Любишь акции? Люби и информировать — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (471) » Любишь акции? Люби и информировать

Любишь акции? Люби и информировать

Бесспорно, принятие Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» (Закон), вступившего в силу 12 мая 2006 года, положительно отразилось на функционировании фондового рынка и дало новый толчок для его дальнейшего развития. Большинство его норм надлежащим образом урегулировали существующие отношения и установили четкие и понятные для участников рынка правила игры.

Однако некоторые из новых норм Закона, несмотря на их прогрессивность, кажутся незаконченными и нуждающимися в дополнительном урегулировании. В данной статье предлагаю остановиться на вопросе раскрытия информации на фондовом рынке эмитентами ценных бумаг — акционерными обществами.

Согласно V разделу Закона, информацию, подлежащую раскрытию, можно разделить на регулярную и особую. Сроки, порядок обнародования и подачи в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (Комиссия) регулярной информации и ее объем урегулированы статьей 152 ГК, статьями 39, 40 Закона и подзаконными актами Комиссии.

Что же касается особой информации, то следует отметить, что в сравнении со статьей 25 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», который утратил силу в связи с принятием Закона, объем особой информации несколько увеличился, а именно: с 12 мая 2006 года года к особой информации стали относить также сведения о:

— принятии решения о размещении ценных бумаг на сумму, превышающую 25 % уставного капитала;

— фактах листинга/делистинга ценных бумаг на фондовой бирже;

— решении эмитента об образовании, прекращении его филиалов, представительств;

— решении вышестоящего органа эмитента об уменьшении уставного капитала;

— получении займа или кредита на сумму, превышающую 25 % активов эмитента;

— изменении владельцев акций, которым принадлежит 10 и больше процентов голосующих акций.

Обязанность обнародовать сведения, которые относят к особой информации, возлагается на эмитента — акционерное общество. Но если внимательно присмот­реться к перечню сведений, представляющих особую информацию, можно увидеть, что такая информация, как сведения об изменении владельцев акций, которым принадлежит 10 и более процентов голосующих акций, существенно отличается от других (данные сведения не следует путать с информацией о владельцах больших пакетов (10 % и более) акций).

Особенность данных сведений заключается в том, что акционерное общество обычно не имеет и не может иметь информации (тем более своевременной) о том, когда и кому акционер отчуждал свой пакет или его часть.

Поэтому, принимая во внимание значительные санкции за необнародование или несвоевременное обнародование особой информации об эмитенте, проблема обнародования сведений об изменении владельцев акций, которым принадлежит 10 и более процентов голосующих акций, является довольно актуальной для акционерных обществ и нуждается в детальном анализе.

Прежде всего, нужно определиться с субъектами. В частности, должны ли закрытые акционерные общества обнародовать особую информацию, в том числе об изменении владельцев акций, которым принадлежит 10 и более процентов голосующих акций? По мнению Комиссии, ответ утвердительный, его обоснование приведено в инструктивном письме «Относительно порядка представления регулярной и особой информации эмитентами ценных бумаг и информирования общественности эмитентами ценных бумаг о своем финансово-хозяйственном состоянии и результатах деятельнос­ти», утвер­жденном решением Комиссии № 417 от 20 июня 2006 года (Письмо).

Что касается порядка обнародования, то, в соответствии со статьей 41 Закона, сведения об изменении владельцев акций, которым принадлежит 10 и более процентов голосующих акций, подлежат опубликованию в одном из официальных печатных изданий ВСУ, КМУ или Комиссии (официальное издание) и размещаются в общедоступной информационной базе данных Комиссии. При этом сроки, порядок и формы предоставления такой информации устанавливаются Комиссией.

Положение о предоставлении особой информации акционерными обществами и предприятиями — эмитентами облигаций, утвержденное решениям Комиссии № 5 от 10 февраля 2000 года (Положение), устанавливает, что эмитент на протяжении двух рабочих дней после даты возникновения соответствующего события обязан подать (курьером или по почте) в Комиссию особую информацию в виде соответствующего сообщения об изменениях, произошедших в его хозяйственной деятельности и повлиявших на стоимость ценных бумаг или размер дохода по ним.

Также, согласно Положению, эмитент обязан не позднее срока, определенного действующим законодательством Украины, опубликовать информацию в одном из официальных печатных изданий фондовой биржи, на которой ценные бумаги эмитента включены в листинг. Четкую копию страницы номера печатного издания, в котором была опубликована информация, эмитент подает в Комиссию в течение 10 дней после опубликования.

Срок, на протяжении которого осуществляется публикация, был установлен уже недействующим Законом Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», предусматривавшим опубликование особой информации на протяжении двух дней. То есть данная норма Положения противоречит статье 41 Закона, которая хотя и предусматривает опубликование особой информации, но не в газете фондовой биржи, а в одном из официальных изданий, и не устанавливает никакого срока для такой публикации.

Таким образом, применению подлежат нормы Закона, о чем и подчеркивает в своем информационном письме Комиссия, указывая, что особая информация подается акционерными обществами по требованию Положения, в части, не противоречащей статье 41 Закона. При этом особая информация, представление которой в Комиссию установлено требованиями статьи 41 Закона, но не предусмотрено требованиями вышеуказанного Положения, подается в Комиссию в бумажном виде до даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.

Итак, акционерное общество, в котором состоялось изменение владельцев акций, которым принадлежит 10 и более процентов голосующих акций, должно на протяжении двух рабочих дней прислать в адрес Комиссии письменное сообщение об этом (Комиссия «рекомендует» указывать в нем количество отчужденных акций, название продавца и покупателя), а также непонятно в какой срок опубликовать его в одном из официальных изданий.

Из личного общения с представителями Комиссии могу добавить, что, по их мнению, срок на опубликование составляет два рабочих дня (наверное, по старинке). При этом эмитент обязан на протяжении 10 дней после публикации предоставить копию страницы номера печатного издания (норма Положения).

Относительно размещения указанных сведений в общедоступной информационной базе данных Комиссии, то согласно пункту 3.5 Положения в течение недели после даты предоставления сообщения эмитентом или даты получения Комиссией почтового отправления с сообщением информация эмитента размещается на официальной web-странице Комиссии.

Это дает основания утверждать, что требования статьи 41 Закона относительно размещения особой информации в общедоступной информационной базе данных Комиссии выполняет сама Комиссия на основании полученных сообщений от акционерных обществ.

Однако наиболее интересным вопросом является наличие у эмитента возможности выполнить требования Комиссии.

Как было указано выше, обязанность обнародования особой информации в связи с изменением владельцев акций, которым принадлежит 10 и более процентов голосующих акций, возлагается на эмитента. Как известно, учет прав собственности на акции в депозитарной системе Украины в подавляющем большинстве акционерных обществ ведут регистраторы, так как наиболее распространенная форма выпуска акций — документарная.

При перерегистрации прав собственности на ценные бумаги регистратор в соответствии с пунктом 2.6 Положения о составлении административных данных относительно осуществления деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг и представления соответствующих документов в Комиссию, утвержденного решением Комиссии № 290 от 24 июня 2003 года, обязан проинформировать Комиссию об изменениях на лицевом счете в ценных бумагах владельца пакета акций, вследствие чего он становится или, наоборот, перестает быть владельцем пакета акций в объеме от 10 % уставного капитала и более. Однако обязаннос­ти информировать эмитента об изменении владельцев акций, которым принадлежит 10 и более процентов голосующих акций, регистратор не имеет. Акционеры, которые являются сторонами соглашения, также не обязаны сообщать эмитенту о факте перехода прав собственности на акции. Таким образом, акционерное общество не имеет законодательно определенных возможностей сделать достоянием гласности такие сведения из-за отсутствия механизма информирования эмитента об изменении владельцев акций, которым принадлежит 10 и более процентов голосующих акций.

Конечно, в случаях, когда реестр владельцев ценных бумаг ведет сам эмитент, что довольно редко случается, или когда регистратор является так называемым «карманным регистратором», эмитент, скорее всего, будет осведомлен о проведении такой операции и теоретически сможет обнародовать эти сведения своевременно.

Но даже если эмитент имеет доступ к системе реестра, это еще не гарантирует того, что он сможет узнать об изменении владельцев больших пакетов акций и своевременно обнародовать эту информацию.

Так, в соответствии с действующим законодательством акционер — владелец акций, выпущенных в документарной форме, может их обездвижить, то есть перевести в бездокументарную (электронную) форму путем депонирования (передачи на хранение) сертификатов акций в хранилищах хранителя или ­депозитария. При этом, согласно положению «Об упорядочении деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг», регистратором в систему реестра вносится запись о перемещении ценных бумаг с личного счета акционера на лицевой счет хранителя/депозитария в качестве номинального держателя. После этого акции будут учитываться у регистратора уже на лицевом счете номинального держателя.

Учет прав собственности на такие обез­движенные акции осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг на Украине», которой установлено, что операции с ценными бумагами, осуществляемые между депонентами одного номинального держателя, не отображаются в реестре владельцев именных ценных бумаг.

Это означает, что если акционер изберет в качестве номинального держателя, например, хранителя, то в случае, если у покупателя акций будет открыт счет в ценных бумагах у другого хранителя (что вполне возможно, так как на данный момент на Украине насчитывается 144 юридических лица, получивших лицензию на осуществление депозитарной деятель­ности хранителя), в системе реестра состоятся изменения — появится еще один номинальный держатель, и таким образом регистратор узнает о проведении операции.

Но если акционер изберет в качестве номинального держателя депозитария и так же сделает покупатель акций, то (в связи с тем, что в данный момент фактически действующим депозитарием является лишь один — МФС) никаких изменений в системе реестра не произойдет, даже если продавец и покупатель имеют счета у разных хранителей. То есть регистратор будет продолжать видеть в реестре лишь общее количество акций, которые учитываются на лицевом счете депозитария.

Кстати, на практике акционеры чаще всего в качестве номинального держателя избирают именно депозитария. И связано это прежде всего с тем, что согласно действующему ­законодательству для заключения на фондовом рынке соглашений относительно ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, ценные бумаги должны быть обездвижены в депозитарии. Кроме того, это значительно сокращает время на перевод ценных бумаг.

Таким образом, в данной ситуации даже регистратор не будет знать о том, что произошло изменение владельцев, которым принадлежит 10 и более процентов голосующих акций эмитента. При этом Комиссия настаивает на обнародовании и предоставлении ей этих сведений в срок, хотя и не может объяснить, каким образом это сделать, если эмитент даже не знает о возникновении такой обязанности.

Нелишним будет напомнить о том, что, согласно статье 11 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине», за непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление заведомо недостоверной информации предусмотрен штраф в размере до 17 000 грн.

Однако отсутствие возможности акционерного общества своевременно предоставить Комиссии информацию об изменении в составе владельцев больших пакетов акций не означает, что Комиссия указанных сведений не получает. Наоборот, согласно Положению о порядке составления административных данных депозитарными учреждениями, осуществляющими депозитарную деятельность хранителя ценных бумаг, и представления соответствующих документов в Комиссию, утвержденному решением Комиссии № 4 от 17 января 2006 года, хранитель ценных бумаг на протяжении трех дней информирует Комиссию об изменениях на лицевом счете в ценных бумагах владельца пакета акций, вследствие которых он становится или, наоборот, перестает быть владельцем пакета акций в объеме от 10 % уставного капитала и более.

Поэтому необходимость повторного сообщения Комиссии отдельно эмитентом — акционерным обществом об изменении владельцев больших пакетов акций можно подвергнуть сомнению.

Однако решение этой проблемы есть. Так, заинтересованным в своевременном обнародовании особой информации, кроме акционерного общества, должен быть и покупатель пакета акций, так как наложение штрафов на общество за несоблюдение указанных норм означает дополнительный ущерб для общества, что, конечно же, невыгодно и акционеру. Таким образом, принимая во внимание, что владелец акций является стороной в соглашении и имеет вышеуказанную экономическую заинтересованность, следовало бы на законодательном уровне закрепить обязанность акционеров информировать общество о заключении соглашений, вследствие которых изменяется состав владельцев акций, которым принадлежит 10 и более процентов голосующих акций.

Кстати, мировая практика пошла именно таким путем. Обязанность проинформировать общественность о соответствующих изменениях возлагается именно на владельцев акций.

Относительно того, каким образом планируется решить этот вопрос, следует отметить, что Комиссия уже разработала и подала на регистрацию в Минюст проект Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, в котором четко и подробно регламентированы сроки, порядок, состав и формы раскрытия информации на фондовом рынке. Согласно указанному проекту, обязанность сообщать эмитенту об изменении владельцев акций, которым принадлежат 10 и более процентов голосующих акций, возлагается на регистраторов и хранителей ценных бумаг, при этом данная информация раскрывается эмитентом на фондовом рынке, но не подается в Комиссию.

В целом тема раскрытия эмитентами информации о владельцах больших пакетов акций (10 % и более) всегда была и есть актуальной. Подытоживая сказанное, остается надеяться, что ГКЦБФР сможет на подзаконном уровне надлежащим образом урегулировать вопрос раскрытия особой информации, не нарушив при этом нормы Закона.

А пока существует данный правовой вакуум, акционерные общества продолжают нарушать нормы законодательства, создавая массу возможностей для наложения штрафов и пополнения бюджета, что, кстати, является типичной ситуацией для нашей страны.

БАКАЛОВ Глеб — юрисконсульт ИК «Проспект Инвестментс», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Суды получат новые разъяснения

Деловая практика

Так ртом или пером?

Законодательная практика

Законная оппозиционность

Зарубежная практика

Их искусство «сберегать» деньги

Скандинавский подоходный

Историческая практика

Весьма удачная афера с землей Язу

«Веселая» вдова и бутылка керосина

Комментарии и аналитика

ГНА «уполномочен» не проверять

Ну, а мы пойдем другим путем...

Любишь акции? Люби и информировать

Что год грядущий нам готовит?

Неделя права

Конституционный Суд РФ: по дороге в Петербург…

«Новогодний подарок» от Антимонопольного комитета

Информационный центр «ушел»

АПУ поможет реформировать УПК

В новый год — с новым лицом

Судебная «компетентность»

Реестр событий

В новый год с изменениями

Даешь Конституцию лучше в 2007-м!

Рекомендовать нельзя — отложить

Суды должны быть готовы ко всему!

Судебная практика

Для 3 % годовых — общий срок исковой давности

Куда пойти, к кому «податься»..?

Судебные решения

Об особенностях классификации товаров во внешнеэкономической деятельности

О сроках для принятия наследства

Об особенностях назначения арбитражного управляющего

Об особенностях начисления налога на землю

О сути правонарушений в сфере энергетики

Тема номера

Конституция по процедуре ad hoc

Частная практика

О себе — во всеуслышание

Юридический форум

Разграничение по теме «долга»

Да — судебной журналистике!

Інші новини

PRAVO.UA