Нет необходимости повторять, что на сегодняшний день рынок альтернативной энергетики на Украине является интересным как для локальных, так и для иностранных инвесторов.
Существующая правовая база, в целом, позволяет любому инвестору реализовать как крупный, так и небольшой проект в сфере энергетики. Инвесторы проявляют интерес и к проектам с определенной долей готовности, и к проектам, находящимся на стадии идеи, согласования или переговоров. Однако в ходе внедрения проекта инвесторы могут столкнуться с определенными трудностями и бюрократическими процедурами, обязанность прохождения которых установлена национальным законодательством. В этой статье описаны проблемные моменты и недостатки в регуляторных актах энергетической отрасли.
Основными законодательными актами, регулирующими альтернативную энергетику, являются законы Украины «Об электроэнергетике» и «Об альтернативных источниках энергии». Именно в Законе Украины «Об электроэнергетике» (Закон об электроэнергетике) прописаны детальные условия и требования для применения тарифа на подключение («зеленого тарифа») при производстве электроэнергии c использованием альтернативных источников энергии. Не вдаваясь в детали и механизм расчета «зеленого тарифа», следует обратить внимание на такое важное условие, как «местная составляющая». Закон об электроэнергетике предусматривает, что порядок стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии путем применения «зеленого тарифа» применяется в случае выполнения некоторых условий «местной составляющей». Так, удельный вес сырья, материалов, основных средств, работ/услуг украинского происхождения в составе стоимости строительства соответствующего объекта электроэнергетики должен составлять:
— для объектов, строительство которых начато после 1 января 2012 года и введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года, — не менее 15 %;
— для объектов, строительство которых начато после 1 января 2012 года и введенных в эксплуатацию после 1 января 2013 года, — не менее 30 %;
— для объектов, строительство которых начато после 1 января 2012 года и введенных в эксплуатацию после 1 января 2014 года, — не менее 50 %.
Закон устанавливает дополнительные условия «местной составляющей» для солнечных модулей. Следует обратить внимание, что при строительстве объекта электроэнергетики, использующего солнечные панели, должны учитываться как общие требования по «местной составляющей», так и специальные требования для солнечных модулей. А именно: на объектах, введенных в эксплуатацию после 1 января 2013 года, удельный вес материалов и сырья украинского происхождения должен составлять не менее 30 %, а для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2014 года, — не менее 50 %.
Если есть требование по «местной составляющей», логично предположить, что должен быть порядок, предусматривающий понятный и прозрачный механизм ее расчета. На сегодняшний день такой механизм еще не принят, хотя его проект порядка активно обсуждается участниками рынка. Последняя доступная редакция проекта содержит ряд проблемных моментов.
Во-первых, не совсем понятен состав расходов, учитываемый при строительстве объекта электроэнергетики. Открытым остается вопрос, будут ли учитываться затраты на покупку земельного участка, стоимость подключения, иные административные расходы, связанные со строительством объекта.
Во-вторых, при расчете «местной составляющей» не учитывается налог на добавленную стоимость (НДС). А фактическое строительство объекта включает НДС, что приводит к искусственному завышению уровня «местной составляющей».
В-третьих, не урегулирован вопрос расчета «местной составляющей» при внедрении высокотехнологичных проектов производства электроэнергии, в которых используются инновационное оборудование или комплекс оборудования (работающего в связке), аналогов которого на Украине не существует и которое, соответственно, заменить невозможно.
Кроме того, не решен вопрос получения сертификата о происхождении товара. Особенно остро эта проблема стоит перед производителями оборудования, работающими с давальческим сырьем.
На сегодняшний день отсутствие порядка определения «местной составляющей» фактически делает невозможной реализацию проекта по производству альтернативной энергии с применением «зеленого тарифа». То есть сам объект производства электроэнергии может быть построен, введен в эксплуатацию, может быть получена лицензия на производство электроэнергии, осуществлено подключение к сети, но непосредственно «зеленый тариф» невозможно будет получить без вышеупомянутого порядка.
Из общих проблем, которые касаются внедрения проектов производства альтернативной энергии, следует отметить вынесенный на общественное обсуждение проект Энергетической стратегии Украины до 2030 года. Этот проект предусматривает жесткие ограничения по составляющей альтернативной энергетики в общем энергобалансе страны на уровне 3,6 % до 2020 года и 12,6 % до 2030 года, что гипотетически может привести к искусственному сдерживанию развития отрасли альтернативной энергетики.
Среди прочих «новелл», которые могут отпугнуть потенциальных инвесторов, следует отметить законопроект № 10571 «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины». Этот Законопроект кардинально меняет систему оплаты электроэнергии, произведенную с помощью альтернативных источников. Создается система «компенсационных платежей», вводится такой субъект, как Фонд распределения стоимостного дисбаланса, который, как предполагается, будет негосударственным, неприбыльным учреждением, осуществляющим накопление денежных средств и их дальнейшее перераспределение среди субъектов энергетического рынка. Внедрение такой системы оплаты создает условия для «ручного» управления «компенсационными выплатами» и влечет за собой множество неоправданных бюрократических процедур, что, в свою очередь, может снизить инвестиционную привлекательность украинского энергетического рынка.
Подытоживая все вышесказанное, можно с уверенностью констатировать, что при разработке регуляторной политики необходим диалог между участниками рынка и его регулятором. Это позволит выработать условия, которые бы удовлетворяли обе стороны. Нивелирование интересов одной из сторон будет негативно сказываться на конечных проектах и, возможно, на отрасли в целом.
РОЗПУТЕНКО Тарас — старший юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…