Начало календарного года — время, традиционно определяемое законодателем как момент вступления в силу новых нормативных актов, новых норм, регулирующих те или иные правоотношения. Не стал исключением и 2008 год. Отметим, что новых законов, вступивших в силу с 1 января 2008 года, не так уж и много, что, очевидно, связано с нестабильной работой парламента в прошлом году. Отдельно обратим внимание на то, что в большинстве из принятых, но еще не действующих нормативных актов моментом вступления в законную силу определено вступление Украины во Всемирную торговую организацию, которое по различным обстоятельствам не было осуществлено в 2007 году (на протяжении года называлось по крайней мере три «предельных» стока). Так что не можем исключить, что в начале 2008 года юристам придется изучать также и особенности правового регулирования отдельных вопросов, проистекающих из членства Украины в ВТО.
Уже традиционно начало года знаменуется изменениями в фискальном законодательстве. Не стал исключением и этот год — с первого января вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины», которым этот закон изложен в новой редакции (напомним, что Таможенный тариф Украины — это систематизированный согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности перечень ставок ввозной пошлины, которая взимается с товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины). В частности, в новой редакции определено, что Законы Украины по вопросам установления новых или изменения действующих ставок ввозной пошлины вступают в силу не раньше начала нового бюджетного периода.
Также изменения внесены в Закон Украины «О порядке проведения расчетов в иностранной валюте». А Национальный банк Украины утвердил Порядок проведения выездных, невыездных (камеральных) проверок относительно соблюдения банками, другими финансовыми учреждениями, национальным оператором почтовой связи требований валютного законодательства Украины и проверок пунктов обмена иностранной валюты на территории Украины (постановление правления Национального банка Украины от 21 сентября 2007 года № 338), которым также отменил все свои предыдущее акты в данной сфере правового регулирования.
Вступили в силу новые положения относительно осуществления государственного архитектурно-строительного контроля и содействия инвестиционной деятельности в строительстве (в части проведения государственной экспертизы инвестиционных программ и проектов строительства).
В новой редакции принят Закон Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах».
Также отметим изменения, внесенные в законы Украины «О государственной службе», «О статусе депутатов местных советов», относительно урегулирования некоторых особенностей социального и пенсионного обеспечения.
Но несомненным «хитом» начала года стал Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в хозяйственной деятельности», в основном вступивший в силу с 26 декабря 2007 года (а некоторые нормы этого закона действуют с 1 января с.г.). Во исполнение этого закона также уже принято несколько подзаконных актов, вступающих в силу одновременно с основным законом.
Рассмотрим некоторые из указанных изменений более подробно.
Контроль за хоздеятельностью
Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в хозяйственной деятельности» от 5 апреля 2007 года определяет правовые и организационные начала, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц, а также права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования во время осуществления государственного надзора (контроля).
Согласно Закону, государственный надзор (контроль) определяется как деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, других органов в пределах их полномочий, предусмотренных законом, относительно выявления и предотвращения нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования, а также обеспечения интересов общества, в частности, надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей естественной среды.
Действие Закона распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.
В то же время действие Закона не распространяется на отношения, которые возникают во время осуществления мероприятий валютного контроля, таможенного контроля на границе, контроля за соблюдением бюджетного законодательства и использованием государственного и коммунального имущества, банковского и страхового наблюдения, других видов специального государственного контроля за деятельностью субъектов ведения хозяйства на рынке финансовых услуг, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, а также оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия.
Фактически Закон создает единое правовое поле для осуществления государственного надзора (контроля) за хозяйственной деятельностью. Ведь ранее вопросы деятельности контролирующих органов регулировались в основном на уровне ведомственных и других подзаконных актов. Для большинства контролирующих госорганов законами определялись лишь полномочия, а основания и способ осуществления контрольной деятельности прописывались в подзаконных актах, что не способствовало обеспечению эффективности их деятельности при осуществлении контрольных функций.
Не вводя по сути ничего кардинально нового, Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в хозяйственной деятельности» систематизирует и унифицирует нормы, ранее содержавшиеся в различных нормативных актах, чаще всего подзаконных, обеспечивая, таким образом, надлежащую правовую регламентацию контрольной деятельности государства с учетом интересов всех участников рыночных отношений.
Расчеты в инвалюте
Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О порядке проведения расчетов в иностранной валюте» от 31 мая 2007 года установил, что с 1 января 2008 года выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, отмеченные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней от даты таможенного оформления. То есть предельный срок зачисления увеличен в два раза. Также в два раза (до 180 дней) увеличен срок проведения импортных операций на условиях отсрочки платежа резидентами без получения заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам экономической политики (тоже новая норма — ранее необходимо было получение индивидуальной лицензии Национального банка Украины). К полномочиям упомянутого специально уполномоченного органа также отнесено продление сроков зачисления выручки на валютные счета и проведение импортных операций резидентами (ранее относилось к компетенции национального банка Украины) с одновременным информированием НБУ и Государственной налоговой администрации Украины.
Также этим законом определяется, что Национальный банк Украины имеет право устанавливать срок, на протяжении которого купленная резидентом на межбанковском валютном рынке Украины иностранная валюта для обеспечения выполнения обязательств перед нерезидентом должна быть использована по назначению, и порядок ее продажи в случае несоблюдения резидентом этого срока.
Таким образом, указанные изменения, несмотря на их относительно малое количество, окажут существенное влияние на правовую систему государства и деятельность юристов-практиков. А возобновление активной деятельности парламента позволяет надеяться, что в 2008 году наконец-то будут приняты новые законы в сферах хоздеятельности, давно требующих существенного реформирования — регулирования фондового рынка, корпоративных правоотношений, госзакупок, валютного регулирования…
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…