Закон Украины «Об административных услугах» (Закон) был принят с учетом всех поправок Президента. Закон призван урегулировать сферу, которая длительное время развивалась стихийно, а попытки добиться в ней ясности приводили к появлению нормативных актов, противоречащих друг другу. «На сегодня отсутствие четкого определения понятий административной услуги, субъектов предоставления административных услуг, разграничения хозяйственных услуг и властных полномочий в сфере предоставления административных услуг, в том числе за плату, является одной из причин коммерциализации этой сферы», — так мотивировалось принятие Закона.
Напомним, что Закон определяет в качестве админуслуги результат осуществления властных полномочий субъектом предоставления административных услуг по заявлению физического или юридического лица, направленный на приобретение, изменение или прекращение прав и/или обязанностей этого лица.
Требования Закона распространяются на предоставление извлечений и выписок из реестров, свидетельств, справок, копий, дубликатов документов, а также на другие действия, в результате которых субъекту обращения предоставляются или подтверждаются определенные юридические статус и/или факт.
Субъект предоставления административных услуг может выдавать организационно-распорядительные акты об установлении собственных требований относительно качества предоставления административных услуг (определение количества часов приема, максимальное время ожидания в очереди и других параметров оценки качества предоставления административных услуг). Запрещено требовать у обращающихся документы и информацию, которые субъекты предоставления админуслуг могут получить самостоятельно. В окончательной редакции Закона услуга предоставляется не позднее, чем в месячный срок (в изначальном варианте текста этот срок мог быть продлен еще на 15 дней при письменном обосновании).
Важно, что услуги могут предоставляться в электронной форме через Единый госпортал админуслуг. В целях удобства для пользователей услуг Гарант обязал субъектов предоставления админуслуг размещать на официальных веб-сайтах образцы обращений и заявлений, необходимых для получения админуслуг.
Сами услуги предоставляют Центры предоставления административных услуг (Центры) — постоянно действующие рабочие органы или структурное подразделение исполнительного органа городского, поселкового совета или Киевской, Севастопольской городской государственной администрации, районной, районной в городах Киеве, Севастополе государственной администрации. В таких Центрах должны предоставляться административные услуги не только органов местного самоуправления, но и административные услуги органов исполнительной власти, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины.
Согласно поправке Президента Украины, внесенной «в связи с возможными коррупционными рисками», был введен запрет чиновникам выдавать оформленные результаты услуг по заявлениям, которые были поданы через Центр предоставления административных услуг (такие результаты должны выдаваться Центрами).
Ко второму чтению из Закона было убрано положение, согласно которому Центры образуются в пределах предельной численности работников и расходов, определенных на содержание органа, принявшего решение о создании Центра. Таким образом, Центры могут «разрастаться» до неограниченных размеров, что повлечет неконтролируемое использование бюджетных средств? Этому способствует и то, что Закон не устанавливает критериев, которыми определяется количество администраторов в каждом Центре — лиц, к которым непосредственно стоит обращаться за предоставлением услуги. Говорится лишь, что орган, создавший Центр, получает возможность на свое усмотрение определять количество администраторов.
Пожалуй, важнейшим среди вопросов является стоимость административных услуг. Одна из поправок Президента Украины как раз касалась этого аспекта. Согласно предложению Президента, изготовление и закупка бланков документов, использующихся для оформления результатов предоставления административных услуг, осуществляются лишь государственными предприятиями. На такие бланки вводится государственное регулирование цен. Соответствующая поправка призвана привнести определенность в вопрос стоимости услуг. Отметим, что изначальная «президентская» редакции Закона не устанавливала обязательной государственной монополии на изготовление бланков.
При этом осталась норма, которая запрещает самим органам власти предоставлять сопутствующие услуги (изготовление копий документов, ламинирование, фотографирование, продажа канцелярских товаров и предоставление банковских услуг). Сопутствующие услуги предоставляются субъектами хозяйствования в помещении административного органа, Центра предоставления административных услуг. Отбор этих субъектов осуществляется на конкурсной основе. Такой подход считают оправданным и власть, и независимые эксперты.
Вместе с тем в последней редакции осталась норма, которая делает неконтролируемым установление цен. Наблюдается определенное ухудшение по сравнению с первоначальной редакцией, однако это изменение не стало основанием для вето. Так, в изначальной редакции Закона размер платы за предоставление админуслуги мог превышать себестоимость оказания услуги лишь в установленных Законом случаях. В новой же редакции данный критерий, по сути, не применяется: размер платы устанавливается с учетом «социального и экономического значения» услуги.
Правительство обязано подготовить список услуг с указанием их стоимости в течение полугода и передать их в виде законопроекта в парламент.
Эксперты обращают внимание, что документ, помимо общих положений, содержит слишком много вопросов, не характерных для закона. Так, Главное юридическое управление Верховного Совета Украины считает соответствующей уровню подзаконного акта норму о том, что сайты Центров должны содержать информацию о наличии соединения общественного транспорта, подъездных путей и мест парковки. Также в Законе содержится правило, согласно которому прием субъектов обращений осуществляется без перерыва на обед. Непосредственно в Законе указывается, что Центры будут работать не менее шести дней в неделю и не менее семи часов в день (при этом два дня в неделю прием осуществляется до 20.00). К слову, в изначальной редакции Закона рабочий день должен был составлять не менее десяти часов.
Центр политико-правовых реформ считает неоправданным большое количество вопросов, которые должно будет определить правительство. Как отмечают эксперты, если не будут приняты вовремя ряд типовых и примерных актов, касающихся работы Центров, которые должен принять Кабинет Министров Украины, то это замедлит процесс работы Центров. Так, например, статья 8 Закона содержит требования к технологической карте административной услуги (этапы обработки обращения; ответственное должностное лицо; структурные подразделения, ответственные за этапы (действия, решения); сроки выполнения). Получается, Закон предлагает исчерпывающий список элементов технологической карты, тогда как правительство должно еще утвердить требования к подготовке таких карт.
По-видимому, прописывая такие мелочи, законодатели стремились создать условия для защиты прав граждан на самом высоком уровне.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…