Старый друг дешевле новых — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (523) » Старый друг дешевле новых

Старый друг дешевле новых

О том, что «клиент всегда прав», украинцы узнали сравнительно недавно, по историческим меркам, соответственно, и практика обращения с клиентами, их поиска и удержания не имеет такого богатого опыта, теоретических разработок и практических применений. В области маркетинга, тем более юридических услуг, приходится черпать опыт зарубежных и международных компаний, причем подобный опыт не всегда применим к украинскому клиенту.

Любой совет, касающийся открытия своего дела, говорит о необходимости сформировать круг клиентов, причем постоянных. Дабы вести успешную юридическую практику (впрочем, как и любой другой бизнес), просто необходимо сформировать пакет постоянных клиентов. Если верить исследованиям, то поиск нового клиента выходит в 5 — 15 раз дороже, чем удержать старого клиента. Следовательно, компания, вкладывающая на 5 % больше в старых клиентов, увеличивает свою прибыль на 25 — 85 %. Также исследователи говорят о том, что 68 % клиентов прекращают свои отношения с компанией только из-за плохого обслуживания. Вывод прост — помимо вложений в рекламу юридической фирмы, намного больше средств стоит вкладывать в улучшение уровня обслуживания.

Если же обратиться к опыту иностранному, где бизнес давно ориентирован на клиентов и основной ценностью которого является высокое качество обслуживания, то среди существующих моделей и стратегий для достижения высокой культуры обслуживания можно выделить одну из наиболее успешных и популярных стратегий — CRM (Customer Relationship Management), что в переводе — Управление Связями с Клиентами. Главное отличие CRM заключается в том, что в то время как маркетинг пропагандирует «определение клиентов и удовлетворение их нужд», CRM говорит о необходимости «знания клиентов и общения с ними». CRM делится на операционный, который заключается в общении с клиентами, проведении маркетинговых кампаний, прослеживании результатов и т.д., и аналитический, который состоит из использования различных инструментов, методов и компьютерных программ для получения подробной информации о клиентах, понимания клиентов и предсказания их последующих действий. Этот подход подразумевает, что при любом взаимодействии с клиентом по любому каналу сотруднику организации доступна полная информация обо всех взаимоотношениях с клиентами и решение принимается на ее основе, информация о котором, в свою очередь, тоже сохраняется и доступна при всех последующих взаимодействиях.

Не отпущу!

Итак, согласно исследованиям, клиентов лучше не терять — найти нового гораздо сложнее. Какова ситуация на рынке юридических услуг? Оказывается, высокая конкуренция, опыт выживания в критических экономических условиях приводят и юридические фирмы к необходимости ориентации бизнеса на клиентов. Кстати, об использовании систем CRM в юридическом бизнесе рассказала партнер международной юридической компании Integrites Алена Вареник: «Также важно создавать максимально комфортные условия для повседневной отчетной деятельности всех сотрудников — тогда и клиент сможет почувствовать такой же комфорт и необходимое расположение, подталкивающее его на окончательный выбор компании-контр­агента. Как пример можно привести использование систем CRM, направленных, в первую очередь, на прозрачное для руководства управление, а также регулярный мониторинг любых коммуникаций с клиентами. Таким образом, клиентская база компании, а также соответственный уровень развития отношений с каждым отдельным клиентом никогда не будут утеряны, особенно в случае ухода сотрудника из компании».

Итак, вернемся к удержанию клиентов. Алена Вареник обращает внимание на то, что проблема привлечения новых клиентов и умение удержать существующих клиентов уже давно волнует руководство компаний абсолютно всех сфер деятельности, как на Украине, так и за рубежом. Юридический рынок предоставления услуг не является исключением.

Первоначальными причинами сложившейся ситуации г-жа Вареник определяет фактор конкуренции среди практикующих юридических фирм, а также возрастающие требования со стороны потребителя, которые, в свою очередь, обусловлены перенасыщенностью предлагаемых услуг. При этом под таким неосознаваемым «давлением» клиенту все сложнее сделать свой выбор в пользу той или иной компании. Партнер МЮК Integrites говорит о том, что политика компании, в первую очередь, ориентирована на каждого отдельного клиента, а каждый заказчик услуг получает индивидуализированный подход к конкретному делу, поручаемому специалистам.

Партнер юридической фирмы «Лексвелл & Партнеры» Андрей Колупаев наилучшим способом удержания клиента считает постоянное высокое качество услуг, также немаловажным фактором для существующих клиентов фирмы является понимание их проблем и проявление заботы о клиенте. Хороший юрист всегда предложит несколько вариантов решения вопроса, а также подскажет клиенту, какое из этих решений является наиболее выгодным с финансовой точки зрения, а также с точки зрения сроков достижения необходимого результата. Также гами новостей о клиентах, заинтересованность тем, что происходит у них в компаниях, а также их информированность о своих событиях у клиентов.

Сергей Шкляр, партнер ­юридической компании Arzinger & Partners, говоря о причинах ухода постоянных клиентов юридической компании, отмечает: «Компания старается работать так, чтобы клиенты от нас не уходили, и нам это удается». Обобщая комментарии партнеров успешных юридических фирм, хотелось бы отметить их рекомендации по удержанию клиентов. Первое — увлеченность делом — Андрей Колупаев комментирует следующим образом: «Ничто так не привлекает клиентов, как увлеченность своим делом — ведь только увлеченный своим делом человек найдет наилучшее решение для своего клиента». Второе — качественность и своевременность — об этом Сергей Шкляр сказал: «Нужно предоставлять качественный и своевременный продукт. Удовлетворенность клиента зависит от исключительно юридической работы, включая деловые качества юриста (манеры, речь, внешний вид, пунктуальность и точность в работе), а также и от уровня сервиса, предлагаемого посетителю юридической фирмы, и от профессионализма в работе с клиентами вспомогательного персонала компании». И третье, но не менее важное, — обученный персонал, — комментирует Алена Вареник: «Вопрос поиска и удержания клиента должен напрямую зависеть от поиска и обучения наемных сотрудников, включая менеджеров отдела развития бизнеса и самих юристов, консультирующих клиента в ходе всего процесса ведения дела».

Если же подробнее о персонале, г «чем больше мы инвестируем в своих сотрудников, тем более ценными и значимыми они себя ощущают в общей системе функционирования компании. А те сотрудники, которые чувствуют свою ценность, являются более мотивированными и продуктивными для компании». Отсюда она делает вывод, что лишь у мотивированных сотрудников отмечается высокая результативность, а значит, и клиентская база компании будет постоянно увеличиваться и совершенствоваться.

Ловись клиент большой и еще больше

Г-н Шкляр, говоря о привлечении новых клиентов, отмечает, что из массы вариантов каждая юридическая компания выбирает для себя наиболее подходящий. Это зависит от общей философии компании и ее специализации. Так, парт­нер Arzinger & Partners выделяет принцип «клиенты приводят клиентов», который работает в юридическом бизнесе как нельзя лучше: около 60 % новых клиентов приходят именно благодаря рекомендациям и положительным отзывам. Андрей Колупаев, выделяя активные способы привлечения новых клиентов, обращает внимание на проведение прямых презентаций как для отдельно взятых потенциальных клиентов, так и для группы компаний, которые имеют общие интересы в той сфере, которую продвигает юридическая фирма. Однако, замечает гКак и во всех сервисных компаниях, клиентов привлекает не конкретно взятая компания, а люди, которые в ней работают».

Что выгоднее, работать с постоянным кругом клиентов либо же практиковать с новыми? Сергей Шкляр подчеркивает важность не даты, с которой началось сотрудничество с клиентом, а масштаб проектов, а что касается системы привлечения/удержания клиентов, то в юридическом бизнесе, как и в любом другом, более эффективным является удержание. О пользе постоянных клиентов говорит и Андрей Колупаев: «Традиционно наибольшую работу юрис­ты получают уже от существующих клиентов. Для юридической фирмы это является наиболее эффективным путем по нескольким причинам: во-первых, это всегда менее затратно, так как активный поиск новых клиентов всегда требует больших денежных вложений (мероприятия, реклама и др.), а во-вторых, отношения клиента и юридической фирмы можно сравнить с браком: обе стороны уже нашли точку комфортности в своем общении, что делает их совместную работу более слаженной».

При этом все же ставить приоритетность между поиском новых клиентов и деятельностью по удержанию «старых», по мнению Алены Вареник, нельзя: «Это две абсолютно разные, но равно важные задачи, без которых ни одна юридическая компания не сможет конкурировать на рынке соответствующих услуг».

Нельзя не согласиться с мнением г-на Шкляра о том, что работа с каждым клиентом, в том числе и по удержанию, — уникальна, и вести ее надо постоянно.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

КАСУ — отрасль или тупиковая ветвь права Украины? Аналитический обзор

Государственная практика

Пленум ВСУ принял новые разъяснения

Деловая практика

Страхование по-новому

Законодательная практика

Новые нормы к Новому году

Зарубежная практика

Влияние зарубежного законодательства на деятельность национальных компаний

Microsoft судится с Red Register

Комментарии и аналитика

Хозяйственная компактизация

Некоторые аспекты правового статуса отечественной налоговой милиции

Торговые марки — они же гибриды

Банкнота номиналом в земучасток

Неделя права

Из какого комитета будете?

По велению или по хотению?

Первые инициативы министра

Кто старое помянет...

Новости делового мира

О сроках завершения импортной операции

Оборот налоговых векселей

Сбор за пользование природным газом

О покупке иностранной валюты

Новости законотворчества

Определение результатов выборов по-новому

Исполняя рекомендации FATF

Каким быть нотариату на Украине?

Новости из зала суда

Суд запретил МТС блокировать звонки абонентов «Голден Телеком»

Апелляционный суд подтвердил незаконность передачи части реестра «Дарницы»

Суд запретил опровергать информацию о фальсификации выборов премьер-министра

Суд отменил решение Луганского облсовета о придании русскому языку статуса регионального

Новости из-за рубежа

КС РФ вынес решение по пенсионной реформе

К Google, Microsoft, Yahoo! и GoDaddy подан иск

Суд вынес решение по делу Nokia и InterDigital

Новости профессии

Во ВСЮ опять не было кворума

Комитет по вопросам правосудия начал работу

Назначено новое руководство ГНАУ и Гостаможни

ВСУ инициирует законодательные изменения

Создан Национальный конституционный совет

Новости юридических фирм

DLA Piper консультировала при продаже банка

Партнер Международной юридической службы — эксперт проекта TRACECA

Baker & McKenzie консультирует по размещению акций на Лондонской фондовой бирже

АК «Коннов и Созановский» заявила о расширении партнерского состава

Реестр событий

Ненотариальное отчуждение!?

Не наше кино по-украински...

Каждая метла метет по-своему

Админюстиция подвела итоги

Судебная практика

Банкротство из-за картриджа

Судебные споры из-за акта

Судебные дела недели

ВСУ удовлетворил кассационную жалобу ОАО «Инжиниринг»

ОАО «БИГ Энергия» отстояло свои интересы в суде

Дело по иску Генерального прокурора Украины направлено в ВХСУ

ВХСУ рассмотрит кассационную жалобу ОАО «Райффайзен Банк Аваль»

Судебные решения

Об определении дня для начала отсчета сроков

Об основаниях для отмены решения суда

О нюансах рассмотрения дел о банкротстве

О суммах, не включающихся в совокупный налогооблагаемый доход граждан

Тема номера

Точка опоры или камень преткновения?

Изменяем Основной Закон Украины

Трибуна

Является ли Верховный Суд Украины судом, установленным законом?

Накормить голодающего: благо или истязание? Решить непросто...

Частная практика

Старый друг дешевле новых

Юридический форум

Лучшие на Олимпе бизнеса

МПА — экстрим только на отдыхе

Інші новини

PRAVO.UA