Получили по услугам — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №28 (759) » Получили по услугам

Получили по услугам

Закон Украины «Об административных услугах» (Закон) был принят с учетом всех поправок Президента. Закон призван урегулировать сферу, которая длительное время развивалась стихийно, а попытки добиться в ней ясности приводили к появлению нормативных актов, противоречащих друг другу. «На сегодня отсутствие четкого определения понятий административной услуги, субъектов предоставления административных услуг, разграничения хозяйственных услуг и властных полномочий в сфере предоставления административных услуг, в том числе за плату, является одной из причин коммерциализации этой сферы», — так мотивировалось принятие Закона.

Основные положения

Напомним, что Закон определяет в качестве админуслуги результат осуществления властных полномочий субъектом предоставления административных услуг по заявлению физического или юридического лица, направленный на приобретение, изменение или прекращение прав и/или обязанностей этого лица.

Требования Закона распространяются на предоставление извлечений и выписок из реестров, свидетельств, справок, копий, дубликатов документов, а также на другие действия, в результате которых субъекту обращения предоставляются или подтверждаются определенные юридические статус и/или факт.

Субъект предоставления администра­тивных услуг может выдавать организа­ционно-распорядительные акты об установлении собственных требований относительно качества предоставления административных услуг (определение количества часов приема, максимальное время ожидания в очереди и других параметров оценки качества предоставления административных услуг). Запрещено требовать у обращающихся документы и информацию, которые субъекты предоставления админуслуг могут получить самостоятельно. В окончательной редакции Закона услуга предоставляется не позднее, чем в месячный срок (в изначальном варианте текста этот срок мог быть продлен еще на 15 дней при письменном обосновании).

Важно, что услуги могут предоставляться в электронной форме через Единый гос­портал админуслуг. В целях удобства для пользователей услуг Гарант обязал субъектов предоставления админуслуг размещать на официальных веб-сайтах образцы обращений и заявлений, необходимых для получения админуслуг.

Централизация

Сами услуги предоставляют Центры предоставления административных услуг (Центры) — постоянно действующие рабочие органы или структурное подразделение исполнительного органа городского, поселкового совета или Киевской, Севастопольской городской государственной администрации, районной, районной в городах Киеве, Севастополе государственной администрации. В таких Центрах должны предоставляться административные услуги не только органов местного самоуправления, но и административные услуги органов исполнительной власти, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины.

Согласно поправке Президента Укра­ины, внесенной «в связи с возможными коррупционными рисками», был введен запрет чиновникам выдавать оформленные результаты услуг по заявлениям, которые были поданы через Центр предоставления административных услуг (такие результаты должны выдаваться Центрами).

Ко второму чтению из Закона было убрано положение, согласно которому Центры образуются в пределах предельной численности работников и расходов, определенных на содержание органа, принявшего решение о создании Центра. Таким образом, Центры могут «разрастаться» до неограниченных размеров, что повлечет неконтролируемое использование бю­джетных средств? Этому способствует и то, что Закон не устанавливает критериев, которыми определяется количество администраторов в каждом Центре — лиц, к которым непосредственно стоит обращаться за предоставлением услуги. Говорится лишь, что орган, создавший Центр, получает возможность на свое усмотрение определять количество администраторов.

Цена под вопросом

Пожалуй, важнейшим среди вопросов является стоимость административных услуг. Одна из поправок Президента Украины как раз касалась этого аспекта. Согласно предложению Президента, изготовление и закупка бланков документов, использующихся для оформления результатов предоставления административных услуг, осуществляются лишь государственными предприятиями. На такие бланки вводится государственное регулирование цен. Соответствующая поправка призвана привнести определенность в вопрос стоимости услуг. Отметим, что изначальная «президентская» редакции Закона не устанавливала обязательной государственной монополии на изготовление бланков.

При этом осталась норма, которая запрещает самим органам власти предоставлять сопутствующие услуги (изготовление копий документов, ламинирование, фотографирование, продажа канцелярских товаров и предоставление банковских услуг). Сопутствующие услуги предоставляются субъектами хозяйствования в помещении административного органа, Центра предоставления административных услуг. Отбор этих субъектов осуществляется на конкурсной основе. Такой подход считают оправданным и власть, и независимые эксперты.

Вместе с тем в последней редакции осталась норма, которая делает неконтролируемым установление цен. Наблюдается определенное ухудшение по сравнению с первоначальной редакцией, однако это изменение не стало основанием для вето. Так, в изначальной редакции Закона размер платы за предоставление админуслуги мог превышать себестоимость оказания услуги лишь в установленных Законом случаях. В новой же редакции данный критерий, по сути, не применяется: размер платы устанавливается с учетом «социального и экономического значения» услуги.

Правительство обязано подготовить список услуг с указанием их стоимости в течение полугода и передать их в виде законопроекта в парламент.

Внимание к деталям

Эксперты обращают внимание, что документ, помимо общих положений, содержит слишком много вопросов, не характерных для закона. Так, Главное юридическое управление Верховного Совета Украины считает соответствующей уровню подзаконного акта норму о том, что сайты Центров должны содержать информацию о наличии соединения общественного транспорта, подъездных путей и мест парковки. Также в Законе содержится правило, согласно которому прием субъектов обращений осуществляется без перерыва на обед. Непосредственно в Законе указывается, что Центры будут работать не менее шести дней в неделю и не менее семи часов в день (при этом два дня в неделю прием осуществляется до 20.00). К слову, в изначальной редакции Закона рабочий день должен был составлять не менее десяти часов.

Центр политико-правовых реформ считает неоправданным большое количество вопросов, которые должно будет определить правительство. Как отмечают эксперты, если не будут приняты вовремя ряд типовых и примерных актов, касающихся работы Центров, которые должен принять Кабинет Министров Украины, то это замедлит процесс работы Центров. Так, например, статья 8 Закона содержит требования к технологической карте административной услуги (этапы обработки обращения; ответственное должностное лицо; структурные подразделения, ответственные за этапы (действия, решения); сроки выполнения). Получается, Закон предлагает исчерпывающий список элементов технологической карты, тогда как правительство должно еще утвердить требования к подготовке таких карт.

По-видимому, прописывая такие мелочи, законодатели стремились создать условия для защиты прав граждан на самом высоком уровне.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Законодательный безлимит

Актуальный документ

Документы и аналитика

Назначение экспертизы

Акцент

Шесть по пятой

Государство и юристы

Получили по услугам

Для хода дела

Государство и юристы

Новости законотворчества

Урегулирован порядок участия лица в судебном заседании в режиме видеоконференции

Принят Закон Украины «О государственных лотереях на Украине»

Украинских судей предлагают отправлять на работу в Евросуд

Деловая практика

НБУ сдает карты

Зарубежная практика

«Газпром» пошел на мировую

Книжная полка

Хорошее влияние

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Евросуд избраны 5 новых судей

Скачиваемые игры можно перепродавать

Неделя права

Суждения о Конституции

Не заметили потери?

Нерискованное управление

Полиция в моде

Новости из зала суда

Судебная практика

Неправомерный декабрьский съезд

Законное использование логотипа

Детскому санаторию вернули землю

Новости юридических фирм

Частная практика

«Саенко Харенко» — юридический советник в связи с предоставлением финансирования компании ДТЭК

МЮГ AstapovLawyers защитила интересы компании Avery Dennison

Integrites выступает юридическим советником компании Michelin

АФ «Династия» защитила интересы ООО «Агротек» в налоговом споре

ПЮА «Дубинский и Ошарова» добились признания ТМ «Киевстар» общеизвестной

«Первый Инвестиционный Банк» стал клиентом ЮФ «Лавринович и Партнеры»

ЮФ «ОМП» консультирует агрохолдинг Cygnet

Отрасли практики

Инвестпредложение

Акционерный угодник

На суда и суда нет

Красный свет «зеленому тарифу»

Преступления без наказаний

Рабочий график

Днестровский сплав

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Пользование в границах

Истец — не правособственник

Поздно начислять налог

Самое важное

С оглядкой на УПК

Исключительное сокращение

Кандидатский максимум

«Неотложка» по УПК

Попридержать язык

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях расторжения договора аренды земельного участка в судебном порядке

Судебная практика

Безоговорочная справедливость

Судебная практика

Судебные решения

О временном ограничении в праве выезда за границу

Судебная практика

Истина последней инстанции

Судебная практика

Судебные решения

О правомерности выдачи дубликата свидетельства о праве собственности

Тема номера

Согласный платит дважды

Перемены не к лучшему

Без обратной связи

Частная практика

Право на экспорт

Минюст остался не у дел

Юридический форум

Агенты за полем

Рыбный день

Інші новини

PRAVO.UA