Не секрет, что пробелы в отечественном законодательстве заполняют по мере их выявления. Как правило, такая необходимость возникает в связи со сложностями в применении тех или иных норм на практике, но нередко именно решения международных судебных учреждений служат неким сигналом к действию для украинских парламентариев. Так произошло и в случае с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения права лица на пересмотр судебных решений», который вступил в силу 17 июня с.г. (Закон).
Своеобразным «катализатором» для принятия указанного Закона послужило решение Европейского суда по правам человека по делу «Корнев и Карпенко против Украины», принятое еще 21 октября 2010 года и вступившее в законную силу 21 января 2011 года. Напомним, что в своем решении Европейский суд указал: имело место нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, сопряженное с нарушением подпункта «б» пункта 3 статьи 6, поскольку из-за непредоставления заявительнице достаточного времени и возможности для подготовки своей защиты не было обеспечено справедливое судебное разбирательство. В указанном деле Европейский суд отдельно отметил, что надлежащим способом исправления нарушения может быть новое рассмотрение, пересмотр или возобновление производства по требованию автора ходатайства.
Следует отметить, что г-жа Карпенко была привлечена к административной ответственности за неуважение к суду. В 2003 году, когда рассматривалось уголовное дело в отношении сына г-жи Карпенко, г-на Корнева, она вместе с группой людей вошла в кабинет судьи, в производстве которого находилось дело в отношении ее сына, и отказывалась покинуть помещение. За эти действия была признана судом виновной в неуважении к суду и приговорена в 15 суткам ареста (позже санкцию изменили на штраф).
Однако до сих пор административное дело в отношении г-жи Карпенко не было пересмотрено на Украине из-за отсутствия соответствующей процедуры: как известно, до недавних пор такой механизм заканчивался на стадии апелляции. Следует отметить, что в связи с отсутствием в отечественном законодательстве процедуры пересмотра постановления по делу об админнарушении Верховный Суд Украины (ВСУ) уже обращался в единственный орган конституционной юрисдикции с представлением относительно официального толкования положений пункта 2 части 2 статьи 38 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», пункта 2 части 1 статьи 40012 Уголовно-процессуального кодекса Украины, части 3 статьи 8 Кодекса Украины об административных правонарушениях, статей 2, 10 Закона Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека».
Субъект права на конституционное представление, в частности, обращал внимание на то, что в законодательстве не определены процедуры пересмотра решений по делам об административных правонарушениях в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, в частности Европейским судом, нарушения Украиной международных обязательств при решении такого дела судом, а также не урегулировано, какие дела подлежат пересмотру и какие решения имеет право принять ВСУ по результатам рассмотрения дела. Несмотря на то что Конституционный Суд Украины (КСУ) 21 сентября 2011 года принял определение об отказе в открытии конституционного производства по данному делу, он констатировал: вопрос относительно пересмотра судебных решений в указанной категории дел действительно не урегулирован. При этом КСУ указал, что заполнение пробелов в законах относится к полномочиям парламента, а не единственного органа конституционной юрисдикции.
И только недавно парламентарии заполнили указанные законодательные пробелы, дополнив КУоАП новой главой 241, регламентирующей порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что ранее, когда соответствующий законопроект был внесен народными депутатами Украины Сергеем Киваловым и Владимиром Пилипенко на рассмотрение парламента, он предусматривал несколько иную законодательную конструкцию: дополнение КУоАП не главой, а статьей 294, которая состояла из 31 части. Правда, такая громоздкая «модель» вызвала замечания у ВСУ, который в своем выводе к законопроекту предложил парламентариям воспользоваться нормопроектировочной техникой, примененной в других процессуальных кодексах. В результате народные депутаты Украины учли это замечание ВСУ (к слову, оно было единственным), а заодно решили провести аналогии и при выборе алгоритма пересмотра дела, который был фактически «воссоздан» из прописанной в других процессуальных кодексах процедуры.
Так, согласно принятому Закону, заявление о пересмотре постановления по делу об административном правонарушении подается в ВСУ через Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ), который в случае вывода о том, что нарушение Украиной международных обязательств является следствием несоблюдения норм права, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, принимает постановление об открытии производство по делу и решает вопрос о необходимости истребования материалов дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела осуществляется коллегией в составе пяти судей ВССУ в порядке, определенном статьей 294 КУоАП. Если в других процессуальных кодексах такое рассмотрение осуществляется согласно правилам, установленным для пересмотра дел в кассационном порядке, то в этом случае речь идет о процедуре, предусмотренной для апелляционного обжалования постановления по делу об админнарушении.
Впрочем, к такому законодательному подходу представители ВССУ высказывали свои замечания еще на стадии рассмотрения данной законодательной инициативы в стенах парламента. В частности, в своем выводе к тексту законопроекта Высший специализированный суд высказывал сомнения относительно целесообразности возложения на него функций по принятию решения о допуске таких категорий дел в ВСУ. Вместе с тем ВССУ отмечал, что «логическим и целесообразным было бы предусмотреть в таких случаях проведение рассмотрения (пересмотра) постановления не Высшим специализированным, а апелляционным судом». К слову, аналогичного мнения придерживалось и Главное научно-экспертное управление аппарата Верховного Совета Украины.
Впрочем, если говорить об особенностях, точнее отличиях, в процедуре пересмотра постановлений об админнарушениях, то наряду с положениями принятого Закона, которые фактически адаптированы к данной категории дел, вводятся и принципиально новые нормы, причем не только для КУоАП, но и для других процессуальных кодексов: ХПК, ГПК и КАС. Так, в указанном Законе предусмотрено, что при подаче заявления о пересмотре судебных решений к нему могут быть приложены или копия решения международного судебного учреждения, юрисдикция которого признана Украиной, или ходатайство лица об истребовании копии такого решения в орган, ответственный за исполнение решений международного судебного учреждения, если копии такого решения нет в распоряжении лица, подавшего заявление.
Введение такой новации законодатель мотивировал тем, что на практике нередкими являются случаи, когда у лица копия такого решения отсутствует, что исключает возможность подачи заявления о пересмотре судебного решения. В связи с этим изменения вносятся и в те положения упомянутых процессуальных кодексов, которые регламентируют сроки вынесения определения о допуске дела к производству или отказе в таком допуске Высшим специализированным судом Украины. Так, в случае истребования копии решения международного судебного учреждения, юрисдикция которого признана Украиной, Высший специализированный суд Украины должен вынести соответствующее определение в течение 15 дней с момента поступления не заявления, а копии решения.
Впрочем, подобное законодательное упрощение подачи заявления о пересмотре судебного решения может произвести и обратный эффект, поскольку этим Законом не устанавливается обязательность, как, впрочем, и срок исполнения, соответствующих требований суда для органа, ответственного за исполнение решений международной судебной инстанции. Следовательно, это может существенно отразиться на оперативности процедуры допуска дел.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…