало права взыскателей.

 

Приостановить  исполнение

Кроме того, стоит отдельно отметить изменения в процессуальных кодексах в части полномочий кассационных судов по приостановлению исполнения судебных решений предыдущих инстанций. Так, статьей 436 Гражданского процессуального кодекса, статьей 332 Хозяйственного процессуального кодекса и статьей 375 Кодекса административного судопроизводства регламентируются новые полномочия кассационных судов — приостанавливать действие (исполнение) судебных решений до окончания рассмотрения кассационного пересмотра. Напомним, что ранее кассационные суды были уполномочены приостанавливать лишь исполнение судебных решений. В вышеуказанных статьях предусмотрено, что действие решения суда приостанавливается в случае, если такое решение не предусматривает его принудительного исполнения, но такое приостановление действия будет служить основанием для приостановления исполнительного производства в соответствии с новой редакцией статьи 26 Закона Украины «Об исполнительном производстве» после начала функционирования Единого государственного реестра исполнительных документов.

Описанные изменения в целом имеют позитивный характер и при надлежащей их реализации, несомненно, упростят процедуру принудительного исполнения судебных решений и ускорят динамику такого исполнения.

 

КРЕНЕЦ Александр — старший юрист ЮФ EVRIS, адвокат, г. Киев,

НОВАКОВСКИЙ Петр — младший юрист ЮФ EVRIS, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Пыл в глаза

В фокусе: адвокатура

По сути запроса

Государство и юристы

Прозрачные надежды

Арендная коллизия

Стратегический плен

Государство и юристы

Новости законотворчества

Порядок использования труда иностранцев могут изменить

Предлагается уточнить особенности несения службы в СБУ и ГБР

КМУ предлагает создать новый глобальный реестр объектов

Государство и юристы

Воющее средство

Документы и аналитика

Базовый напор

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отменил налоговые уведомления-решения Лебединскому мясокомбинату

Истец добился отмены приказа о его увольнении из органов МВС

Новости юридических фирм

Частная практика

AVELLUM консультирует ING относительно предоставления МХП предэкспортного финансирования

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» успешно представила интересы строительной компании «Реле» в споре о расторжении договора аренды земли

ЮФ Asters усиливает команду практики технологий, медиа и телекоммуникаций

Олег Бекетов выступил экспертом по украинскому праву в деле «ПАО «БТА Банк» против «Вангард Кэпитал Партнерз Лтд.»

Sayenko Kharenko — юрсоветник в связи с предоставлением финансирования на повышение энергоэффективности вузов

Адвокаты EUCON отстояли правомерность правовой позиции ЧАО «ЛИНИК» в споре с ГФС Украины

Aequo выступила юридическим советником ЕБРР в связи с предоставлением кредита агропромхолдингу «Астарта»

Оксана Кобзар стала налоговым советником Axon Partners

Отрасли практики

Представление окончено

Иск – дело благородное

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Brаnd party

Самое важное

Метод измерения

Работа по контакту

Момент истины

Дождаться новаций

Судебная практика

Сумма не меняется

Головной упор

Иск по сайту

Тема номера

Честный исполнитель

Бес регистрации

Победить вскоре

Не взыщите

Частная практика

Внести ясность

Юридический Львов

Комплексный обет

Нести свою нишу

Спрос на предложение

Игра вдолгую

Индикаторы роста

Генеральная доверительность

На западном фронте

Інші новини

PRAVO.UA