Наше государство на протяжении почти десяти лет живет в постоянном состоянии реформирования. Наиболее существенные и масштабные реформы, проводимые в последние годы, в первую очередь связаны с обязательствами Украины перед Европейским сообществом и Международным валютным фондом.
Но масштабность заявленной налоговой реформы с каждым годом все меньше соответствует заявленным параметрам по целому ряду причин. Одна из них — ежегодные изменения в налоговое законодательство. Примечательно, что существенные изменения вносятся в регулирование трансфертного ценообразования и администрирования налогов, и, естественно, частично затрагиваются правила ведения налогового учета и налоговые ставки. Вторая причина — ужесточение требований к налогообложению на мировом уровне, за которым наша страна попросту не успевает. Третья причина — торможение реформирования системы налоговых органов.
Несмотря на то что в большинстве случаев бизнес устраивают вносимые в законодательство изменения, самым противоречивым на сегодня нововведением остается система мониторинга критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной. Тем не менее работа над усовершенствованием системы ведется постоянно, и шансы, что уже в ближайшее время она будет функционировать в полноценном режиме, все же есть.
Что же касается реформы Государственной фискальной службы (ГФС), то в данном вопросе каких-либо существенных сдвигов нет, хотя обсуждать этот вопрос начали еще в 2013 году — именно полное переформатирование налоговых органов было одним из обязательных требований бизнеса в процессе обсуждения налоговой реформы. В дальнейшем эту позицию поддержало и мировое сообщество, в том числе МВФ.
Примечательно, что представители бизнеса с регулярной периодичностью организовывают круглые столы для обсуждения процесса реформирования налоговой службы в контексте перехода от органа давления к сервисной организации. Но, как говорится, воз и ныне там.
И на сколько лет затянется данный процесс, прогнозировать очень сложно. Связано это в первую очередь с тем, что в начале года правительство отменило два нормативных акта, предусматривающих переформатирование вертикали управления системами налоговых и таможенных органов. Соответствующие акты были приняты в марте прошлого года с оговоркой об их дальнейшей доработке. К слову, Министерство финансов Украины заявило о намерении не отходить от заявленного ранее курса реорганизации структуры органов ГФС. Напомним, что еще в июне прошлого года ведомством совместно с ГФС был презентован проект комплексного реформирования службы. Более того, данный проект был согласован Кабинетом Министров Украины. «В рамках проекта будет проведена оптимизация процессов, усилены основные функции ГФС, повышена эффективность администрирования налогов и улучшено качество услуг. Главная цель — уменьшить уровень коррупции и превратить ГФС в целевую сервисную службу», — говорилось в пресс-релизе к запуску проекта.
Позднее, 31 августа 2017 года, по результатам диагностики основных функций и сервисов службы были определены четыре основных направления работы для реализации проекта.
Итак, первое направление касается обслуживания плательщиков налогов. Предлагается систематизировать и ускорить процесс развития онлайн-услуг, а также проанализировать перспективы и пути развития IТ-систем ГФС. Следующее направление — налоговые проверки. В данном контексте речь идет о разработке алгоритма автоматизации камеральных проверок и усовершенствовании модели определения налоговых рисков с использованием расширенной аналитики. Третье направление подразумевает внедрение системы сегментации должников и создание специального подразделения для контакта с активными должниками. Четвертое направление касается непосредственно работы с персоналом. Вместе с тем вопросы переформатирования вертикали управления системами налоговых и таможенных органов в представленном проекте не поднимались.
Напомним: сегодня в систему налоговой службы входят 24 структурных подразделения центрального аппарата и три специализированных департамента. В частности, это информационно-справочный департамент, департамент специализированной подготовки и департамент налоговых и таможенных экспертиз. На региональном уровне действуют 25 главных управлений в областях и г. Киеве, а также 161 государственная налоговая инспекция и 27 таможен. С большими предприятиями работает Офис крупных налогоплательщиков и пять управлений, 8 отделов налогового сопровождения предприятий в областных центрах, действующих непосредственно в составе Офиса крупных налогоплательщиков. В части численности отмечается, что во всех органах ГФС работают порядка 42 тыс. сотрудников.
Примечательно, что такая статистика приведена в Стратегической инициативе развития ГФС до 2020 года. Сам же документ был представлен на ознакомление общественности на следующий день после отмены соответствующих решений Кабинетом Министров Украины. В частности, в нормативных актах речь шла о создании единого юридического лица. Одним из аргументов их отмены называлась необходимость внесения в существенное количество нормативных актов соответствующих изменений, что в свою очередь, по мнению фискальных органов, делало фактически невозможным их исполнение.
В презентованном службой документе говорится уже о девяти стратегических направлениях, по которым ГФС намерена работать в ближайшие годы: IT и инфраструктура; персонал; формирование имиджа и прозрачность деятельности; сервисы; добровольная уплата налогов; эффективное администрирование налогов, сборов и таможенных платежей; таможня и пограничное сотрудничество; международные обязательства и сотрудничество; управление рисками, налоговый контроль и работа с задолженностью.
Первое направление предусматривает внедрение автоматизированной системы управления персоналом, запуск автоматизированной системы «Управление документами», создание Проектного офиса для реализации IT-проектов ГФС, построение комплексной системы защиты информации, стандартизация требований к таможенной инфраструктуре, оборудование пунктов пропуска, мест таможенного оформления и пр. Запланировано и внедрение специализированных программных продуктов (мобильных приложений) для доступа к онлайн-сервисам фискальной службы и профильных продуктов налогового администрирования для бизнеса и физических лиц — налогоплательщиков.
В части работы с персоналом предлагается усовершенствовать практику отбора персонала. В ГФС отмечают, что уже разработаны программы переподготовки и повышения квалификации работников. Параллельно планируется усилить превентивную деятельность по недопущению нарушений добропорядочности. Такая работа будет проводиться путем создания автоматизированной информационно-аналитической системы по анализу коррупционных рисков, разработки стандартов поведения лиц, занимающих должности с высоким коррупционным риском. «Для привлечения и удержания в ГФС высокопрофессиональных кадров будет внедрена система стимулирования и оценки эффективности персонала», — поясняется в презентации к документу.
По сути, Стратегические инициативы представляют собой расширенную версию Проекта реформы ГФС, представленную еще полгода назад Министерством финансов Украины. Подтверждается это и составом партнеров, которые работали над созданием стратегии: Представительство ЕС на Украине, Министерство финансов США, Международный валютный фонд.
Следует отметить, что в этом документе также не говорится о переформатировании структуры налоговой службы. Впрочем, спустя неделю после принятия решения Кабинетом Министров Украины министр финансов заявил, что от намеченного курса ни министерства, ни ГФС отклоняться не намерены. Но то ли в силу «законсервированности» органа, то ли в силу отсутствия политической воли этот процесс пока не сдвигается с мертвой точки. Видимо, только давление бизнеса и международных партнеров позволит провести полноценную реформу Государственной фискальной службы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…