В наше время появление в деловом обиходе таких слов и словосочетаний как «мегакомпания», «транснациональная компания», «международная компания» уже никого не удивляет. Огромные корпорации, действующие в нескольких государствах, стали обычным явлением. Учитывая данный факт, все более актуальным становится вопрос о соблюдении юридическим лицом нормативно-правовых актов не только одного определенного государства, в котором находится его главный офис, но и международных актов, а также законодательных актов отдельных государств.
Статус компании, ее выход на международные рынки, присутствие акций на фондовых биржах конкретных стран, безусловно, влияет на порядок организации внутреннего управления, обусловливает формирование определенной бизнес-этики, внутрикорпоративной культуры, требует соблюдения правил корректного и юридически верного поведения сотрудников.
В данной статье хотелось бы совершить краткий экскурс по действующим ныне нормативно-правовым актам, связанным с некоторыми вопросами деятельности, главным образом, крупных предприятий, а также выявить подводные камни, о существовании которых обязаны знать компании и их сотрудники.
В настоящее время злободневным является вопрос, связанный с коррупцией как в нашем государстве, так и за рубежом. На Украине он регулируется Законом Украины «О борьбе с коррупцией», ратифицированы Уголовная и Гражданская конвенции по борьбе с коррупцией, 25 апреля 2007 года вступило в силу Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств — участников СНГ по борьбе с коррупцией, действует ряд других документов.
Однако некоторые нормативно-правовые акты, принятые другими государствами, распространяются и на предприятия, действующие на территории Украины. Так, интересен для рассмотрения Закон США о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act (FСPA)), действие которого распространяется не только в этой стране, но и за ее пределами, и дает возможность подавать иски в отношении широкого круга компаний, осуществляющих свою деятельность за рубежом.
Основные положения этого Закона запрещают фирмам (в том числе и кому-либо из чиновников, управляющих, сотрудников или других лиц, действующих в интересах фирмы) предлагать, платить, обещать оплату или даже давать согласие на выплату денежных средств и других ценностей любому иностранному чиновнику с целью достижения определенных бизнес-целей. Подобные запреты касаются также выплат иностранным политическим партиям, их членам или кандидатам на иностранные политические посты.
Закон о коррупции за рубежом также требует от компаний, ценные бумаги которых зарегистрированы на фондовой бирже США, соблюдения правил бухгалтерского учета страны. Правила ведения бухгалтерского учета, содержащиеся в Своде законов США и предназначенные действовать совместно с правилами по борьбе со взяточничеством, предусмотренными в Законе о коррупции за рубежом, требуют от компаний, на которые они распространяются, введения и содержания книг и записей, точно и объективно отображающих хозяйственные операции предприятия, а также разработку и содержание надлежащей системы внутреннего контроля за отчетностью.
Нарушение Закона США о коррупции за рубежом может повлечь за собой уголовную или гражданскую ответственность. Например, уголовная ответственность юридического лица представляет собой штраф до двух миллионов долларов. Чиновники, директора, акционеры могут быть оштрафованы на сумму до 100 000 долларов США и лишены свободы на срок до пяти лет.
Согласно Закону о коррупции за рубежом, распространение юрисдикции США в делах коррупционных выплат иностранным должностным лицам зависит от того, является ли нарушитель эмитентом, национальным предприятием, иностранным гражданином или фирмой.
Под эмитентом необходимо понимать корпорацию, выпустившую ценные бумаги, которые были зарегистрированы в США, или корпорацию, которая обязана сдавать периодические отчеты Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Национальным предприятием является любое лицо — гражданин, физическое лицо, резидент США или любая корпорация, партнерство, ассоциация, закрытое акционерное общество, деловой траст, неакционерная организация, индивидуальное частное предприятие, главный офис которых находится в США или которые организованы в соответствии с законами США либо территорий, владений или Содружества США.
Поправки, принятые в 1998 году, расширили действие территориальной юрисдикции Закона о коррупции за рубежом на иностранные компании и физических лиц. Иностранные фирмы и лица в настоящее время являются объектом действия FCPA, если это прямо или косвенно обусловлено действиями, связанными с коррупционными выплатами на территории США.
Закон о коррупции за рубежом применим к выплатам любому публичному должностному лицу независимо от ранга или должности. Действие Закона направлено на цель выплаты, а не на определенные обязанности официального получения оплаты, предложения или обещания оплаты.
FCPA запрещает коррупционную оплату через посредников. Незаконным является посредничество в передаче денег третьей стороне, если передающая сторона знает, что все деньги либо их часть будут направлены прямо или опосредованно иностранному должностному лицу.
Посредниками могут быть партнеры по совместному предпринимательству или агенты. Чтобы избежать ответственности третьей стороны за коррупционные выплаты, власти побуждают компании США быть надлежаще осторожными и предпринимать все необходимые меры для обеспечения гарантий того, что они организовали бизнес-отношения с надежными и квалифицированными партнерами и представителями.
Закон США о коррупции за рубежом содержит исключения, связанные с тратами за «упрощение формальностей», «определенные правительственные меры», и предусматривает конструктивное обоснование, которое может быть использовано для защиты от якобы имевших место нарушений согласно Закону. В Законе указаны следующие примеры: получение разрешений, лицензий, других официальных документов, таких как визы и разрешения на работу, обеспечение полицейской охраны, отправка и доставка почты, оплата телефонных услуг, снабжение водой и электричеством, погрузочно-разгрузочные работы, обеспечение сохранности скоропортящихся продуктов, планирование осмотров, связанных с выполнением договора, перевозка товаров.
Лицо, обвиняемое в нарушении норм Закона США о коррупции за рубежом, может ссылаться в качестве защиты на то, что выплата являлась законной на основании законодательного акта иностранного государства или что деньги были потрачены на демонстрацию продукта либо выполнение договора.
Являлась ли оплата законной согласно действующему законодательству иностранного государства, доказать может быть трудно. Поэтому, когда ваше предприятие столкнется с вопросом по легализации такой оплаты, ему, скорее всего, понадобится юридическая помощь. А так как в соответствии с Законом о коррупции за рубежом, оправдания такого рода должны быть «конструктивными оправданиями», от ответчика потребуется прежде всего доказать, что данные выплаты не являлись именно запрещенным видом выплат.
Министерство юстиции США разработало процедуру относительно Закона о борьбе с коррупцией, в соответствии с которой любая компания или гражданин США может подать заявление по поводу принятия мер Министерством юстиции по обеспечению соблюдения положений о борьбе с подкупом Закона о борьбе с коррупцией применительно к любому предполагаемому ведению дела. Согласно данной процедуре, генеральный прокурор издает заключение по запросу конкретного лица или компании в течение 30 дней со дня запроса (30-дневный срок не начинается, пока Министерством юстиции не будет получена вся требуемая для издания заключения информация).
Борьба с коррупцией приобрела глобальный характер. В 1998 году Организация экономического сотрудничества и развития приняла Конвенцию по борьбе со взяточничеством иностранных публичных должностных лиц в международных бизнес-операциях. В ноябре 2005 года Конвенция была ратифицирована 36 странами, включая Германию, Нидерланды, Италию, Испанию, Объединенное королевство, Норвегию, Швейцарию и США. Настоящая Конвенция содержит в основном подобные FCPA запреты, касающиеся ненадлежащих выплат иностранным должностным лицам.
Для компаний, представленных либо планирующих выйти на фондовые рынки США, в обязательном порядке необходимо соблюдать Закон США Сарбейнса — Оксли (Sarbanes—Oxley (SOX)) 2002 года, регулирующий отношения в сфере создания эффективной системы внутреннего контроля при составлении финансовой отчетности предприятия и требующий подтверждения надежности и достоверности предоставленной финансовой отчетности. Целью данного Закона является повышение уровня доверия среди акционеров и других заинтересованных групп путем предоставления им документации, свидетельствующей о выполнении внутренних процедур и надлежащем управлении корпоративными рисками.
SOX является «открытым» законодательным актом, действие которого направлено на компании для проверки и подтверждения достоверности их финансовых отчетов и подтверждения точности учета прибылей, убытков и открытой финансовой информации. Ключевым моментом в соответствии с требованиями SOX является внутренний контроль. Параграф 404 Закона, который регулирует управление внутреннего контроля, главным образом, требует следующее:
— недвусмысленное заявление руководства об ответственности за установление и обеспечение структуры надлежащего внутреннего контроля и процедур финансовой отчетности;
— ежегодное подтверждение эффективности структуры внутреннего контроля и процедур эмитента, связанных с финансовой отчетностью.
В условиях развитых офисных технологий многие компании накапливают и передают финансовую и операционную информацию в электронном виде. Поэтому наличие внутреннего контроля за цифровой информацией является критичным в целях соблюдения SOX. Хотя рассматриваемый Закон не указывает конкретных методов учреждения и поддержки контроля информационной безопасности, ниже приведены некоторые шаги, которые должны предпринимать компании для достижения соответствия Закону:
— создание общекорпоративной политики безопасности;
— внедрение эффективной опознавательной системы для идентификации всех лиц, имеющих доступ к сети;
— ограничение доступа к конкретным видам информации;
— внедрение системы контроля прав доступа лиц в соответствии с политикой безопасности компании;
— надлежащее закрепление за работниками и обеспечение охраны ноутбуков и другого портативного оборудования для персонала.
Существование подобных нормативно-правовых актов, несомненно, позитивно влияет на снижение уровня коррупции и различных злоупотреблений в международных бизнес-операциях. Данные законодательные акты распространяют свое действие далеко за пределы государства, в котором они приняты, что часто расценивается как нарушение юрисдикции других государств. Однако существование таких нормативных документов в известной мере влияет на деятельность предприятия с позитивной стороны и стимулирует его к организации менеджмента в соответствии с международными стандартами.
ОЧИЧЕНКО Елена — юрисконсульт, г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…