Наверняка каждый, кто занимается хозяйственной деятельностью, сталкивался с проблемой проверок их деятельности органами налоговой службы. Попробуем выяснить, насколько правомерны такие отношения между субъектами предпринимательской деятельности и государственными налоговыми инспекциями.
Сам по себе факт проведения проверки государственной налоговой инспекцией субъектов предпринимательской деятельности не вызывает никаких недоразумений, однако многочисленные злоупотребления, сопровождающие налоговые проверки, со стороны сотрудников и должностных лиц налоговой службы опровергают не только суть самих проверок, но и суть этого органа государственной власти.
Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.
Согласно статье 8 Конституции Украины, ее нормы являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется. В соответствии со статьей 19 Конституции Украины правовой порядок на Украине основывается на началах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Учитывая изложенное, с целью единого и последовательного применения Конституции Украины и действующего законодательства, правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при выполнении ими своих обязанностей должен быть обеспечен не только нормами материального права, но и процессуальной формой реализации предусмотренных прав.
Более того, правовые нормы, формирующие объем содержания прав субъекта властных полномочий, не подлежат расширительному толкованию. То есть права субъекта властных полномочий должны быть конкретно предусмотрены в действующем законодательстве.
При таких обстоятельствах, согласно статье 9 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине» (Закон о ГНС), государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в городах с районным делением (кроме городов Киева и Севастополя) выполняют функции, предусмотренные статьей 8 Закона, кроме функций, указанных в пунктах 2, 3, 8, 11, 12, 13, 16, а также пункте 15 статьи в части обеспечения изготовления марок акцизного сбора.
В случае, когда указанные в части 1 статьи 9 Закона о ГНС органы государственной налоговой службы непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов, других платежей, они выполняют относительно этих плательщиков те же функции, что и государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции. Имеются в виду специализированные государственные налоговые инспекции или администрации, которые, в частности, контролируют крупных налогоплательщиков.
В подтверждение принципа размежевания полномочий структурных подразделений этого органа управления статья 7 Закона указывает на то, что ГНАУ, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, другие печати и штампы, соответствующие бланки, счета в учреждениях банков.
Статьей 10 Закона о ГНС предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий именно государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекций, среди которых контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), своевременностью представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов и других документов, связанных с исчислением налогов, других платежей, а также проверка достоверности этих документов относительно правильности определения объектов налогообложения и исчисления налогов, других платежей, осуществление в пределах своих полномочий контроля за законностью валютных операций, соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном Законом порядке, за наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий на проведение видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию согласно Закону, с последующей передачей материалов о выявленных нарушениях органам, выдающим эти документы, за наличием торговых патентов, обеспечение применения и своевременного взыскания сумм финансовых санкций, предусмотренных Законом о ГНС и другими законодательными актами Украины за нарушение налогового законодательства, а также взыскание административных штрафов за нарушения налогового законодательства, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами, проведение проверок фактов утаивания и занижения сумм налогов и сборов (обязательных платежей) в порядке, установленном этим Законом и другими законами Украины, по доверенности специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью проведение проверок своевременности представления и достоверности документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей в порядке, установленном Законом, передача соответствующим правоохранительным органам материалов по фактам правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции и прочее.
Следовательно, из анализа действующего законодательства можно сделать вывод, что государственные налоговые администрации не являются органами, полномочными проверять субъектов предпринимательской деятельности.
Суть правовой коллизии
На этой точке анализа можно было бы завершить нашу статью, если бы не действие приказа ГНАУ № 441 от 11 октября 2005 года «Об утверждении Методических рекомендаций относительно порядка составления плана-графика проверок субъектов хозяйствования и взаимодействия между структурными подразделениями при их проведении», не зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины.
Соответствующими изменениями от 2 ноября 2005 года был дополнен пунктом 1.9, согласно которому при подготовке к проведению выездных плановых проверок вопрос участия региональных управлений по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, решает глава региональной государственной налоговой администрации не позднее трехдневного срока до начала проверки по письменному предложению начальника государственной налоговой инспекции.
Правонарушение ГНАУ
Несмотря на статьи 8, 19 Конституции Украины, статьи 7—10 Закона о ГНС, ГНАУ в лице определенного должностного лица издает подзаконный нормативно-правовой акт, который не только напрямую противоречит нормам прямого действия Конституции Украины и действующему законодательству, но и не зарегистрирован на момент написания статьи в Министерстве юстиции Украины.
С одной стороны, путем издания заведомо незаконного нормативно-правового акта подзаконной силы (имеется в виду приказ ГНАУ № 441 от 11 октября 2005 года с соответствующими изменениями) ГНАУ допускает к проверкам субъектов предпринимательской деятельности государственные налоговые администрации, с другой — о действии Конституции Украины и законов Украины в части соблюдения налоговых прав остается лишь мечтать.
Судебная практика
Судебная практика однозначно опровергает правовой беспредел должностных лиц этого государственного органа управления. Так, решением Высшего хозяйственного суда Украины по делу № А-13/19-03 от 13 апреля 2004 года подтверждена верность наших утверждений относительно отсутствия полномочий.
Более того, постановлением Хозяйственного суда Харьковской области и определением Харьковского апелляционного хозяйственного суда по делу № АСС-42/222-06 действия ГНА в Харьковской области признаны незаконными, ГНА в Харьковской области установлена неполномочным субъектом властных полномочий относительно участия в проведении плановой проверки.
Вывод
Учитывая то, что эта статья по своему смыслу и сути опровергает не только полномочия, но и указывает на нарушения конституционных прав субъектов предпринимательской деятельности со стороны ГНАУ, мы не будем предлагать внесение изменений в действующее законодательство. Но на страницах «Юридической практики» хотелось бы провести плодотворную правовую дискуссию.
АДЫК Иван — к.ю.н., президент Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», «Украинская юридическая компания», г. Харьков,
БИБКО Анна — специалист третьей категории Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», «Украинская юридическая компания», г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…