Словосочетание «конституционная реформа» в настоящее время воспринимается на Украине как что-то весьма необходимое, ибо о нем постоянно говорят, но абсолютно непонятное, поскольку неизвестно, что же должно получиться в результате. Как бы там ни было, по какому сценарию и какие непосредственно изменения на конституционном уровне не проводились бы, очевидно, что проведение конституционной реформы возможно двумя способами. Первый — принятие новой Конституции Украины, которая полностью заменит действующий акт. О правовых аспектах принятия нового Основного Закона «Юридическая практика писала» в материале «Президентская сказка про 12 месяцев» (см. № 43 (513) от 23 октября 2007 года). Второй — внесение изменений в действующую Конституцию Украины.
Недорегулирование
Вопрос внесения изменений в Основной Закон регулируется Разделом XIII Конституции Украины. Напомним, что Законопроект о внесении изменений в Конституцию может быть внесен в парламент Президентом Украины или не менее чем третью народных депутатов Украины; изменения в Конституцию, которые не затрагивают положений разделов I «Общие положения», III «Выборы. Референдум» и XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины», считаются принятыми в случае, если на следующей сессии Верховного Совета Украины за него проголосует не менее двух третьих народных депутатов Украины от конституционного состава парламента, а в указанные разделы, — если законопроект будет принят не менее чем 300 голосами и утвержден на всеукраинском референдуме.
Впрочем, независимо от того, насколько основательными будут изменения, предлагаемые к внесению в Конституцию Украины, соответствующий законопроект может быть рассмотрен в парламенте исключительно при наличии заключения Конституционного Суда Украины относительно соответствия законопроекта требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.
Пожалуй, каждому известно, что такая норма существует, но порядка ее выполнения ни в законах, ни в подзаконных актах не содержится. Более того, разделом XII Конституции Украины «Конституционный Суд Украины» определяется, что КСУ является единственным органом конституционной юрисдикции на Украине, который рассматривает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.
При этом в обозначенном разделе не содержится нормы о том, что в компетенцию КСУ входит дача заключения относительно проектов законов о внесении изменений в Конституцию Украины. Стоит отметить, что ссылки на то, что компетенция КСУ может определяться в законах или других статьях Конституции, также не содержится. Впрочем, думается, что Конституцию следует воспринимать как целостный акт.
Вместе с тем, в статье 153 Конституции Украины указывается, что Порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины, процедура рассмотрения им дел определяются законом.
Профильное законодательство, регулирующее деятельность Конституционного Суда Украины, состоит из одного акта — Закона Украины «О Конституционном Суде Украины». В статье 13, определяющей полномочия данного Суда, указано, что КСУ принимает решения и дает заключения по делам о конституционности законов и других правовых актов Верховного Совета Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховный Совет Украины для предоставления согласия на их обязательность; соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента в пределах, определенных статьями 111 и 151 Конституции Украины; и об официальном толковании Конституции и законов Украины. Этот перечень является полным. Порядок рассмотрения вопроса о даче заключения относительно соответствия статьям 157 и 158 Конституции Украины законопроекта о внесении изменений в Основной Закон Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» не регулируется.
Примечательно, что и в регламенте Конституционного Суда Украины содержатся только основные нормы относительно рассмотрения дел по конституционным обращениям и представлениям. Единственный акт, в котором содержится порядок внесения изменений в Конституцию Украины, более детальный, нежели в самой Конституции Украины, — регламент Верховного Совета Украины, утвержденный постановлением Верховного Совета Украины от 16 марта 2006 года. Отметим, что в нем описываются процедуры, которые происходят в стенах парламента, и, очевидно, как внутренний акт законодательного органа, регламент Верховного Совета не регулирует деятельность других органов. Но в нем содержатся основы взаимоотношений по вопросам дачи заключения КСУ относительно законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины. Помимо того, что четкого порядка рассмотрения КСУ вопроса о даче заключения относительно соответствия статьям 157 и 158 Конституции Украины проекта закона Украины о внесении изменений не предусмотрено законодательством, но и в тех правилах, которые нормативно закреплены, существуют разногласия.
Так, в регламенте Верховного Совета Украины указано, что после предварительного рассмотрения законопроекта о внесении изменений в Конституцию, принимается постановление об обращении в Конституционный Суд Украины относительно законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины. В то же время, практика такова, что парламент в таких случаях принимал постановления «о предварительном согласовании и направлении в Конституционный Суд для дачи заключения законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины».
Исследование практики Конституционного Суда показывает, что до 2005 года включительно дача заключений о соответствии статьям 157 и 158 Конституции Украины давалась по делам по обращениям Верховного Совета Украины либо же по конституционным обращениям Верховного Совета. Но это еще не все. Согласно сообщениям на официальном сайте Конституционного Суда ныне на рассмотрении в данном органе находится два конституционных представления Верховного Совета Украины: о даче заключения о соответствии проекта Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» (регистрационный № 3207-1, касательно усовершенствования системы местного самоуправления) требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины, дело по которому рассматривается Судом с 6 декабря 2007 года; и о даче заключения о соответствии требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины относительно гарантии неприкосновенности для отдельных должностных лиц (регистрационный № 4058), которое ныне находится на изучении в коллегии судей.
Обратимся снова к положениям Закона Украины «О Конституционном Суде Украины». Статья 38 данного акта предусматривает две формы обращения в Конституционный Суд Украины — конституционное представление и конституционное обращение. Статья 39 уточняет, что конституционным представлением является письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о признании правового акта (его отдельных положений) неконституционными, об определении конституционности международного договора или о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины. Конституционным представлением также является обращение Верховного Совета Украины о даче заключения относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Конституционное обращение, согласно статье 42, — письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины в целях обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица.
Поскольку Закон не предусматривает иной формы обращения в Конституционный Суд Украины, кроме как конституционное представление или конституционное обращение, и вместе с тем не устанавливает, в какой именно форме следует обращаться в КСУ по вопросам дачи заключения в отношении законов о внесении изменений в Конституцию Украины, можно сделать вывод, что процедуры получения такого заключения не существует.
Исходя из положений статьи 19 Конституции Украины о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица должны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, обращаться в Конституционный Суд в случае необходимости получения заключения относительно соответствия законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины Верховный Совет Украины может только в том порядке, который предусмотрен законодательством. Если же такой порядок не предусмотрен, то возможность внесения изменений в Конституцию Украины в настоящее время вообще вызывает сомнение.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…