В июле 2011 года в Закон Украины «О телекоммуникациях» были внесены изменения, направленные на упрощение порядка лицензирования деятельности в сфере телекоммуникаций. Среди основных нововведений следует отметить исключение из перечня лицензируемых действий передачи в пользование каналов связи, а также внедрение положений, согласно которым не подлежащая лицензированию деятельность в сфере телекоммуникаций должна осуществляться на основании Правил, принимаемых Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ).
Безусловно, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности должно было положительно сказаться на развитии рынка, однако на практике изменения создали целый ряд практических проблем при регистрации субъекта телекоммуникаций, планирующего осуществлять деятельность по передаче в пользование каналов связи.
В соответствии со статьей 42 Закона «О телекоммуникациях» деятельность в сфере телекоммуникаций разрешается при условии внесения субъекта рынка в реестр операторов, провайдеров телекоммуникаций (Реестр), а также при наличии лицензий/разрешений на осуществление деятельности, если это установлено Законом.
Согласно части 2 этой же статьи, в случае если деятельность, которую осуществляет компания, подлежит лицензированию или требует разрешения, то одновременно с подачей заявления на регистрацию подаются заявление и пакет документов на выдачу такой лицензии/разрешения.
Помимо указанного Закона, внесение компании в Реестр регулируется Порядком ведения реестра операторов, провайдеров телекоммуникаций, утвержденным решением НКРСИ от 11 ноября 2010 года № 514 (Порядок). Для внесения в Реестр компания должна подать в НКРСИ заявление установленной формы и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.
Согласно Порядку, в заявлении на регистрацию компании необходимо указывать виды деятельности в сфере телекоммуникаций в соответствии с перечнем, установленным Приложением 2 к Порядку. Указание вида деятельности, который не включен в перечень, может привести к тому, что заявление останется без рассмотрения на том основании, что оно заполнено неправильно.
В Приложении 2 к Порядку указано, что деятельность по передаче в пользование каналов связи может осуществляться после получения соответствующих лицензий. Вместе с тем в Законе о телекоммуникациях этот вид из перечня видов деятельности, осуществление которых возможно только после получения лицензии, был исключен. Таким образом, на данный момент предоставление услуги по передаче в пользование каналов связи формально не требует получения лицензии.
На практике из-за указанного противоречия между нормами Закона о телекоммуникациях и Порядка у компании, желающей осуществлять деятельность по передаче в пользование каналов связи, возникают существенные трудности с регистрацией ее как оператора или провайдера телекоммуникаций.
Ситуация усугубляется еще и тем, что на данный момент в НКРСИ нет однозначного подхода к вопросу о необходимости получения лицензии на предоставление в пользование каналов связи.
С одной стороны, такой вид деятельности фактически невозможен, поскольку он не предусмотрен действующей редакцией статьи 42 Закона «О телекоммуникациях». Данный факт, в частности, подтверждается тем, что, согласно перечню выданных НКРСИ лицензий, с 5 июля 2011 года не было выдано ни одной лицензии на предоставление в пользование каналов связи.
По мнению НКРСИ, новые операторы телекоммуникационных услуг, которые планируют предоставлять услуги по передаче в пользование каналов связи для интернет-трафика, при регистрации должны как вид деятельности указывать услуги доступа к Интернету (пункт 11 Приложения 2 к Порядку). В случае же если по каналам связи предполагается пропуск телефонного или смешанного трафика, НКРСИ предлагает указывать в перечне видов деятельности услуги фиксированной телефонной связи с правом предоставления в пользование каналов связи.
Несмотря на то что позиция НКРСИ по вопросу обязательного получения лицензии на осуществление деятельности по сдаче в аренду каналов связи для пропуска смешанного и/или телефонного трафика не лишена оснований, компании, планирующие оказывать такие услуги, сталкиваются с необходимостью выполнить целый ряд технических и операционных требований. Эти требования прописаны в Лицензионных условиях осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций по предоставлению услуг фиксированной телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи: местного, междугородного, международного, утвержденных решением НКРСИ от 10 декабря 2009 года № 1789, и Лицензионных условиях осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций по предоставлению услуг фиксированной телефонной связи с использованием беспроводного доступа к телекоммуникационной сети с правом технического обслуживания и предоставления в пользование каналов электросвязи: местного, междугородного, международного, утвержденных решением НКРСИ от 29 июля 2010 года № 348. Также нельзя забывать и о значительной стоимости лицензии на оказание услуг фиксированной телефонной связи.
Осуществление деятельности по передаче в пользование каналов связи не требует обеспечения целого ряда технических и организационных условий, обязательных для любого оператора, предоставляющего телефонные услуги. Фактически для получения лицензии компания, планирующая заниматься исключительно сдачей в аренду каналов связи, будет вынуждена обеспечить наличие специалистов и установить дорогостоящее оборудование, которое использовать в своей деятельности не будет.
К сожалению, на сегодняшний день ситуация по-прежнему остается нерешенной. НКРСИ приняла за основу проект Правил осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций, а именно: по предоставлению услуг доступа в Интернет и/или услуг в сети Интернет. Указанный проект направлен, в том числе, и на регулирование вопросов, связанных с предоставлением в аренду каналов связи для интернет-трафика. Вместе с тем вопрос об услугах, связанных с арендой каналов связи для других видов трафика (телефонного, смешанного), Правилами не урегулирован.
Таким образом, крайне необходимо внести изменения в Порядок, четко ответив на вопрос о необходимости получения лицензии на осуществление деятельности по передаче в пользование каналов связи. Кроме этого, если НКРСИ будет настаивать на получении лицензии на оказание услуг по фиксированной телефонной связи, целесообразно дополнить лицензионные условия, предусмотрев в них требования к компаниям, планирующим осуществлять деятельность исключительно по сдаче в аренду каналов связи и не планирующим оказывать услуги по телефонии.
КОТ Алексей — к.ю.н., управляющий партнер ЮФ «Антика», г. Киев,
ТРЕТЬЯКОВ Александр — юрист ЮФ «Антика», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…