Красный свет «зеленому тарифу» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №28 (759) » Красный свет «зеленому тарифу»

Красный свет «зеленому тарифу»

Нет необходимости повторять, что на сегодняшний день рынок альтернативной энергетики на Украине является интересным как для локальных, так и для иностранных инвесторов.

Существующая правовая база, в целом, позволяет любому инвестору реализовать как крупный, так и небольшой проект в сфере энергетики. Инвесторы проявляют интерес и к проектам с определенной долей готовности, и к проектам, находящимся на стадии идеи, согласования или переговоров. Однако в ходе внедрения проекта инвесторы могут столк­нуться с определенными трудностями и бюрократическими процедурами, обязанность прохождения которых установлена национальным законодательством. В этой статье описаны проблемные моменты и недостатки в регуляторных актах энергетической отрасли.

Расчет не окончен

Основными законодательными актами, регулирующими альтернативную энергетику, являются законы Украины «Об электроэнергетике» и «Об альтернативных источниках энергии». Именно в Законе Украины «Об электроэнергетике» (Закон об электроэнергетике) прописаны детальные условия и требования для применения тарифа на подключение («зеленого тарифа») при производстве электроэнергии c использованием альтернативных источников энергии. Не вдаваясь в детали и механизм расчета «зеленого тарифа», следует обратить внимание на такое важное условие, как «местная составляющая». Закон об электро­энергетике предусматривает, что порядок стимулирования производства электро­энергии из альтернативных источников энергии путем применения «зеленого тарифа» применяется в случае выполнения некоторых условий «местной составляющей». Так, удельный вес сырья, материалов, основных средств, работ/услуг украинского происхождения в составе стоимости строительства соответствующего объекта электроэнергетики должен составлять:

— для объектов, строительство которых начато после 1 января 2012 года и введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года, — не менее 15 %;

— для объектов, строительство которых начато после 1 января 2012 года и введенных в эксплуатацию после 1 января 2013 года, — не менее 30 %;

— для объектов, строительство которых начато после 1 января 2012 года и введенных в эксплуатацию после 1 января 2014 года, — не менее 50 %.

Закон устанавливает дополнительные условия «местной составляющей» для солнечных модулей. Следует обратить внимание, что при строительстве объекта электроэнергетики, использующего солнечные панели, должны учитываться как общие требования по «местной составляющей», так и специальные требования для солнечных модулей. А именно: на объектах, введенных в эксплуатацию после 1 января 2013 года, удельный вес материалов и сырья украинского происхождения должен составлять не менее 30 %, а для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2014 года, — не менее 50 %.

Если есть требование по «местной составляющей», логично предположить, что должен быть порядок, предусматривающий понятный и прозрачный механизм ее расчета. На сегодняшний день такой механизм еще не принят, хотя его проект порядка активно обсуждается участниками рынка. Последняя доступная редакция проекта содержит ряд проблемных моментов.

Во-первых, не совсем понятен состав расходов, учитываемый при строительстве объекта электроэнергетики. Открытым остается вопрос, будут ли учитываться затраты на покупку земельного участка, стоимость подключения, иные административные расходы, связанные со строительством объекта.

Во-вторых, при расчете «местной составляющей» не учитывается налог на добавленную стоимость (НДС). А фактическое строительство объекта включает НДС, что приводит к искусственному завышению уровня «местной составляющей».

В-третьих, не урегулирован вопрос расчета «местной составляющей» при внедрении высокотехнологичных проектов производства электроэнергии, в которых используются инновационное оборудование или комплекс оборудования (работающего в связке), аналогов которого на Украине не существует и которое, соответственно, заменить невозможно.

Кроме того, не решен вопрос получения сертификата о происхождении товара. Особенно остро эта проблема стоит перед производителями оборудования, работающими с давальческим сырьем.

Пугающие нововведения

На сегодняшний день отсутствие порядка определения «местной составляющей» фактически делает невозможной реализацию проекта по производству альтернативной энергии с применением «зеленого тарифа». То есть сам объект производства электроэнергии может быть построен, введен в эксплуатацию, может быть получена лицензия на производство электроэнергии, осуществлено подключение к сети, но непосредственно «зеленый тариф» невозможно будет получить без вышеупомянутого порядка.

Из общих проблем, которые касаются внедрения проектов производства альтернативной энергии, следует отметить вынесенный на общественное обсуждение проект Энергетической стратегии Украины до 2030 года. Этот проект преду­сматривает жесткие ограничения по составляющей альтернативной энергетики в общем энергобалансе страны на уровне 3,6 % до 2020 года и 12,6 % до 2030 года, что гипотетически может привести к искусственному сдерживанию развития отрасли альтернативной энергетики.

Среди прочих «новелл», которые могут отпугнуть потенциальных инвесторов, следует отметить законопроект № 10571 «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины». Этот Законопроект кардинально меняет систему оплаты электроэнергии, произведенную с помощью альтернативных источников. Создается система «компенсационных платежей», вводится такой субъект, как Фонд распределения стоимостного дисбаланса, который, как предполагается, будет негосударственным, неприбыльным учреждением, осуществляющим накопление денежных средств и их дальнейшее перераспределение среди субъектов энергетического рынка. Внедрение такой системы оплаты создает условия для «ручного» управления «компенсационными выплатами» и влечет за собой множество неоправданных бюрократических процедур, что, в свою очередь, может снизить инвестиционную привлекательность украинского энергетического рынка.

Подытоживая все вышесказанное, можно с уверенностью констатировать, что при разработке регуляторной политики необходим диалог между участниками рынка и его регулятором. Это позволит выработать условия, которые бы удовлетворяли обе стороны. Нивелирование интересов одной из сторон будет негативно сказываться на конечных проектах и, возможно, на отрасли в целом.

РОЗПУТЕНКО Тарас — старший юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Законодательный безлимит

Актуальный документ

Документы и аналитика

Назначение экспертизы

Акцент

Шесть по пятой

Государство и юристы

Получили по услугам

Для хода дела

Государство и юристы

Новости законотворчества

Урегулирован порядок участия лица в судебном заседании в режиме видеоконференции

Принят Закон Украины «О государственных лотереях на Украине»

Украинских судей предлагают отправлять на работу в Евросуд

Деловая практика

НБУ сдает карты

Зарубежная практика

«Газпром» пошел на мировую

Книжная полка

Хорошее влияние

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Евросуд избраны 5 новых судей

Скачиваемые игры можно перепродавать

Неделя права

Суждения о Конституции

Не заметили потери?

Нерискованное управление

Полиция в моде

Новости из зала суда

Судебная практика

Неправомерный декабрьский съезд

Законное использование логотипа

Детскому санаторию вернули землю

Новости юридических фирм

Частная практика

«Саенко Харенко» — юридический советник в связи с предоставлением финансирования компании ДТЭК

МЮГ AstapovLawyers защитила интересы компании Avery Dennison

Integrites выступает юридическим советником компании Michelin

АФ «Династия» защитила интересы ООО «Агротек» в налоговом споре

ПЮА «Дубинский и Ошарова» добились признания ТМ «Киевстар» общеизвестной

«Первый Инвестиционный Банк» стал клиентом ЮФ «Лавринович и Партнеры»

ЮФ «ОМП» консультирует агрохолдинг Cygnet

Отрасли практики

Инвестпредложение

Акционерный угодник

На суда и суда нет

Красный свет «зеленому тарифу»

Преступления без наказаний

Рабочий график

Днестровский сплав

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Пользование в границах

Истец — не правособственник

Поздно начислять налог

Самое важное

С оглядкой на УПК

Исключительное сокращение

Кандидатский максимум

«Неотложка» по УПК

Попридержать язык

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях расторжения договора аренды земельного участка в судебном порядке

Судебная практика

Безоговорочная справедливость

Судебная практика

Судебные решения

О временном ограничении в праве выезда за границу

Судебная практика

Истина последней инстанции

Судебная практика

Судебные решения

О правомерности выдачи дубликата свидетельства о праве собственности

Тема номера

Согласный платит дважды

Перемены не к лучшему

Без обратной связи

Частная практика

Право на экспорт

Минюст остался не у дел

Юридический форум

Агенты за полем

Рыбный день

Інші новини

PRAVO.UA