Двойное «но» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Двойное «но»

В случае принятия президентский законопроект фактически легализует двойное гражданство, хотя Конституция Украины устанавливает принцип единого гражданства

О том, что законодательство о гражданстве необходимо совершенствовать, если не реформировать в целом, разговоры ходят уже не первый год.

И вот совсем недавно Президент Украины Владимир Зеленский представил законопроект № 2590 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно вопросов гражданства». Данная инициатива была воспринята обществом довольно неоднозначно: многие заявили о том, что законопроект фактически легализирует двойное гражданство, хоть и в Основном Законе — Конституции Украины прямо прописано, что в Украине действует принцип единого гражданства.

Но как обстоят дела фактически? По сути, ничто не мешает некоторым украинским гражданам иметь паспорта сразу двух стран (например, соседней Румынии или той же Польши). Да, безусловно, факт двойного гражданства не одобряется, однако никакие активные действия по отношению к таким гражданам не предпринимаются, и люди довольно успешно пользуются благами гражданства обеих стран. Как отмечает юрист ЮКК «Де-Юре» Наталья Ляшенко, законодательство о гражданстве однозначно требует усовершенствования. «Ни для кого не секрет, что при существующем запрете двойного гражданства в Украине у многих наших соотечественников есть паспорта двух-трех стран — это становится возможным благодаря пробелам в законодательстве, а также неурегулированности процедуры проверки выполнения требований законодательства лицами, претендующими на получение украинского гражданства», — подчеркивает она.

Так что же предлагается в самом законопроекте? Речь идет прежде всего об упрощении процедуры получения гражданства. Но, как отмечает Наталья Ляшенко, упрощенная процедура предусмотрена не для всех. В частности, ею могут воспользоваться военнослужащие Вооруженных Сил Украины и лица, ставшие жертвами преследования в стране-агрессоре. Упрощение заключается в том, что такие лица не будут обязаны выйти из гражданства/подданства другой страны и, соответственно, подтверждать такой выход — достаточно подать декларацию об отказе от иностранного гражданства. Также упрощенная процедура применима к лицам, которые имеют право принять присягу гражданина Украины (перечень стран, чьи граждане или подданные могут принять такую присягу, будет утвержден Кабинетом Министров).

Также законопроект расширяет основания приобретения гражданства Украины детьми, в том числе в результате усыновления, установления опеки, попечительства. Г-жа Ляшенко отмечает, что законопроект предусматривает введение судебного порядка отмены решения об установлении, оформлении принадлежности к гражданству Украины. В числе условий указываются следующие: 1) постоянное проживание на территории Украины на момент провозглашения независимости (граждане бывшего СССР); 2) проживание на территории Украины на момент вступления в силу Закона Украины «О гражданстве Украины» (лица, которые не были гражданами других государств и проживали в Украине по состоянию на 13 ноября 1991 года); 3) подача заявления об оформлении принадлежности к гражданству Украины (граждане бывшего СССР, которые прибыли в Украину на постоянное место жительства после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте образца 1974 года была проставлена отметка «гражданин Украины», а также их дети, прибывшие с ними). Если решение было принято вследствие обмана, подачи лицом неправдивых сведений или фальшивых документов, сокрытия какого-либо существенного факта, при наличии которого принятие решения об установлении, оформлении принадлежности к гражданству Украины было бы невозможным, оно отменяется в судебном порядке. Решение не может быть отменено в случае, если лицо, в отношении которого оно было принято, на момент принятия такого решения было несовершеннолетним или недееспособным.

Но самым примечательным новшеством стало, пожалуй, то, что законодатель предлагает расширить круг лиц, приобретающих гражданство Украины по территориальному происхождению, включив в него лиц, родство с которыми дает право лицу на приобретение гражданства Украины по территориальному происхождению. Теоретически это может обернуться возвращением тысяч этнических украинцев для получения гражданства. Но сколько в действительности будет желающих — вопрос еще тот.

Некоторые скептики утверждают, что данный законопроект не имеет ничего общего с теми благими целями, которые он перед собой ставит. Дескать, таким образом будет легче приводить к власти и руководящим должностям иностранцев. Справедливости ради стоит отметить, что в документе определен перечень государственных должностей, которые не могут занимать бипатриды. В список включены, в частности, такие должности, как секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместители, члены Центральной избирательной комиссии, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, члены Кабинета Министров Украины, прокуроры и т.д. Более того, претендентам на эти должности необходимо будет подать декларацию об отсутствии паспортов других государств. Однако, как подчеркивают те же скептики, в этом контексте совсем не упоминаются народные депутаты Украины, а сам механизм проверки достоверности информации в декларациях никоим образом не прописывается, что может служить поводом для множества манипуляций.

Эксперты также отмечают, что для реализации данной законодательной инициативы не обойтись без внесения изменений в Конституцию Украины, где на данный момент не регулируются вопросы двойного и множественного гражданства.

Кроме того, Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины уже предоставило свое заключение, и в нем подчеркивается, что при оценке концепции положений представленного законопроекта следует учитывать и тот факт, что безвизовый режим Европейского Союза c Украиной, который был введен в июне 2017 года, касается исключительно лиц с украинским гражданством, а не бипатридов. Поэтому легализация двойного гражданства Украины потенциально может создать основу для пересмотра Европейским Союзом безвизового режима c Украиной, поскольку меняются условия, при которых такой режим был предоставлен.

Так чего же больше — плюсов или минусов? Чем может обернуться такое нововведение, пока трудно сказать. Вместе с тем, как обращает внимание Наталья Ляшенко, в последнее время миграционная служба стала более внимательно изучать документы, касающиеся подтверждения оснований получения украинского паспорта. Но стоит ли вообще игра свеч? Нужно ли легализовать то, что существует неофициально, и таким образом получить достаточно большое количество потенциальных рисков? Или затея Президента Украины, касающаяся увеличения количества украинских граждан, достойна уважения и для этой цели все средства хороши? Оба этих вопроса пока риторические, но ответы на них станут известны уже в ближайшее время.

Алена СТУЛИНА • «Юридическая практика»

 


МНЕНИЕ

Заложены некоторые риски

Максим МОГИЛЬНИЦКИЙ, управляющий партнер АО «Могильницкий и Партнеры»

В терминологический оборот законопроекта о гражданстве вводится категория лиц, принимавших участие в сдерживании агрессии Российской Федерации на территории Донецкой и Луганской областей. Кроме того, в законопроекте определена также категория лиц, преследуемых на территории государств, признанных оккупантами либо агрессорами. Данным категориям лиц гражданство Украины предоставляется в более упрощенном порядке по сравнению с другими категориями.

Во-первых, термин «вооруженная агрессия» коррелирует с подобным термином, употребляемым в Законе Украины «О правовом режиме военного положения». На мой взгляд, в связи с употреблением данного термина могут возникнуть последствия, прописанные в упомянутом законе. И чем чаще мы его употребляем, тем четче проявляется необходимость применения мер, предусмотренных данным законом. Как показала жизнь, наша страна явно не готова к этому, и практика взаимоотношений Украины с РФ это подтверждает.

Мне кажется, что если уж законодатель счел необходимым предоставлять гражданство Украины в упрощенном порядке лицам, участвующим в отражении агрессии РФ, то этому процессу целесообразно придать некий временный характер, прописав его не в законе, а в другом нормативном акте с учетом, опять-таки, временного характера данного явления.

Во-вторых, политически преследуемые лица — это те же беженцы в контексте Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной и временной защите» с той лишь разницей, что в законопроекте подразумевается, что они родом из страны-оккупанта либо агрессора. Несложно догадаться, о какой стране в законопроекте идет речь. Вместе с потерей логики применения термина «беженец», которым фактически является политически преследуемое лицо, законодатель выглядит нелепо в попытке зеркально реагировать на действия РФ по упрощенному предоставлению гражданства украинцам. Россия, в отличие от Украины, поставила четкий заслон в приобретении гражданства лицам, имеющим судимость и прочие подобные грехи в странах предыдущего пребывания. Автор же зачем-то в указанном законопроекте предоставляет право получить гражданство осужденным или находящимся под следствием за совершение преступлений, если соответствующий орган сочтет, что эти уголовные преследования осуществляются по политическим мотивам. На мой взгляд, это очень похоже на отказ от признания юрисдикции судов той страны, чьи решения будут учитываться Украиной как политически мотивированные, и, несмотря на судимости, таким лицам будет предоставляться гражданство. Можно было бы в данном законопроекте предусмотреть ряд дополнительных льгот при размещении таких лиц в малонаселенных регионах и занятости в сферах, требующих развития в Украине.

Такой подход был бы намного удачнее с точки зрения привлечения дополнительного населения в нашу страну, которое бы не повышало уровень преступности, а способствовало росту ВВП на душу того же населения.

В законопроекте весьма оригинально сформулирована возможность наличия условного двойного гражданства. Перечень стран будет определяться Кабинетом Министров Украины. Мне кажется, что здесь заложен риск нарушения принципа равноправия участников данных отношений. Ведь в постановлении КМУ может значиться страна, чей паспорт мы принимаем как второй, которая своим гражданам такой возможности не дает, в том числе и в отношении Украины. Поэтому более логично вопрос о возможности двойного гражданства разрешать путем заключения двусторонних договоров об урегулировании вопросов двойного гражданства с такими странами, тем более что такая международная практика имеет широкое применение.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Ах, рано отмена

В фокусе: арбитраж

Орбита МКАС

Государство и юристы

Лобби-пар

Читать до ста

Финишная упрямая

Двойное «но»

Дайджест

Проблемы надлежащего уведомления: частные определения судов

Документы и аналитика

Кто в домене хозяин

Зарубежная практика

Знать толк

Новости

Новости законотворчества

Судоразгрузка

Новости из зала суда

Новости юридических фирм

Карта событий

Отрасли практики

Урок английского

Измените, мы больше не будем

Самое важное

Встретить новациями

От общего к честному

Выразили возмещение

Шаг и март

Хозяйственные заботы

Судебная практика

Тайны: следствие

Привести договор в исполнение

Судебные решения

О нюансах аннулирования регистрации плательщиком НДС

На лицо, являющееся исполняющим обязанности, распространяется трудовое законодательство

Особенности увольнения мобилизованного работника

Тема номера

Результат на лицо

Учесть розницу

Гарантийные условия

Частная практика

Ассоциативный ряд

Інші новини

PRAVO.UA